Рабочая дополнительная общеразвивающая программа "Удивительный алфавит"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Ершова Наталья Владимировна

подготовка детей 6-7 лет к обучению чтению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_udivitelnyy_alfavit_2020.docx78.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Буратино»

Протокол № _____

от «___» _____________2020 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

МБДОУ «Детский сад «Буратино»

_______________   Н.Н. Гарбузова

Приказ № _____

от « ___» _____________2020 года

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ АЛФАВИТ»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Буратино»

Направленность

Познавательная

Возраст обучающихся

6-7 лет

Объем аудиторных занятий

30 часов

Срок реализации

1 год

 Автор  

Ершова Наталья Владимировна

Учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад «Буратино»

с. Мужи, 2020 г

Содержание программы

I.

Целевой раздел

3

Пояснительная записка

3

Цели и задачи программы

4

Структура и организация программы

4

Планируемые результаты освоения программы

4

II.

Содержательный раздел

5

Описание образовательной деятельности

5

Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет

5

Методы обучения

6

Работа с родителями

6

Учебно-тематический план

6

Мониторинг уровня развития детей по усвоению программы

7

Содержание занятий

8

III.

Организационный раздел

14

Ресурсное обеспечение программы

14

Календарно-учебный график

14

Программно-методическое обеспечение

14

Кадровое обеспечение

14

Техническое обеспечение занятий

14

Список литературы        

15

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования  «Удивительный алфавит»  имеет познавательную направленность и разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе учебного пособия для дошкольников «Букварь» Н.С. Жуковой; «Эксмо; Е, Изд-во ЛИТУР. 2015.Также к данной программе в соответствии с ФГОС,  в качестве дополнительного пособия включены занятия по рабочей тетради «Азбука. Мой первый учебник». Авторы  Л.В. Игнатьева, Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2016.                                  Исследования свидетельствуют о том, что  дети дошкольного возраста в большинстве своем  имеют небольшой словарный запас, часто не умеют  выражать свои мысли и переживания, испытывают сложности в конструировании словосочетаний и предложений. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к обучению чтению и умению читать, эта же проблема волнует и родителей.         

Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

Подготовка детей  к обучению чтению предполагает знакомство со звуками и буквами и умению детей читать по слогам на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.                        Таким образом, педагогическая целесообразность программы «Удивительный алфавит» обусловлена тем, что для дошкольников создается обстановка непринуждённости, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой. Используя  различные  методы,  формы и  приёмы  обучения  воспитанников необходимо  стараться,  чтобы  у  детей  желание  учиться  не  погасло  из-за первых  же  трудностей,  а  превратилось  в  желание  к  преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес. Детям предоставляется  возможность    с  первых  же  занятий  быть  активными, уверенными в себе, т.е. обеспечить им ситуацию успеха. Учебный материал преподноситься доступно, дети учатся с удовольствием, а значит и успешно.Также данная программа обусловлена необходимостью обогащения словарного запаса детей и уточнения знаний ребенка, оптимизации  активного говорения, общения, освоения образцов речи дошкольником как одного из элементов  подготовки ребенка к школе.                                        Программа по дополнительному образованию для старших дошкольников «Удивительный алфавит» является актуальной, так как она составлена с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития дошкольников, адаптирована для реализации в условиях МБДОУ «Детский сад «Буратино». Для  успешной  реализации  программы  применяются различные педагогические технологии: игровые,  так  как  ведущей  деятельностью  для  детей  дошкольного возраста является - игра, информационно-коммуникативные - обеспечивают  наглядность, доступность,  устойчивый  интерес  к  познанию  нового,  представляют   возможности поиска информации. Вместе с тем, программа предусматривает теоретические знания детей о русском   языке, что соответствует задачам образовательной программы дошкольного образования.        

Программа, составлена  на основе учебного пособия по ознакомлению дошкольников с алфавитом и начальному обучению  чтению, направлена на  традиционный подход к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Подготовка детей к обучению чтению и практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 6-7 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Целью данной программы является: развитие у детей 6-7 лет познавательных способностей, которое предполагает:

-  знакомство детей с алфавитом; 

- подготовка детей к обучению чтению.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- Развивать представления об устной и письменной речи;

- Учить составлять из букв слоги;                        

-  Учить читать по слогам;

-  Учить написанию печатных букв;

     -  Содействовать осознанному отношению детей к обучению в школе.

Планируемые результаты

По окончании обучения дети должны  уметь и знать:

  • Иметь представление об устной и письменной речи.
  • Знать порядок букв в алфавите;
  • Уметь читать по слогам.
  • Уметь писать печатные буквы.
  • Обозначать на письме заданную букву.

Способ проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности.

     Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицирована. Все изменения обусловлены адаптацией к учебному пособию для дошкольников «Букварь» Н.С. Жуковой, также  в соответствии с ФГОС,  дополнительного пособия  «Азбука». «Мой первый учебник». Авторы  Л.В. Игнатьева, Е.В. Колесникова к условиям дополнительного образования в дошкольном учреждении и позволяют развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальные возможности обучающегося; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребенка в достижении им поставленных образовательных целей. В рамках модификации общее количество часов по программе 30 (1 год обучения).

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 6-7  лет.

Срок реализации программы -  1 год, 1 час в неделю, 30 часов в год.

Формы и режим занятий: Занятия проводятся с  группой детей 1 раз в неделю, наполняемость группы до 10 человек.

        Ведущей формой организации обучения является групповая, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применения дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в условии программного материала может быть различной.

Продолжительность занятий: для детей 6-7 лет 30 минут.

Психолого - педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста    Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Дети подготовительной к школе группы в сюжетно-ролевых играх начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Формами подведения итогов и определения результативности реализации данной программы являются:

  • Открытое занятие для родителей  -апрель 2019 г.;
  • Мониторинг уровня полученных знаний - май 2019 г.;
  • Презентация о проделанной работе для педагогов и родителей.

        Методы обучения:

Наглядные

Словесные

Практические

Показ

Демонстрация пособий

Наблюдение

Рассматривание Картинки

Прослушивание

Показ образца

Показ способа действия

Объяснение

Пояснение

Беседа

Рассказ

Пересказ

Словесные игры

Упражнения

Игры

Тексты

Работа в тетрадях

Физминутки

Работа с родителями.

  1. Ознакомить родителей с рабочей дополнительной образовательной программой «Удивительный алфавит» на родительском собрании  - октябрь 2019 г.
  2. Приглашение родителей на открытое итоговое занятие с презентацией о проделанной работе - апрель 2109 г.

        Учебно – тематический план.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие

1

2 неделя октября

2.

Речь письменная и устная.

1

3 неделя октября

3.

Звуки речи.Гласные звуки, гласный звук IаI, буквы А, а,

1

4 неделя октября

4.

Гласные и согласные звуки.

Гласный звук IуI; буквы У, у.

1

1 неделя ноября

5.

Гласный звук IоI, буквы О, о.

1

2 неделя ноября

6.

Согласные звуки IмI, IмI;

буквы М, м.

1

3 неделя ноября

7.

Согласные звуки IсI,IсI; буквы С, с. Учимся соединять буквы.

1

4 неделя ноября

8.

Соединяем буквы, читаем слоги. Читаем слитно.

1

1 неделя декабря

9.

Предложение. Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

1

2 неделя декабря

10.

Согласный звук Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х.  IшI, ; буквы Ш, ш.

1

3неделя декабря

11.

Гласный звук IыI; буква ы. Согласные звуки IлI, IлI; буква Л, л

1

4 неделя декабря

12.

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

1

2 неделя января

13.

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

1

3 неделя января

14.

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

1

4  неделя января

15.

Гласный звук IиI; буквы И, и.

1

1 неделя февраля

16.

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Согласные звуки звонкие и глухие.

1

2 неделя февраля

17.

Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Гласный звук IйI; буквы Й, й.

1

3 неделя февраля

18.

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

1

4 неделя февраля

19.

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

1

1  неделя марта

20.

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

1

2 неделя марта

21.

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

1

3 неделя марта

22.

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

1

4 неделя марта

23.

Буквы Е, е. Буква Ь.        

