Коррекционная работа по речевому развитию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в сохранении их здоровья и подготовке ребёнка к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Коррекционная работа по речевому развитию с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья»
Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в сохранении их здоровья и подготовке ребёнка к школе.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития интеллектуальных, речевых и творческих возможностей ребёнка. Именно поэтому в этом возрасте необходимо развивать память, внимание, восприятие, мышление, и, конечно, речь.
Одной из важнейших проблем дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. В норме овладение звуковым строем языка заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. Случается, что ребёнок остаётся неподготовленным к школьному обучению.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно- логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В нашем детском саду функционирует логопедический пункт, в котором созданы все необходимые условия для стимулирования активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка.
Игровое оборудование применяется вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования. Имеются: дыхательные тренажеры (для дыхательной гимнастики и выработки воздушной струи); логопедические массажеры; (для развития тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев рук); шумовые инструменты (для развития фонематического слуха); материалы для нетрадиционных форм работы с детьми, различные игры и пособия, модели, схемы и т.д.
Основная форма логопедической деятельности – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Построение занятий совершенно разнообразное. В одном случае - это игра, в другом - театр, путешествие, сказка и т.д. Игровая форма занятий помогает успешно формировать все компоненты языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Новый материал связывается с уже известным с помощью различных соощущений, эмоциональных реакций (мотивируя контекстом игровой деятельности).
Система работы направлена на создание эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.
На логопункт поступают дети, не только с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. дети - инвалиды).
В связи с этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
В коррекционной работе с детьми используются следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровьесбережения:
* артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
* пальчиковые игры развивают ловкость и точность пальцев рук, развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизируют их работу, помогают подготовить руку ребенка к письму, развивают координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. В ходе игры расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас.
- игры на развитие мелкой моторики развивают изолированные движения пальцев рук в работе с мелкими предметами (упражнения с бусинками, пуговицами, ракушками и т.д.) Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. лепка, штриховка, развитие элементарных графических навыков.
- биоэнергопластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Биоэнергопластика оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь.
* кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизацию работы двух полушарий коры головного мозга. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.д.
Су-Джок терапия – регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др.
- релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для коррекции речи.
- дыхательные упражнения – способствуют развитию глубокого вдоха и длительного выдоха; вырабатывают у детей умение правильно дышать в процессе речи.
* пескотерапия развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, развивает творческие действия, совершенствует зрительно- пространственную ориентировку.
Тактильные ощущения и осязание развиваются так же в играх с резиновыми шариками, набивными подушечками различной фактуры (внутри насыпаны: песок, горох, камушки, крахмал и т.д.).
Чтобы уметь выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, мини- сценки, владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра, дети выполняют упражнения для развития умения управлять мышцами тела («Фея сна», «Журавль», «Черпаем море» и т.д.), упражнения для постановки дыхания (пускают мыльные пузыри, сдувают перышки и т.д.), упражнения для развития пальцев рук («Три Егора», «Ты куда?» и т.д.), упражнения для развития артикуляционного аппарата («Лопатка», «Трубочка» и т.д.), упражнения для развития дикции, голоса (скороговорки с разными интонациями, упражнения на умение произносить слова коротко, протяжно и т.д.), упражнения для развития внимания, памяти, творческого воображения, фантазии («Цепочка», «Фантазийная расшифровка» и т.д.), упражнения для памяти физических действий («Иголка и нитка», «Угадай профессию» и т.д.), упражнения на формирование согласованности коллективных действий («Встать, чтобы получилось слово», «Чтобы получилась буква»).
Незнакомые сказки, потешки логопед рассказывает сам и предоставляет детям возможность самим воспроизводить действия с игрушками. Постепенно усложняются ситуативные задачи и речевой материал. Внимание привлекается к осознанию значения сказанных слов, интонаций, темпу речи, модуляции голоса.
Зрительные и слуховые ощущения дети развивают ударяя металлическими палочками по бутылкам с водой, наполненными до разного уровня, находят одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Слушают релаксирующую музыку (музыку живой природы, классические произведения, детские песенки). Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, тонизируют центральную нервную систему ребенка.
Такие формы коррекционной работы улучшают эмоциональное состояние детей, снимают утомляемость, повышают работоспособность, активизируют развитие психических процессов, развивают речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...
Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....