Конспект занятия по обучению грамоты "Звук и буква "П""
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_zvuk_i_bukva_p.docx190.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Знакомство с буквой «П»»

                                                                                      Составила: учитель-логопед

                                                                                          Осипова Марина Николаевна

Знакомство с буквой «П»

ЗАДАЧИ:

1. Сформировать навык правильного произнесения звука П изолированно, в слогах, словах, в предложении, познакомить с буквой П.

2. Развивать фонематическое восприятие: упражнять в воспроизведении слоговых рядов разной степени сложности, назывании слов с заданным звуком, определении позиции звука в слове;  навык элементарного фонематического анализа и синтеза слогов.

3. Формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнений в образовании относительных прилагательных. Формировать умение работать индивидуально, в парах, подгруппой, адекватно принимать оценку своей работы.

4. Развивать зрительное восприятие в ходе выполнения упражнений на узнавание предмета в контурном изображении, по его части, в зашумленном виде.

5. Воспитывать желание работать в коллективе, уверенность в себе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта города Звуков и Букв, рисунки в контурном, частичном изображении в зашумленном виде в названии со звуком П, эти же картинки в цветном изображении, внеречевая опора для характеристики согласных звуков,  фишки гласных и согласных звуков, предметные картинки, материал для конструирования буквы П.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

   -Друзья, сегодня у нас необычное занятие. А сейчас мы  зарядимся бодростью и энергией с помощью нашего приветствия.

 Нетрадиционное приветствие “Здравствуйте!” (в кругу).

Логопед: “Здравствуйте, ручки!”

(Дети поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках, а затем растирают ладони.)

Логопед: “Вы проснулись?”

Дети: “Да!”

Логопед: “Здравствуйте, глазки и щечки!”

(Указательными пальцами обеих рук от переносицы к вискам рисуют очки, а потом указательным, средним и безымянным пальцами проводят от висков к подбородку, гладят щечки.)

Логопед: “Вы проснулись?”

Дети: “Да!”

Логопед: “Здравствуй, носик!”

(Точечный массаж “крыльев” носа)

Логопед: “Ты проснулся, носик?”

Дети: “Да!”

Логопед: “Здравствуйте, ушки?

(Массаж ушных раковин)

Логопед: “Вы проснулись, ушки?”

Дети: “Да!”

Логопед: “Здравствуй, ротик!”

(Растягивают губы в улыбке)

Логопед: “ Ты проснулся, ротик?”

Дети: “Да!”

Дети: “Здравствуйте, все!”

(Поднимают руки вверх)

2) Назовем друг друга ласково.

2.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Ребята, сегодня вы должны сами догадаться о каком звуке мы будем говорить.

Дидактическое  упражнение “Узнай предмет, назови его”

(Предлагаются рисунки, в названии которых есть звук П, в контурном , частичном изображении, зашумленном виде).

-Попытайтесь узнать и назвать предмет.

-Отыщите цветную картинку с этим же изображением на другом столе.

(Дальше работа продолжается за столами)

-Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли узнать предмет по одной части, разглядеть его зачеркнутым.

 Дидактическое упражнение “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Предлагается только часть картинок.

- Назвать картинки. (Пальто, тапки, шапка, колпак, шляпа)

- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах? (Звук П)

- А хотите знать, что же произошло на самом деле?

   Оказывается, у звука П встречается во всех картинках.

 Характеристика звука П по акустико-артикуляторным признакам.

Игра “Раз, два! Повернись и в звук П превратись!”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально, парами, наблюдая за артикуляцией друг друга)

- Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро. Этот звук непевучий, он согласный.

-Расскажем о звуке П.

Предлагается внеречевая опора для характеристики согласных звуков.

-Как вы думаете, какой характер у звука П? Звук П твердый, сердитый или мягкий, ласковый? (Твердый)

-Какие башмаки носит звук П? (Синий)

Он глухой или звонкий? (Глухой)

(С помощью вибрационно-тактильного контроля путем прикладывания тыльной стороны ладони к горлу дети определяют отсутствие вибрации голосовых связок при произнесении звука П)

Работа с фишками.

- Кто хочет поприветствовать звук П? (Здравствуй, звук П - согласный, глухой, твердый)

Звук П – замечательный звук. Давайте с ним поиграем.

 Игра “Веселые дразнилки мальчишек и девчонок”. (Работа подгруппами и индивидуально)

Мальчики и девочки встают напротив друг друга.

-А сейчас мальчишки будут дразнить девчонок и, наоборот.

Мальчики, упирая руки в бока, превратятся в недовольных пыхтунов, а девочки, держась за платьица, станут веселыми пыхтушками- говорушками, повторяя за логопедом.

Мальчики сердито: ап – оп – уп.

Девочки весело: уп – ып – ап!

Мальчики спрашивают: па – по – пу?

Девочки отвечают утвердительно: па – по – пу.

Артикуляционная и дыхательная разминка.

Пощелкаем язычком, потикаем им, как часы, а потом выдохнем плохую энергию.

Упражнение на воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности.

Продолжим пыхтеть, повторяя по одному.

Па – по – пу

Ап - оп – ып

Ипь – опь – упь

Кпу – кпо – кпы

Тпа – тпо – тпу

Спы – спо – спа

Нпа – нпо - нпу

Мпу – мпо – мпы

Ребята, а сейчас найдите букву «П»  раскрасьте фигуры.

C:\Users\Екатерина\Desktop\image032.jpg

Молоды, а сейчас поиграем.

 Игра «Чего не стало»

Картинки:

тапки         помидор

шапка         колпак

черепаха    шляпа

поезд         пальто

цыпленок  палка

Чего не стало? (Шапки)

Правильно, давайте разберём это слово на звуки.  ШАПКА

Разминка “Игра Слов”

Рассмотрите картинки.

- Чем они отличаются шапки?

Если шапку носят весной, то она какая? (Весенняя)

Если шапку носят зимой, то она какая? (Зимняя)

Если шапка сделана из меха, то она какая? (Меховая)

Если шапка связана из шерсти, то она какая? (Шерстяная)

Вот сколько слов мы подобрали к слову “шапка”.

 

C:\Users\Екатерина\Desktop\stixi-pro-bukvy-alfavita-ot-a-do-ya-p.jpg

Посчитайте, сколько элементов есть у буквы. (3)

Давайте пропишем эту букву.

- Изобразите П из пальчиков.

- Попробуйте написать букву П необычным способом:

выложить с помощью счетных палочек;

выложить из карандашей;

из строительного материала палочек и кубиков;

из шнурка;

из ложек;

из вилок;

из шерстяных ниток;

из ленточки;

из фломастеров.

Оценка работ детей.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?  Чему научились? Что было для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...