НОД в старшей логопедической группе по теме "Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наталья Александровна Шевченко

Это занятие по развитию лексико-грамматических средств языка у детей  с ТНР. Дети совершают путешествие в лес, где знакомятся с животными и их жилищами, отгадывают загадки, узнают следы, считают и называют их детенышей. Развивается лексический запас детей, грамматические категории, познавательные процессы, мелкая и общая моторика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23 г. Пензы

Учитель-логопед Шевченко Наталья Александровна

Форма проведения: Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка  для детей старшей логопедической группы с ОНР II-III уровня.

Тема занятия: «Дикие животные наших лесов».

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: Расширять и систематизировать знания детей по данной теме, закреплять обобщающее понятие «Дикие животные».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Формировать фразовую речь.
  • Составлять предложения с употреблением предлогов В, НА, ПОД по картинно-графическим схемам..
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных, составлять словосочетания.
  • Закреплять правильное название детенышей животных в единственном и множественном числе, составлять предложения с предлогом У.
  • Упражнять  в употреблении существительных в творительном падеже.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать память и мышление.
  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, активности и любознательности, умения слушать педагога и сверстников.

Оборудование:

Презентация «Дикие животные»,  картинки с изображением животных, картинно-графические схемы предложений.

     Диидактическая игра «Чудесный мешочек», альбомные листы с зашумленным изображением диких животных, фломастеры, магнитная доска, картинки с изображением следов, фигурки диких животных (игрушки), декорации леса (деревья, пенечки, куст, нора, логово, дупло).

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и цели

Деятельность  учителя-логопеда

Деятельность детей

1.

Орг. момент.

Цель: вызвать интерес к занятию и положительный эмоциональный настрой.

Время: 2 минуты

Звучит музыка.

– Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

– Посмотрите, ребята, письмо лежит. Чье оно? Кто его отправил?

Влетает сорока:

- Кар – кар – кар! Это мое письмо! Это я его принесла!

– А что в этом письме?

– Там загадки! Отгадаете их и попадете в волшебный лес.

– Ребята, вы хотите попасть в лес?

Дети входят в зал и подходят к своим стульчикам.

Дети садятся на стульчики.

– Да, хотим.

2.

Введение в тему.

Цель: закрепление пройденного материала.

Время: 5 минут

Сядьте на стульчики и послушайте загадки:

1) Рыжая плутовка, хитрая головка,

    Хвост пушистый, краса.

    А зовут ее …

2) Серый, Злой, зубастый

    По лесу рыщет, добычу ищет.

3) Шустрый, маленький зверек

    По деревьям скок-поскок.

4) Зверька узнаем мы с тобой

     По двум таким приметам:

     Он в шубке беленькой зимой,

      А в серой шубке – летом.

5) Летом по лесу гуляет,

    Зимой в берлоге отдыхает.

6) Под соснами, под елками живет клубок с иголками

7) Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец.

    Ходит смело и легко,

     Рога раскинув широко.

Сорока:

– Молодцы! Все загадки отгадали! Кар – кар – кар! Мне нужно лететь дальше.

Сорока улетает.

– Ребята, каких животных не хватает на слайде? Правильно, вы очень внимательны!

–  Какие это животные? Почему их называют дикими?

Ребята, сорока нам сказала, что если мы отгадаем загадки, то попадем в волшебный лес. Приготовьтесь, мы отправляемся!

        

               Реснички опускаются,

               Глазки закрываются

               Сном волшебным засыпаем

               В лес чудесный улетаем,

               Раз, два, три, четыре, пять

               Смотрим глазками опять.

– Лиса.

– Волк.

– Белка.

– Заяц.

– Медведь.

– Еж.

– Лось.

–  Нет медведя и ежа.

– Дикие животные. Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу и строят жилища.

Дети закрывают глаза и слушают

логопеда.

Дети открывают глаза.

3.

Основной

«Путешествие в сказочный лес»

Цель: Развивать лексико-грамматические средства языка

Время:15 минут

Образование притяжательных прилагательных и составление словосочетаний.

Составление предложений по картинно-графическим схемам, употребление

предлогов

Развитие мелкой моторики

Развитие общей моторики. Сопровождение движений с речью.

Составление предложений с предлогом У..

(На магнитной доске картинки)

Составление предложений с употреблением существительных в творительном падеже.

Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики

4. Итог занятия

2 минуты

1. Звучит музыка леса. Дыхательная гимнастика.

– Ребята, мы с вами попали в лес, давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос. Выдох ртом: «Ах! Какой аромат!» «АУ!».

           

3. Упражнение «Следы животных»

  – Ребята, посмотрите чьи-то следы! Давайте попробуем узнать: кто же их оставил?  

(следы прикреплены к ковру и ведут к «домикам» животных).

 – Эти следы ведут под куст. Чьи же они?

 – Эти следы ведут к норе. Чьи они?

 – Эти следы ведут под дерево. Чьи они?

 – Эти следы ведут под елку. А на елке есть дупло. Чьи следы?

 – Эти следы ведут к логову. Чьи это следы?

 - А почему на снегу нет следов медведя и ежа?

4. Упражнение «Где живут дикие животные?»

– Ребята, давайте теперь рассмотрим жилища зверей и расскажем

кто где живет.

