«Использование инновационных методов и технологий в патриотическом воспитании с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
статья
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей, имеющие ограниченные возможности здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных методов и технологий в патриотическом воспитании с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Авторы: Герлингер Наталья Викторовна,
учитель-логопед, первая
квалификационная категория
Фрыгина Марина Александровна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, когда в зарубежной истории предпринимаются попытки принизить вклад народов Советского Союза и советских Вооруженных сил в разгроме фашизма, особенно необходимо обратить внимание на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается.
Работая с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, понимаешь, что традиционные методы и технологии обучения в ДОУ не могут полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Путем методов и ошибок, мы пришли к выводу, что использование инноваций в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, позволяет добиваться положительной динамики в обучении и воспитании, открывает новые возможности преподнесения материала. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, дошкольной мотивации в учебно-воспитательном процессе. В своей работе мы используем чаще всего следующие инновационные технологии:
- технология проектной и исследовательской деятельности;
- технология «лэпбук»;
- информационно-коммуникационные технологии.
Осуществляя, инновационную деятельность мы ставим следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Важным отличием её от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Нами был проведен мониторинг, который затронул вопросы: символики России и Новосибирска, исторических и культурных фактов родного края, достопримечательностей и семейных традиций. В результате обследования детей старшей логопедической группы «Гвоздичка», были выявлены достаточно низкие показатели: связной речи, коммуникации и социализации в современном обществе, недостаточно знаний о духовно-нравственных ценностях общества.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного города, духовно-нравственными ценностями общества. Данную проблему мы озвучили на родительском собрании, предложили родителям заполнить анкету по данному вопросу. Анкетные данные показали: 75% родителей отмечают о недостаточности своих знаний истории России и Новосибирска, не имеют возможности часто посещать культурные мероприятия, проходящие в городе из-за высокой занятости (80%), 70% опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания; все родители (100%) согласны, что данную проблему необходимо изучать. Таким образом, было принято решение разработать и в дальнейшем реализовать проекты в группе «Гвоздичка»: «Новосибирск – моя малая Родина», «Мы память бережно храним!».
Цель проекта «Новосибирск – моя малая Родина» - формирование познавательного интереса и лидерских качеств у дошкольников, через погружение в культурно-исторические особенности города Новосибирска, духовно-нравственную культуру общества.
Цель проекта «Мы память бережно храним!» является воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне.
Реализация проектов позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проектная деятельность подразумевала единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Общим фактором для детей с ограниченными возможностями здоровья является отсутствие мотивации к общению, повышенная эмоциональная истощаемость - все, что мешает полноценному взаимодействию с окружающими. Благодаря проектной деятельности, были созданы условия для повышения самостоятельности, активности, любознательности, навыков работы в команде всех участников образовательного процесса.
Для реализации проекта было проведено:
С использованием ИКТ:
- оформление проектов (детско-родительских и педагогического), диагностики, планирование мероприятий проектов, анкет.
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп и зала.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др.
Совместная деятельность с родителями:
Связующим звеном между ребенком и обществом является родители. Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Совместно с родителями были проведены следующие мероприятия:
- организация обзорной экскурсии по городу Новосибирску с целью знакомства детей с достопримечательностями и памятниками родного края;
- разработка наглядно-демонстрационного материала для игр и лэпбука «Мой Новосибирск»;
- совместная игра-викторина «Шагаем по городу Новосибирску вместе»;
- организация выставок детских творческих работ в нетрадиционных техниках: «Книжки - малышки», «По ступенькам города Новосибирска», «Спасибо, что живем» (совместная работа детей и родителей ко Дню Победы);
- создание в группе мини - музея «Народное творчество земли Сибирской»;
- участие родителей в проведении и организации мастер-класса «Мы - поэты» (Детско-родительская творческая студия по написанию стихотворений);
- подбор книг и организация библиотеки в группе о Великой Отечественной войне;
- участие в акциях: «Георгиевская ленточка»; «Поздравь ветерана»; «Бессмертный полк»; посещение «Парада Победы» со своей семьей, музея паровозов «Военно-санитарный поезд».
Совместная деятельность детей и педагогов группы:
Совместно с детьми старшего дошкольного возраста были проведены следующие мероприятия:
- проведены беседы, праздники, увлекательные конкурсы, познавательные викторины;
- рассказаны патриотические истории о героях – сибиряках, сражавшиеся в годы Великой Отечественной Войны.
- посмотрен спектакль «Сказание сибирской Красавицы» (краеведение), театр «Лукоморье»;
- посетили библиотеку имени В. П. Чкалова, в которой совершили увлекательное путешествие в мир «Истории города Новосибирска», «Наследия наших предков», «Народные традиции и промыслы Сибири». Сотрудники библиотеки показали музей «Русская изба»;
- приняли участие в районном конкурсе литературного и художественного творчества воспитанников и учащихся образовательных учреждений Дзержинского района «Мой город – Новосибирск!». Заняли:
- 1 место в номинации «Литературное творчество. Проза», «Загадки о любимом городе»;
- 1 место в номинации «Литературное творчество. Поэзия» - «Новосибирск»;
- 1 место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» - «Центр Сибири»;
- 2 место в номинации «Изобразительное творчество», «Лицо Новосибирска»;
- провели итоговые праздники «Пою тебя любимый город, пою тебе Новосибирск!» с участием героя – персонажа «Городовичок», «Мы помним! Мы гордимся!»; конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
Таким образом, стараясь следовать основным принципам развития нравственности и патриотизма у детей, нами была проведена огромная работа, в которой были реализованы цели и задачи, и в будущем, как результат, положительное отношение детей к своей Родине.
В результате реализации проектов дети стали доброжелательнее общаться друг с другом, свободнее общаться с воспитателями, родителями и педагогами детского сада; повысилась познавательная, исследовательская и творческая активность детей на занятиях и в режимных моментах. У них сформированы знания об историческом прошлом Родины; представления о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны; появились чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны. Пополнили копилку знаний историческими фактами родного края.
Гражданско-патриотическое воспитание занимало, и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего дошкольного учреждения. И благодаря разнообразию инновационных форм, методов и технологий работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье обобщён опыт работы с детьми докшкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по реализации проектной деятельности. Ключевые слова: проектный метод, проект, дошкольник...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья (ТНР).
Использование здоровьесберегающих технологий....
Сочетание инновационных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьез...