Лексическая тема: "Посуда"
материал по логопедии (старшая группа)
Вместе с детьми рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
Закрепить с детьми названия предметов посуды и их частей.
Познакомить с материалом, из которых она сделана, со способами ухода за ней, назначением.
Разобрать классификацию посуды. Расширить словарь по теме: "Посуда"
Учим Звук В, Вь. Буква В.
Звук Ф, ФЬ Буква Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_posuda.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Посуда»
Словарь ребенка должен включать слова: посуда, её виды, столовая, чайная, одноразовая; сервиз; мыть, вытирать, накрывать, убирать, ставить, разбивать стеклянный, железный, прозрачный и т.д.
Вместе с детьми рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;
Закрепить с детьми названия предметов посуды и их частей.
Познакомить с материалом, из которых она сделана, со способами ухода за ней, назначением.
Разобрать классификацию посуды.
Чайная посуда - посуда для чаепития (чашки, блюдца, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка), столовая –посуда для приема пищи и сервировки стола, кухонная – посуда для приготовления пищи (кастрюли, сковородки, разделочные доски и т.д.).
Спросить у детей где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте)
Объяснить детям значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка».
Учить составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды
- Как называется?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какого размера?
- Из какого материала сделана?
- Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
- Для чего нужна посуда?
Какие действия можно производить с посудой?
(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять…)
1.Игра «Какая бывает посуда» (образование прилагательных)
Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.
2.Дидактическая игра«Четвертый лишний» (по картинкам).
Чашка, блюдце, кастрюля, чайник. Поварешка, тарелка, супница, сахарница.
3. «Один - много» (согласование числительных с
существительными в роде, числе и падеже)
Одна ложка, две ложки, пять ложек
Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.
Чайник - чайники и т.д.
4. . «Назови ласково? (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Тарелка - тарелочка
(кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, казан)
5.Образование относительных прилагательных
Чашка из фарфора (какая?) – фарфоровая,
стакан из стекла (какой?) – стеклянный,
ложка из дерева - …, горшочек из глины - …,
тарелка из пластмассы - …,
ложечка из серебра - ….
6.« Где живут продукты?»
Сахар живет в сахарнице
(соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты, салат, суп)
7. Послушай сказку, выучи ее:
«Сказка о чайнике»
Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | Удар кулачками, хлопок Одна ладонь скользит по другой, по кругу Загибают пальчики, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой, по кругу Загибают пальчики Удар кулачками, хлопок. |
Учим Звук В, Вь. Буква В.
Звук В-согласный, твердый, звонкий - обозначается синим кружочком
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий - обозначается зеленым кружочком.
Придумай слова со звуком В, Вь.
Ваня, Вова, Вика, Витя…
«Найди картинку». На доске в ряд расположено несколько картинок. Дети находят те из них, в названии которых есть звук [в].
• «Угадай слово»:
со-со-со, ва-ва-ва, получается... (сова); бук-бук-бук, ва-ва-ва, получается... (буква); и-и-и, ва-ва-ва, получается... (ива); хал-хал-хал, ва-ва-ва, получается... (халва); ди-ди-ди, ван-ван-ван, получается... (диван); и-и-и, ван-ван-ван, получается... (Иван).
• «Прошагай слова». Деление слов на слоги. Начинает логопед:
Мы с ребятами шагаем, Части слова мы считаем.
Ва-та, вой, ав-то-бус, клюк-ва, ва-го-ны, двои-ка, у-мы-валь-ник, и-ва, ваф-ли, ди-ван, тык-ва, хвост, ва-за, буквы и т. д.
• Знакомство с буквой В: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква В? (Вправо.)
• Чтение слов: сова, вата, хвост, воск, свист; ива, ивы; буква, буквы.
• «Отгадай слово». Логопед выкладывает звуковую модель: синий-синий-красный-синий. Затем говорит: «Вкусненький напиток этот очень любят люди летом». (Квас.)
Звук Ф, ФЬ Буква Ф.
Звук Ф – согласный, твердый, глухой.
Придумай слова со звуком Ф.
Звук Ф – согласный, твердый, глухой. - обозначается синим кружочком
Фокус, факир, форма.
Звук Фь – согласный, мягкий, глухой - обозначается зеленым кружочком.
Фикус, Фиалка, Феня.
Проанализируй звуки, слоги ВА, ОВ, ВУ, ВИ, УВ,
проанализируй слова вот, Вова, фото, фикус
например: 1 –ый звук В – согласный, твердый, звонкий, 2-ой звук – А – гласный, один слог и т.д.
Характеристика звука Ф (согласный — не поется, твердый, глухой — произносится без голоса, произносится с помощью верхней губы и нижних зубов).
Логопед. Звук можно тянуть: «Ф-ф-ф».
• Воспроизведение слоговых рядов: фа-фа-ва; ва-ва-фа; фа-фа-ав; фра-ва; фта-ква; фна-дна; флу-влу; флэ-брэ и т. д.
• «Назови картинки». На игровом поле — картинки, в названии которых есть звук [ф], дети называют их и определяют место звука в слове.
• «Назови предмет ласково». На доске — картинки: флаг, кофта, жираф, шкаф, фартук, вафли, сарафан, шарф, фонарь. Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Хлопни в ладоши». Дифференциация звуков [в] и [ф].
Логопед называет слова, в названии которых есть звук [в] или [ф]. Услышав слово со звуком [ф], дети должны хлопнуть в ладоши.
• «Чего не стало?» На доске — картинки, в названии которых есть звук [ф]. Логопед незаметно убирает 2—3 картинки и спрашивает: «Чего не стало?» Дети отвечают: «Не стало фартука, сарафана и шкафа». И т. д.
Знакомство с буквой Ф: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.
• Чтение слов: флаг, флажок, флакон, фокус, флот, шкаф, лифт, фото, кофта, вафли.
• «Живые буквы» (флаг, фокус, фото).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе. Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)
Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе.Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)...
Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")
Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»
Конспект образовательной деятельности по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...
Методическая разработка на тему:Развитие познавательной деятельности у детей подготовительной группы, с задержкой психического развития, по лексической теме "Посуда".
Конспект занятия на лексическую тему "Посуда" для подготовительной группы ЗПР....
Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".
Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....
Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» тема: Посуда
Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»тема: Посуда...
Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды посуды".
Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды посуды"....