 – Следы зайца привели нас под кусты. Где спит и прячется от врагов заяц? Чей здесь домик?

– Беличьи следы привели нас к дереву, а на дереве есть дупло.

Где живет белка? Чье это дупло?

– Следы лисьи привели нас к норе. Где живет лиса? Чья нора?

– Волчьи следы привели нас к логову. Где живет волк? Чье это логово?

– Ребята, а где спит медведь всю зиму?

– А где спит зимой еж?

– Ребята, а сейчас мы выполним пальчиковую гимнастику.

А сейчас давайте поиграем в подвижную игру «Мы пришли в волшебный лес».

5. Динамическая игра.

Мы пришли в волшебный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в сережках,

Слева елка в иголках.

Вот зайчишка проскакал –

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

А в берлоге спит медведь –

Тише, тише – не шуметь!

        

6. Упражнение «Собери семейку и сосчитай детенышей».

Логопед: – Ребята, посмотрите: Мамы потеряли своих детенышей, давайте поможем их найти и сосчитать, а еще правильно назовем и составим предложения с предлогом У.

–У лисы - лисята. У лисы - лисенок. У лисицы пять лисят.

Показ слайдов на экране.

7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

– Ребята, вы молодцы, помогли мамам найти своих детенышей.  – Посмотрите дети, что это под елкой? Какой-то мешочек, что в нем? Угадаем, на ощупь.

- Что это? Кого ты угостишь? Чем еще питается животное?

- А теперь давайте отнесем угощения к домикам животных.

8. Дидактическая игра «Прятки». Зашумленные изображения диких животных.

 

– В сказочном лесу спрятались звери, попробуйте их найти.

– Кого ты увидел, Миша? Где спрятался заяц?

Логопед дает ребенку зайца, вырезанного из цветной бумаги. Ребенок приклеивает заготовку на панно.

– Кого ты увидела, Даша? Где спряталась лиса?

– Кого ты увидел, Данила? Где спрятался лось? и т.д.

– Посмотрите, ребята, какая красивая картина получилась. И все звери теперь заметны.

Влетает сорока: – Кар – кар – кар! Я принесла вам подарки от лесных жителей! Вот вам корзинка скорее берите, а мне пора!

Я полетела дальше!

– Спасибо, сорока! И нам пора возвращаться в детский сад!

Звучит музыка

– Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

Снова в садик улетаем,

Раз, два, три, четыре, пять

Смотрим глазками опять.

– Ребята, вам понравилось путешествие в лес? Кто живет в лесу?

Как нужно относиться к диким животным?

Вы молодцы! Давайте скажем всем спасибо и до свидания!

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

– Это следы зайца – заячьи следы.

– Это следы лисы – лисьи следы.

– Это лосинные следы..

– Это беличьи следы.

– то волчьи следы.

– Потому что они впадают в зимнюю спячку.

        

– Заяц прячется под кустом.

– Заячий домик.

– Белка живет в дупле на дереве.

– Это беличье дупло.

– Лиса живет в норе. Лисья нора.

– Волк живет в логове. Волчье логово

– Медведь спит в берлоге.

– Еж спит в ямке под деревом.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

У лисы в лесу густом

Есть нора – надежный дом.

Белочке в дупле на ели

Не страшны зимой метели.

И у зайчика есть дом –

В снег зарылся под кустом.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Дети идут по кругу,

Поворачиваются лицом в круг,

разводят руки в стороны,

показывают рукой направо,

показывают налево.

Прыгают, как зайчики.

Крадутся, как волки.

Приседают и кладут ладошки под щеку.

Указательный палец подносят к губам, грозят.

У волчицы-  волчата. У волчицы волчонок. У волчицы три  волчонка.

– У белки - бельчата. У белки бельчонок. У белки пять бельчат.

– У зайчихи зайчата. У зайчихи один зайчонок.

- У лосихи лосята. У лосихи  два лосенка.

Дети подходят к логопеду и вытаскивают из мешочка угощения для животного. Составляют предложения, например:

Это шишка. Я угощу белку. Она  питается орешками, шишками, сушеными грибами.

Это кора. Я угощу зайца. Он питается корой деревьев и ветками.

– Я увидел зайца. Он спрятался за кустом.

– Я увидела лису. Она спряталась за деревом.

– Я увидел лося. Он спрятался за елкой.

.

Дети находят силуэты диких животных, наклеивают на них заготовки из цветной бумаги.

- Да.

- Дикие животные.

- Нужно их беречь и охранять.

- Спасибо. До свидания!

Звучит музыка. Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физкультуре в старшей группе на тему: « Животные нашего леса!»

Конспект НОД по физкультуре в старшей группе на тему:« Животные нашего леса!»...

Конспект логопедического занятия в средней группе по теме: "Животные наших лесов"

Конспект логопедического занятия в средней группепо теме: «Животные наших лесов » Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областей:«Коммуникация...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация»....

Календарное планирование в старшей группе по теме "Животные наших лесов зимой"

Календарное планирование в старшей группе по теме "Животные наших лесов"...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшей группы Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: расширение представлений детей о диких животных.Задачи:Образовательные. Уточнить, закрепить, пополнить представления детей о диких животных (их детенышах, где живет, чем питаются, как готовятся ...

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Дикие животные наших лесов. Звук и буква Н.

Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Дикие животные наших лесов. Звук и буква Н....