1

1 неделя апреля

24.

Буквы Я, я. Буквы Ю, ю.

1

2 неделя апреля

25.

Буквы Ё, ё.

1

3 неделя апреля

26.

Согласный звук IчI; буквы Ч, ч.

1

4 неделя апреля

27.

Гласный звук IэI; буквы Э, э.

1

1 неделя мая

28.

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

1

2 неделя мая

29.

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ.

1

3 неделя мая

30.

Буква Ъ. Алфавит

1

4 неделя мая

Всего:

30

Мониторинг

Показатели освоения  данной программы  

Ф. И. ребенка

1.

Имеет представление об устной и письменной речи.

2.

Знает порядок букв в алфавите.

3.

Умеет составлять из букв слоги. Читает по слогам.

4.

Умеет писать печатные буквы.

5.

Обозначает на письме заданную букву.  

 ИТОГО:

1 балл - правильный ответ

0,5 баллов - правильный ответ  с помощью взрослого

0 баллов - неправильный ответ

Низкий уровень – меньше 1-2 балла

Средний уровень – 3-4 балла

Высокий уровень –4- 5 баллов

        Содержание занятий

Занятие 1. Вводное занятие.

Цель: познакомить детей с «Букварем»  автор Н.С. Жукова,  с учебным пособием «Азбука» - «Мой первый учебник»  автор Л.В. Игнатьева, Е.В. Колесникова.

Методы и приемы:

- демонстрация учебных пособий;
- объяснение работы по изучению «Букваря» и  рабочей тетради «Азбука - Мой первый учебник»;

Занятие 2. «Речь письменная и устная»

Цель: расширять представления детей о письменной и устной речи, способствовать развитию устойчивого и познавательного интереса и внимание у детей к собственной речи.

Методы и приемы:

- рассказ и объяснение педагога;

- загадки об устной и письменной речи;

- игра - решение проблемной  ситуации: «Для чего нам нужна речь?»;

- физкультминутка «Солнышко лучистое».

Занятие 3. «Звуки речи». Гласный звук IаI, буквы А, а.

Цель: дать знания детям о звуках и буквах. Знакомство с гласным звуком IаI,

с буквами А, а.

Методы и приемы:

- рассказ  и объяснение педагога;

- объяснение: гласный звук IаI, буквы А, а.

- игровое упражнение «Назови первый звук в слове»;

- физкультминутка «Ветер дует  нам в лицо»;

- практическая работа по «Букварю» знакомство с гласным звуком IаI, с буквами А, а.

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буквы «А».

Занятие 4. «Гласные и согласные звуки.

Гласный звук IуI; буква У, у.

Цель: развивать знания детей о звуках, объяснить характеристику гласных звуков. Знакомство со звуком IуI; буквой У, у.

Методы и приемы:

- рассказ педагога;

- объяснение Гласный звук IуI; буквы У, у.

- игра «Угадай звук?»;

- физкультминутка «Урожай мы соберем».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с гласным звуком IуI; буквы У, у.

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква«У».

Занятие 5. «Гласный звук IоI, буквы О, о.

Цель: продолжать развивать знания о гласных звуках, знакомство с гласным звуком IоI, буквой О, о.

Методы и приемы.

- объяснение Гласный звук IоI, буквы О, о.;

- игра «Корзина с овощами»;

- физкультминутка «Дети в огород идут»

- сенсорное развитие: «Волшебный мешочек»;

- практическая работа по «Букварю» знакомство с гласным звуком IоI и буквой «О».

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «О».

Занятие 6. «Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с буквой  «М».

Методы и приемы:

- Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.;

- сенсорное развитие: «Волшебный мешочек»;

- физкультминутка «Маленький кролик»;

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IмI, IмI;

 и буквой «М», «м»;

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «М».

Занятие 7. Согласные звуки IсI,IсI; буквы С, с. Учимся соединять буквы.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с буквой «С».

Методы и приемы:

- Согласные звуки IсI, IсI; буквы С, с.;

- игровое упражнение «Назови слова со звуком IсI, IсI;

- физкультминутка «Снеговик»;

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IсI,IсI;

буквы С, с.;

-объяснение педагога: Учимся соединять слоги;

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «С».

