Современные педагогические технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)
Статья об инклюзивном образовании – форме обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тамара Сергеевна Гурник
Наталья Вячеславовна Мерзлякова
Современные педагогические технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в ДОУ.
Современные педагогические технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в ДОУ.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов растет.
Инклюзивное образование – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Инклюзия – это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Использование разнообразных технологий инклюзивного обучения позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в оздоровительно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать себя сильным и уверенным. Каждая технологии реализации происходит в рамках программы педагога.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка, посещающего детский сад.
Для достижения этой цели педагоги в своей профессиональной деятельности ставят и решают особые профессиональные задачи.
Одной из таких задач является освоение технологий, методов, приёмов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающегося .
Сегодня насчитывается много образовательных технологий, но позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФОП ДО, немного.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые игровые и коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Для детей с ОВЗ игра имеет еще большее значение, чем для их сверстников, она понятна и интересна им, поэтому мы хотим подробнее рассказать о игровых технологиях.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. (словесные и наглядные). Играя, дети развиваются, обучаются, учатся. Комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры, — это игротерапия. Игротерапия позволяет развивать психические процессы: внимание и память, развивать умственную деятельность, воображение, речь, опорно-двигательный аппарат. Игры воспитывают, развивают, социализируют ребенка. В игре ребенок может быть зрителем, участником под руководством взрослого или самостоятельным участником ролевой игры.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать коррекционной, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может скорректировать и усовершенствовать!
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ:
1. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
2. Учет структуры дефекта;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
5. Соответствие коррекционной цели занятия;
6. Учет принципа смены видов деятельности;
7. Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
8. Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: обучающая, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, коррекционная. В своей работе я стараюсь использовать все многообразие игр. В своей педагогической практике на занятиях по художественно-эстетическому развитию мы не раз использовали в игровой форме различный природный материал. В том году мы собирали на участке листья канадского клёна, каштаны и ягоды рябины, сушили. Зимой ребята делали поделки из собранного природного материала. Мы предложили сделать бусы из ягод рябины. Ребята согласились и наперебой стали просить, чтобы до ухода домой мы со всеми для мам успели сделать рябиновые бусы. Мальчик с ЗПР тоже был весьма этим заинтересован. У него была слабо выраженная моторика пальцев рук. Мы взяли нитку с иголкой и стали накалывать ягоды рябины, а особенному ребёнку предложили протаскивать ягодки до узла. Мальчик был в неописуемом восторге от того, что ему доверили такое важное дело. Так вместе с ним и другими ребятами мы сделали бусы для мам и браслеты для девочек. Мальчику очень нравилось работать с шишками и пластилином. Держа шишку в руках, он прокатывал её между ладоней, будоража тем самым чешуйками нервные окончания своих пальчиков. Такие занятия полезны не только для эмоционального фона ребёнка, но и для развития мелкой моторики, а соответственно и речи ребёнка. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
В своей практике используем на занятиях игровое пособие Дьенеша, сочетающее в себе элементы конструктора и развивающей игры. Детям с ОВЗ предлагаем более легкие задания: соберите цветочки для мамы только из красных кружочков, соберите елочки из треугольников, а мостики из прямоугольников или найдите все одинаковые фигуры. Только со временем их усложняем. Также даем детям игровой материал - палочки Кюизенера. Из палочек строим, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки, раскладываем палочки по цвету, длине играем в такие игры: ,, Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?”, “Положи столько же палочек, сколько и у меня”, “Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая”, Какая палочка исчезла” (в дальнейшем алгоритм усложняется) Детям, особенно с ОВЗ такие игры очень нравятся. Они в них играют с желанием и интересом. Наблюдая за детьми во время игр, мы отметили, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Применяя такие технологии, еще раз убеждаешься в важности развивающих игр в работе с детьми с ОВЗ и осознаешь справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».
Кроме игровых технологий в своей работе мы используем различные коррекционно-развивающие технологии:
-здоровьесберегающие технологии (Артикуляционная и мимическая гимнастика, дыхательная гимнастика; зрительная гимнастика, психогимнастика; психокоррекционные игры; пальчиковая гимнастика; самомассаж, физкультминутки; музыкальная терапия, пантомимика).
- песочная терапия (Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие). Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. На таких занятиях развиваются все стороны речи: пополняется и активизируется словарный запас, развивается фонетико-фонематическое восприятие, лексика и грамматика, связная речь. Игры с песком особенно используем при обучении грамоте, при постановке и автоматизации звуков.
- информационно-коммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать: мелкую моторику, память, мышление, внимание, фонематические процессы; расширяют словарный запас и кругозор детей; увеличивают речевую активность; формируют навыки правильной речи. В использовании информационно-коммуникационных технологий педагогом можно выделить следующие преимущества: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной! Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать мультимедиа презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используем:
- мультимедиа презентации, которые можно использовать на фронтальной коррекционно-развивающей деятельности по разным лексическим темам: («Зима, «Космос», «Осень», «Весна, «Животные холодных стран», «Животные жарких стран» и другие.)
Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их необходимо продуктивно совмещать. Изучая инновационные технологии, нас очень заинтересовала следующая, новая для нас технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: грамотное использование технологий при работе с детьми, имеющими ОВЗ в условиях реализации стандартов, позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Гурник Тамара Сергеевна г.Тамбов МБДОУ д /с №60 «Заинька» 89537261352 воспитатель первая категория;
Мерзлякова Наталья Вячеславовна г .Тамбов МБДОУ д/с №60 «Заинька» 89004920915 воспитатель первая категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...
«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...
Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...
рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья....