НОД в старшей логопедической группе по теме "Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Это занятие по развитию лексико-грамматических средств языка у детей с ТНР. Дети совершают путешествие в лес, где знакомятся с животными и их жилищами, отгадывают загадки, узнают следы, считают и называют их детенышей. Развивается лексический запас детей, грамматические категории, познавательные процессы, мелкая и общая моторика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23 г. Пензы
Учитель-логопед Шевченко Наталья Александровна
Форма проведения: Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы с ОНР II-III уровня.
Тема занятия: «Дикие животные наших лесов».
Продолжительность занятия: 25 минут.
Цель: Расширять и систематизировать знания детей по данной теме, закреплять обобщающее понятие «Дикие животные».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Формировать фразовую речь.
- Составлять предложения с употреблением предлогов В, НА, ПОД по картинно-графическим схемам..
- Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных, составлять словосочетания.
- Закреплять правильное название детенышей животных в единственном и множественном числе, составлять предложения с предлогом У.
- Упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать память и мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
- Воспитывать навыки сотрудничества, активности и любознательности, умения слушать педагога и сверстников.
Оборудование:
Презентация «Дикие животные», картинки с изображением животных, картинно-графические схемы предложений.
Диидактическая игра «Чудесный мешочек», альбомные листы с зашумленным изображением диких животных, фломастеры, магнитная доска, картинки с изображением следов, фигурки диких животных (игрушки), декорации леса (деревья, пенечки, куст, нора, логово, дупло).
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Этапы и цели | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. | Орг. момент. Цель: вызвать интерес к занятию и положительный эмоциональный настрой. Время: 2 минуты | Звучит музыка. – Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. – Посмотрите, ребята, письмо лежит. Чье оно? Кто его отправил? Влетает сорока: - Кар – кар – кар! Это мое письмо! Это я его принесла! – А что в этом письме? – Там загадки! Отгадаете их и попадете в волшебный лес. – Ребята, вы хотите попасть в лес? | Дети входят в зал и подходят к своим стульчикам. Дети садятся на стульчики. – Да, хотим. |
2. | Введение в тему. Цель: закрепление пройденного материала. Время: 5 минут | Сядьте на стульчики и послушайте загадки: 1) Рыжая плутовка, хитрая головка, Хвост пушистый, краса. А зовут ее … 2) Серый, Злой, зубастый По лесу рыщет, добычу ищет. 3) Шустрый, маленький зверек По деревьям скок-поскок. 4) Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в серой шубке – летом. 5) Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. 6) Под соснами, под елками живет клубок с иголками 7) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Сорока: – Молодцы! Все загадки отгадали! Кар – кар – кар! Мне нужно лететь дальше. Сорока улетает. – Ребята, каких животных не хватает на слайде? Правильно, вы очень внимательны! – Какие это животные? Почему их называют дикими? Ребята, сорока нам сказала, что если мы отгадаем загадки, то попадем в волшебный лес. Приготовьтесь, мы отправляемся!
Реснички опускаются, Глазки закрываются Сном волшебным засыпаем В лес чудесный улетаем, Раз, два, три, четыре, пять Смотрим глазками опять. | – Лиса. – Волк. – Белка. – Заяц. – Медведь. – Еж. – Лось. – Нет медведя и ежа. – Дикие животные. Они живут в лесу. Они сами добывают себе пищу и строят жилища. Дети закрывают глаза и слушают логопеда. Дети открывают глаза. |
3. | Основной «Путешествие в сказочный лес» Цель: Развивать лексико-грамматические средства языка Время:15 минут Образование притяжательных прилагательных и составление словосочетаний. Составление предложений по картинно-графическим схемам, употребление предлогов Развитие мелкой моторики Развитие общей моторики. Сопровождение движений с речью. Составление предложений с предлогом У.. (На магнитной доске картинки) Составление предложений с употреблением существительных в творительном падеже. Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики 4. Итог занятия 2 минуты | 1. Звучит музыка леса. Дыхательная гимнастика. – Ребята, мы с вами попали в лес, давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос. Выдох ртом: «Ах! Какой аромат!» «АУ!».
3. Упражнение «Следы животных» – Ребята, посмотрите чьи-то следы! Давайте попробуем узнать: кто же их оставил? (следы прикреплены к ковру и ведут к «домикам» животных). – Эти следы ведут под куст. Чьи же они? – Эти следы ведут к норе. Чьи они? – Эти следы ведут под дерево. Чьи они? – Эти следы ведут под елку. А на елке есть дупло. Чьи следы? – Эти следы ведут к логову. Чьи это следы? - А почему на снегу нет следов медведя и ежа? 4. Упражнение «Где живут дикие животные?» – Ребята, давайте теперь рассмотрим жилища зверей и расскажем кто где живет. – Следы зайца привели нас под кусты. Где спит и прячется от врагов заяц? Чей здесь домик? – Беличьи следы привели нас к дереву, а на дереве есть дупло. Где живет белка? Чье это дупло? – Следы лисьи привели нас к норе. Где живет лиса? Чья нора? – Волчьи следы привели нас к логову. Где живет волк? Чье это логово? – Ребята, а где спит медведь всю зиму? – А где спит зимой еж? – Ребята, а сейчас мы выполним пальчиковую гимнастику. А сейчас давайте поиграем в подвижную игру «Мы пришли в волшебный лес». 5. Динамическая игра. Мы пришли в волшебный лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в сережках, Слева елка в иголках. Вот зайчишка проскакал – От лисы он убежал. Серый волк по лесу рыщет, Он себе добычу ищет. А в берлоге спит медведь – Тише, тише – не шуметь!