Занятие 8. Соединяем буквы, читаем слоги. Читаем слитно!

Цель: развивать умение детей соединять буквы и читать по слогам.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- показ образца как правильно соединять буквы и читать по слогам;

- работа с текстом по картинке в «Букварем»;

- физкультминутка «Помощники»;

Занятие 9. Предложение. Согласные звуки IрI, IрI; буквами «Р», «р».

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Согласные звуки IрI;

Знакомство с буквой «Р».

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IрI;

- пальчиковая гимнастика «Рукавичка»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IрI, IрI;

 и  с буквой «Р».;

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Р».

Занятие 10. Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Звук IшI, IшI, ; буквы Ш, ш.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Согласные звуки IхI, IхI;

IшI, IшI, буква «Х», «Ш».

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- физкультминутка «Хозяюшка».

 - практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IхI, IхI; буквой «Х», х. звуки IшI, IшI,; буквы Ш, ш.

  - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатные буква «Х», «Ш».

Занятие 11. Гласный звук IыI; буква Ы. Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

Цель: продолжать развивать знания о гласных и согласных звуках. Знакомство с гласным звуком IыI; с буквой Ы. Согласные звуки IлI, IлI; с буквами Л, л.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IлI;

- пальчиковая гимнастика «Ладошки».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с гласным звуком IыI; буквой Ы,

с согласными звуками I лI, IлI; с буквами Л, л.

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Ы», «Р».

Занятие 12. Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IнI, IнI; с буквами Н, н.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IнI;

- физкультминутка «Новый дом»

 - практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IнI, IнI;

с буквами Н, н.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Н».

Занятие 13. Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IкI, IкI; буквы К, к

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IкI;

- физкультминутка «Качели»

 - практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IкI, IкI;

буквы К, к

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «К».

Занятие 14. Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IтI, IтI; буквами Т, т.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IтI;

- физкультминутка «Тихо, тихо снег идет…»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками   IтI, IтI;

буквыТ, т

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Т».

Занятие 15. Гласный звук IиI; буквы И, и.

Цель: продолжать развивать знания о гласных звуках. Знакомство с гласным звуком IиI, буквами И, и.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IиI;

- физкультминутка «Игрушки спят»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с гласным звуком   IиI; буквой И, и

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «И».

Занятие 16. «Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п. Согласные звуки звонкие и глухие.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках,  о звонких и глухих звуках. Знакомство с согласными звуками IпI, IпI, буквами П, п.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IпI;

- пальчиковая гимнастика «Птицы у кормушки»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IпI, IпI,

буквами П, п.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «П».

Занятие17. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Гласный звук IйI; буквы Й, й.

Цель: продолжать развивать знания о гласных и согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IзI, Iз I; буквы З, з. Гласными звукамиIйI; буквой Й, й.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IзI;

- пальчиковая гимнастика «По дороге белой, гладкой…»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IзI, Iз I; буквы З, з. гласными звуками IйI;  с буквами Й, й.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатные буквы «З», «Й».

Занятие 18. Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IгI, IгI; буквы Г, г.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IгI;

- пальчиковая гимнастика «Грабли»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IгI, IгI; буквы Г, г.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Г».

Занятие 19. Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IвI, IвI;  буквы В, в.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IвI;

- пальчиковая гимнастика «У нас просторный водоем».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IвI, IвI;

буквыВ, в.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «В».

Занятие 20. Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IдI, IдI; буквы Д, д.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IдI;

- пальчиковая гимнастика «Дровосек».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IдI, IдI;

буквыД, д.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Д».

Занятие 21. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуками IбI, IбI; буквы Б, б.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IбI;

- физкультминутка «Береза».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками  IбI, IбI;

буквыБ, б.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Б».

Занятие 22. Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными

звуком IжI; буквы Ж, ж.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IжI;

- физкультминутка «Журавли».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласным звуком IжI;

Буквами Ж, ж.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Ж».

Занятие 23. «Буквы Е, е. Буква Ь.        

Цель: Знакомство с буквами Е, е, Ь.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- физкультминутка «Мы едем, едем».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с буквамиЕ, е. Ь.        

