Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
статья на тему
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности воспитанников.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.
Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.
Одной из основ практического применения компьютерных средств обучения в системе специального (коррекционного) образования является разработка и внедрение специализированных компьютерных технологий обучения детей с ОВЗ.
Среди основных преимуществ данных технологий, позволяющих практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках единого образовательного пространства, можно выделить ассоциативно-рефлекторный способ усвоения учебной информации, возможность объединения информационной, операционной и коррекционной направленности программированного обучения, педагогики сотрудничества.
Преимущества использования современных информационных технологий в обучении детей с ОВЗ связаны с появлением возможности качественной оптимизации и индивидуализации процесса на основе реализации личносто-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению.
Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения:
1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.
Основой реализации принципа является применение инновационных методов обучения. Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким.
Внедрение современных информационных технологий в образование лиц с ОВЗ связано с решением задач материально-технического плана, основной целью которых является обеспечение максимального доступа ребенка с ОВЗ к учебной информации.
В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер (компьютерная система), комплектация которого осуществляется с учетом индивидуальных возможностей (двигательных, сенсорных, перцептивных) и образовательных потребностей пользователя.
2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием современных информационных технологий.
Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.
3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.
Организация обучения лиц с ОВЗ на основе современных информационных технологий основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.
Важным условием информатизации системы образования является разработка различных моделей обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационной компьютерной образовательной среды. Их реализация позволит создать условия обеспечения доступа к информации различным категориям учащихся с ОВЗ, качественного управления процессом обучения, включая образование и самообразование, а также контроля знаний обучающихся.
Рассмотрение различных аспектов информатизации системы специального (коррекционного) образования свидетельствует об актуальности данного вопроса в плане реализации условий повышения эффективности образования различных категорий учащихся, их интеграции в единое образовательное и социокультурное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...
Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено из мягко...
Консультаци «Сенсорная интеграция в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья с помощь сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»
В консультации описывается применение оборудования сенсорно-динамического комплеска "Дом Совы"...