Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация-проект | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основа всей жизни человека — ритм , данный каждому его природой, дыханием. К. Станиславский
Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи. Опыт работы показывает, что в последнее время увеличилось количество детей с дизартрией В структуре дефекта дизартрии – нарушение темпо – ритмической организации ребенка, что в свою очередь негативно сказывается на развитии звукослоговой структуры речи и является препятствием в формировании качественного произношения. Спастико – паретический синдром в артикуляционной мускулатуре , встречающееся примерно у 40% детей – также следствие нарушения темпо - ритмической стороны речи, но лишь судорожного характера. Данные речевые проблемы впоследствии могут отрицательно сказаться на формировании письменной речи и привести к нарушению чтения и письма.
Актуальность проблемы : Дидактические игры повышают интерес ребенка к занятию, стимулируют его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы. Упражнения рекомендованы к реализации, как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях с детьми с дизартрией, спастико – паретическим синдромом в артикуляционной мускулатуре, при нарушении звукослоговой структуры речи у детей с алалией, дизартрией, ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.
Цель: Развитие темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР(дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью).
Задачи: коррекция звукослоговой структуры слов. обучение движению кистью руки в заданном темпе; обучение чередованию движений рук в различном темпе; обучение сочетанию согласованных движений кисти руки с ритмической организацией высказывания и проговариванием в заданном темпе и ритме; формирование правиль - ного речевого дыхания. автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР(дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью).
Стратегия достижения поставленных целей: Дидактические упражнения проводятся как часть коррекционно –образовательной деятельности различной направленности в течение 3-7 минут. Упражнения необходимо выполнять: — с четкой артикуляцией; — с равномерным распределением выдоха; — соблюдением умеренного и медленного темпа; — синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Использование игровых упражнений в домашних условиях с родителями позволит закрепить навыки, полученные на занятиях.
Педагогический проект «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.» рассчитан на 6 месяцев. Реализация проекта будет проходить в три этапа: Диагностический Основной Заключительный.
I.Подготовительный : определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; изучение научно – методической литературы по данной проблеме; создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр; составление плана проекта.
II. Основной. 1. Содержание деятельности: 1.проведение диагностического обследования; 2.составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации; 3.проведение коррекционно – развивающих занятий с использованием элементов логоритмики ; 4.консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме; 5.проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
2. Содержание деятельности воспитателей: проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов; закрепление изученного материала
3. Содержание деятельности родителей: участие в занятиях по развитию темпо - ритмической организации речи у детей ; закрепление изученного материала по заданию в процессе повседневного общения с ребенком; проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях
Формы работы с детьми: Подгрупповые занятия с использованием темпо – ритмических упражнений и игр : «быстро - медленно», «веселый язычок», «пальчики играют», «веселый ветерок». Индивидуальные занятия: «послушай повтори», «веселые упражнения язычком», «ходим со словечком». Дидактические игры в совместном блоке (прогулка, режимные моменты) «делай то, что я скажу, а не то, что покажу». «ножки топают, ручки хлопают».
Формы работы с педагогами: Консультация для педагогов: «использование скороговорок и чистоговорок в работе с детьми с целью формирования выразительности речи у детей ЗПР с различными речевыми проблемами»; Семинар – практикум: « Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР ». Пятиминутки: подбор игровых темпо – ритмических упражнений для использования на занятиях: пальчиковые, артикуляционные гимнастики (тетрадь взаимосвязи специалиста и воспитателей) Круглый стол для педагогов «Ритм , речь, слоговая структура , выразительность речи».
Формы работы с родителями: Консультация для родителей : «Рекомендации по выработке темпо –ритмической организации речи, через игровые приемы» Консультация для родителей : «Развитие тонких движений пальцев рук» Семинар – практикум для родителей: «Домашняя игротека» Родительское собрание: «Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста ». Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за период работы. Индивидуальное консультирование. Информационные стенды(родительские уголки): « Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; «Игры и упражнения которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук»» «Для чего нужны пальчиковые игры».
Месяц Вид деятельности Ответственный декабрь Сбор сведений о темпо – ритмической организации речи у детей с ЗПР (дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью). Учитель-логопед 1 этап. Диагностический
Месяц Вид деятельности Ответственный Декабрь Семинар-практикум для воспитателей презентация: « Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР ». -формирование речи у детей старшего дошкольного возраста ; -взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук, темпо-ритмической организации речи и речевой функции; -обучающий практикум: «Использование дидактических игр и упражнений по развитию темпо-ритмической организации речи у детей»: -пальчиковый игротренинг ; - речевой тренинг: чистоговорки , скороговорки; -обсуждение, обмен мнениями. Учитель-логопед Январь Консультация для родителей «Рекомендации по выработке темпо –ритмической организации речи, через игровые приемы» - подбор игровых приемов; - создание речевой зоны; - систематичность контроля речи. Учитель-логопед 2 этап. Основной этап
Февраль Круглый стол для педагогов «Ритм , речь, слоговая структура , выразительность речи». -Особенности ритмичной окраски речи у детей с дизартрией и ДЦП; - формирование выразительности речи детей с ДЦП через чистоговорки ; - формирование слоговой структуры слова у детей с легкой степенью умственной отсталости. -обсуждение, обмен мнениями. Учитель-логопед Март Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека» -игра – основной вид деятельности ребенка; -классификация детских речевых игр; -рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. Учитель-логопед Апрель Родительское собрание «Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста ». -психологическая готовность ребенка к выступлению на утренниках; -предупреждение нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; -формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка речи детей по средствам чистоговорок и скороговорок; - решение проблемных ситуаций родителей Учитель-логопед
Месяц Вид деятельности Ответственный Апрель Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей. Учитель-логопед Май Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за период работы. - отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, результаты обследования детей на конец периода обучения; -рекомендации для родителей по работе с детьми Учитель-логопед 3 этап. Заключительный этап
Пальчики «шагают»
Игра на внимание и ритм.
Весёлая, сказочная пальчиковая гимнастика!
Веселый «ветерок».
Поем гласные звуки по « ступеничкам »
Учимся правильно говорить звуки!
Поиграем с пальчиками.
Учимся считать с ритмом.
Ожидаемые результаты При реализации проекта «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР » рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из проблем – проблема разработки новых игровых упражнений по коррекции темпо – ритмической организации речи ребенка. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Воспитатели преодолеют возникающие определенные трудности в применении дидактических игр повышающих интерес ребенка к занятию, стимулирующих его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы ребенком.
диагностика: темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.
диагностика: темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.
Выводы: Осознанное включение воспитателей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества педагогов и специалистов . Учитель – логопед:О.Н.Ермакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентац...
«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»
Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. ЯсныйРечь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, ...
Фольклорные игры и игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
Не секрет, что в век компьютерных технологий между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь. Она становится ...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...
Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников
Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...
«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....