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Е», «Ь».

Занятие 24. Буквы Я, я. Буквы Ю, ю.

Цель: Знакомство с буквами Я, я. Буквы Ю, ю.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- физкультминутка «Посчитаем яблоки».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с буквами Я, я. Буквы Ю, ю

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Я», «Ю».

Занятие 25. Буквы Ё, ё.

Цель: Знакомство с буквамиЁ, ё.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- физкультминутка «Ежики на полянке».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с буквамиЁ, ё.

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Ё».

Занятие 27. Гласный звук IэI; буквы Э, э.

Цель: продолжать развивать знания о гласных звуках. Знакомство с гласным звуком IэI, буквами Э, э.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуком IэI;

- физкультминутка «Эхо в лесу»

- практическая работа по «Букварю» знакомство с гласным звуком IэI; буквы Э, э.

 - практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Э».

Занятие 28. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуком

IцI; буквы Ц, ц. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуками IцI;IфI;

- физкультминутка «Филин в лесу».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IцI; буквы Ц, ц. с согласными  звуками IфI, IфI; буквой Ф,

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква «Ц», «Ф».

Занятие 29.Согласный звук IщI; буквы Щ, щ.

Цель: продолжать развивать знания о согласных звуках. Знакомство с согласными звуком

IщI; буквы Щ, щ.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- игры и упражнения: «Назови предметы со звуками IщI.

- физкультминутка «Кровельщик».

- практическая работа по «Букварю» знакомство с согласными звуками IщI; буквы Щ, щ.

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква Щ.

Занятие 30. Буква Ъ. Алфавит

Цель: Знакомство с Ъ звуком. Закрепление пройденного материала.

Методы и приемы:

- объяснение педагога;

- практическая работа по «Букварю» знакомство с буквой Ъ.

- практическая работа в тетрадях по «Азбуке», печатная буква Ъ.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

Ресурсное обеспечение программы

Календарно-учебный график.

№ п/п

Содержание

Период проведения

1.

Аудиторные занятия (по группам)

с 10 октября 2019 года по 31 мая 2020 года

2.

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия

с 1 июня  2020 года

по 10 сентября 2020 года

Учебный план

Объединение дополнитель-ного образования

Форма проведения

Общий объем аудиторных и внеаудиторных занятий

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Кол-во недель в год

Возраст

Продолжительность занятия

«Удивитель-ный алфавит»

Аудиторные занятия

1

30

30

6-7 лет

30 мин

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия

16

Программно – методическое обеспечение:

  1. Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие для дошкольников.
  2. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. «Азбука. Мой первый учебник» (учебная тетрадь).
  3. Раздаточный и демонстрационный материал (магнитная доска буквы на магнитах).
  4. Цветные карандаши.
  5. Картотека пальчиковых игр.
  6. Картотека физминуток и подвижных игр.

Кадровое обеспечение: программу может реализовывать педагог, имеющий творческие способности, умеющий видеть индивидуальные возможности  и способности воспитанников, направляя их к реализации этих возможностей.

Техническое оснащение занятий:

  1. Компьютерные программные средства.
  2. Мультимедийные материалы.

Список литературы

  1. Жукова Н. С. Букварь. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо; Е.: Изд-во ЛИТУР. 2015. – 96 с.
  2. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 2010.
  4. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. «Азбука. Мой первый учебник. – М.: Ювента, 2016.
  5. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 2007.
  6. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 2014.
  8. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2016. – 224 с.
  9. Кубрякова, Е.С. Нормативный аспект речевой деятельности [Текст] / Е.С. Кубрякова. – М.: Лириком, 2016. – 160 с.
  10. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
  11. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
  12. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.
  14. Сычева Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.-96 с.
  15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.И. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 2015 – 28с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы- школе"

Данная программа по шахматам для младших школьников....

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа "Забавные превращения веревочки"

программа логопеда для детей 4-5 лет по развитию речи и мелкой моторики...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью «Всё в наших руках»

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью «Всё в наших руках» Возраст обучающихся: 8-18 лет...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для ...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...