6. Упражнение «Собери семейку и сосчитай детенышей». Логопед: – Ребята, посмотрите: Мамы потеряли своих детенышей, давайте поможем их найти и сосчитать, а еще правильно назовем и составим предложения с предлогом У. –У лисы - лисята. У лисы - лисенок. У лисицы пять лисят. Показ слайдов на экране. 7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». – Ребята, вы молодцы, помогли мамам найти своих детенышей. – Посмотрите дети, что это под елкой? Какой-то мешочек, что в нем? Угадаем, на ощупь. - Что это? Кого ты угостишь? Чем еще питается животное? - А теперь давайте отнесем угощения к домикам животных. 8. Дидактическая игра «Прятки». Зашумленные изображения диких животных.
– В сказочном лесу спрятались звери, попробуйте их найти. – Кого ты увидел, Миша? Где спрятался заяц? Логопед дает ребенку зайца, вырезанного из цветной бумаги. Ребенок приклеивает заготовку на панно. – Кого ты увидела, Даша? Где спряталась лиса? – Кого ты увидел, Данила? Где спрятался лось? и т.д. – Посмотрите, ребята, какая красивая картина получилась. И все звери теперь заметны. Влетает сорока: – Кар – кар – кар! Я принесла вам подарки от лесных жителей! Вот вам корзинка скорее берите, а мне пора! Я полетела дальше! – Спасибо, сорока! И нам пора возвращаться в детский сад! Звучит музыка – Реснички опускаются, Глазки закрываются, Сном волшебным засыпаем Снова в садик улетаем, Раз, два, три, четыре, пять Смотрим глазками опять. – Ребята, вам понравилось путешествие в лес? Кто живет в лесу? Как нужно относиться к диким животным? Вы молодцы! Давайте скажем всем спасибо и до свидания! | Дети выполняют дыхательную гимнастику. – Это следы зайца – заячьи следы. – Это следы лисы – лисьи следы. – Это лосинные следы.. – Это беличьи следы. – то волчьи следы. – Потому что они впадают в зимнюю спячку.
– Заяц прячется под кустом. – Заячий домик. – Белка живет в дупле на дереве. – Это беличье дупло. – Лиса живет в норе. Лисья нора. – Волк живет в логове. Волчье логово – Медведь спит в берлоге. – Еж спит в ямке под деревом. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем. У лисы в лесу густом Есть нора – надежный дом. Белочке в дупле на ели Не страшны зимой метели. И у зайчика есть дом – В снег зарылся под кустом. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем. Дети идут по кругу, Поворачиваются лицом в круг, разводят руки в стороны, показывают рукой направо, показывают налево. Прыгают, как зайчики. Крадутся, как волки. Приседают и кладут ладошки под щеку. Указательный палец подносят к губам, грозят. У волчицы- волчата. У волчицы волчонок. У волчицы три волчонка. – У белки - бельчата. У белки бельчонок. У белки пять бельчат. – У зайчихи зайчата. У зайчихи один зайчонок. - У лосихи лосята. У лосихи два лосенка. Дети подходят к логопеду и вытаскивают из мешочка угощения для животного. Составляют предложения, например: Это шишка. Я угощу белку. Она питается орешками, шишками, сушеными грибами. Это кора. Я угощу зайца. Он питается корой деревьев и ветками. – Я увидел зайца. Он спрятался за кустом. – Я увидела лису. Она спряталась за деревом. – Я увидел лося. Он спрятался за елкой. . Дети находят силуэты диких животных, наклеивают на них заготовки из цветной бумаги. - Да. - Дикие животные. - Нужно их беречь и охранять. - Спасибо. До свидания! Звучит музыка. Дети уходят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по физкультуре в старшей группе на тему: « Животные нашего леса!»
Конспект НОД по физкультуре в старшей группе на тему:« Животные нашего леса!»...
Конспект логопедического занятия в средней группе по теме: "Животные наших лесов"
Конспект логопедического занятия в средней группепо теме: «Животные наших лесов » Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных областей:«Коммуникация...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация»....
Конспект интегрированной ОД в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».
закрепить представление детей о диких животных...
Календарное планирование в старшей группе по теме "Животные наших лесов зимой"
Календарное планирование в старшей группе по теме "Животные наших лесов"...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшей группы Тема: «Дикие животные наших лесов»
Цель: расширение представлений детей о диких животных.Задачи:Образовательные. Уточнить, закрепить, пополнить представления детей о диких животных (их детенышах, где живет, чем питаются, как готовятся ...
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Дикие животные наших лесов. Звук и буква Н.
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Дикие животные наших лесов. Звук и буква Н....