Лексическая тема: "Посуда"
материал по логопедии (старшая группа)

Шейнкина Елена Львовна

Вместе с детьми рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;  

Закрепить с детьми названия предметов посуды и их частей.

Познакомить с материалом, из которых она сделана, со способами ухода за ней, назначением.

Разобрать классификацию посуды. Расширить словарь по теме: "Посуда"

 

Учим  Звук В, Вь. Буква В.

 

Звук Ф, ФЬ Буква Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_posuda.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Посуда»

Словарь ребенка должен включать слова: посуда, её виды, столовая, чайная, одноразовая; сервиз; мыть, вытирать, накрывать, убирать, ставить, разбивать стеклянный, железный, прозрачный и т.д.

Вместе с детьми рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;  

Закрепить с детьми названия предметов посуды и их частей.

Познакомить с материалом, из которых она сделана, со способами ухода за ней, назначением.

Разобрать классификацию посуды.

Чайная посуда - посуда для чаепития (чашки, блюдца, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка), столовая –посуда для приема пищи и сервировки стола, кухонная – посуда для приготовления пищи (кастрюли, сковородки, разделочные доски и т.д.).

Спросить у детей где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте)

Объяснить детям значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка».

Учить составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды

- Как называется?

- Какого цвета?

- Какой формы?

- Какого размера?

- Из какого материала сделана?

- Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)

- Для чего нужна посуда?

Какие действия можно производить с посудой?
(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять…)

1.Игра  «Какая бывает посуда»  (образование прилагательных)

Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.

2.Дидактическая игра«Четвертый лишний» (по картинкам).

Чашка, блюдце, кастрюля, чайник. Поварешка, тарелка, супница, сахарница.

3. «Один - много» (согласование числительных с
существительными в роде, числе и падеже)
Одна ложка, две ложки, пять ложек 
Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

Чайник - чайники и т.д.

4. . «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Тарелка - тарелочка
(кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан)

5.Образование относительных прилагательных

Чашка из фарфора (какая?) – фарфоровая,

стакан из стекла (какой?) – стеклянный,  

ложка из дерева - …, горшочек из глины - …,

тарелка из пластмассы - …,

ложечка из серебра - ….

6.« Где живут продукты?»
Сахар живет в сахарнице
(соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты, салат, суп)

7. Послушай сказку, выучи ее:
«Сказка о чайнике»
Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,                            

Мы посуду перемыли:                         

 Чайник, чашку, ковшик, ложку          

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили,                  

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                        

Удар кулачками, хлопок

Одна ладонь скользит по другой, по кругу

Загибают пальчики, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой, по кругу

Загибают пальчики

Удар кулачками, хлопок.

Учим  Звук В, Вь. Буква В.

Звук В-согласный, твердый, звонкий - обозначается синим  кружочком

Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий - обозначается зеленым кружочком.

Придумай слова со звуком В, Вь.

Ваня, Вова, Вика, Витя…

«Найди картинку». На доске в ряд расположено несколько картинок. Дети находят те из них, в названии которых есть звук [в].

«Угадай слово»:

со-со-со, ва-ва-ва, получается... (сова); бук-бук-бук, ва-ва-ва, получается... (буква); и-и-и, ва-ва-ва, получается... (ива); хал-хал-хал, ва-ва-ва, получается... (халва); ди-ди-ди, ван-ван-ван, получается... (диван); и-и-и, ван-ван-ван, получается... (Иван).

«Прошагай слова». Деление слов на слоги. Начинает логопед:

Мы с ребятами шагаем, Части слова мы считаем.

Ва-та, вой, ав-то-бус, клюк-ва, ва-го-ны, двои-ка, у-мы-валь-ник, и-ва, ваф-ли, ди-ван, тык-ва, хвост, ва-за, буквы и т. д.

• Знакомство с буквой В: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква В? (Вправо.)

Чтение слов: сова, вата, хвост, воск, свист; ива, ивы; буква, буквы.

«Отгадай слово». Логопед выкладывает звуковую модель: синий-синий-красный-синий. Затем говорит: «Вкусненький напиток этот очень любят люди летом». (Квас.)

Звук Ф, ФЬ Буква Ф.

Звук Ф – согласный, твердый, глухой.

Придумай слова со звуком Ф.

Звук Ф – согласный, твердый, глухой. - обозначается синим  кружочком

Фокус, факир, форма.

Звук Фь – согласный, мягкий, глухой - обозначается зеленым кружочком.

Фикус, Фиалка, Феня.

Проанализируй звуки, слоги ВА, ОВ, ВУ, ВИ, УВ,

проанализируй слова вот, Вова, фото, фикус

например: 1 –ый звук В – согласный, твердый, звонкий, 2-ой звук – А – гласный, один слог и т.д.

Характеристика звука Ф (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса, произносится с помощью верхней губы и нижних зубов).

Логопед. Звук можно тянуть: «Ф-ф-ф».

• Воспроизведение слоговых рядов: фа-фа-ва; ва-ва-фа; фа-фа-ав; фра-ва; фта-ква; фна-дна; флу-влу; флэ-брэ и т. д.

«Назови картинки». На игровом поле — картинки, в названии которых есть звук [ф], дети называют их и определяют место звука в слове.

«Назови предмет ласково». На доске — картинки: флаг, кофта, жираф, шкаф, фартук, вафли, сарафан, шарф, фонарь. Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Хлопни в ладоши». Дифференциация звуков [в] и [ф].

Логопед называет слова, в названии которых есть звук [в] или [ф]. Услышав слово со звуком [ф], дети должны хлопнуть в ладоши.

«Чего не стало?» На доске — картинки, в названии которых есть звук [ф]. Логопед незаметно убирает 2—3 картинки и спрашивает: «Чего не стало?» Дети отвечают: «Не стало фартука, сарафана и шкафа». И т. д.

Знакомство с буквой Ф: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.

• Чтение слов: флаг, флажок, флакон, фокус, флот, шкаф, лифт, фото, кофта, вафли.

«Живые буквы» (флаг, фокус, фото).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе. Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)

Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе.Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".

Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» тема: Посуда

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»тема: Посуда...

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды посуды".

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды  посуды"....