конспект занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по логопедии
Тема: Дифференциация звуков [с] - [ш].
Цель: закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах с-ш.
Задачи:
Образовательные: научить различать звуки [с], [ш] на слух в слогах, словах, во фразе, читать слова с этими звуками, закрепить правильный артикуляционный уклад звуков [с] - [ш].
Коррекционно - развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, связную речь, развивать навыки словообразования.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на занятии, бережное отношение к дидактическому материалу, воспитывать интерес к занятию.
План:
Вводная часть
1. Орг. момент.
Основная часть
2. Сообщение темы.
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
4. Сравнение артикуляции звуков. .
Характеристика звуков.
5. Игра «Выложи букву» - выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).
6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха).
7. Игра «Собери слово» - образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).
8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование).
9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).
10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи)
11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).
12. Работа с карточками.
Заключительная часть
13. Подведение итогов.
Регламент занятия 25 минут.
Оборудование: комплекс артикуляционной гимнастики, ворота, пенопластовый шарик, снежинки из бумаги, буквы «С», «Ш», фасоль, слоги для образования слова «Страшила», картинка Страшилы, картинки «шкаф», «сумка», наборы картинок на звуки С, Ш; ручки, карточки с заданием.
Ход занятия:
Вводная часть
1. Орг. момент.
Логопед: «Представьте дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья».
Дети поднимают руки.
Логопед: «подул теплый ветерок ш-ш-ш, зашелестели листья».
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Логопед: «Подул холодный ветер с-с-с, закачались сосны».
Дети покачиваются и машут руками.
Логопед: «Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки».
Дети расслабляются.
Логопед: «А теперь тихонечко сели».
Дети садятся.
Основная часть
2. Сообщение темы:
Логопед: «Как шумела листва от теплого ветерка?»
Дети: «Ш-ш-ш».
Логопед: «Как подул холодный ветер?»
Дети: «С-с-с».
Логопед: «Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш]».
3. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: «А теперь мы с вами выполним упражнения для губ и язычка».
По устной инструкции и показу логопеда дети выполняют артикуляционную гимнастику «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Качели».
Дыхательная гимнастика: «Загони мяч в ворота», «Снежинка».
4. Сравнение артикуляции звуков:
Логопед: «Давайте вспомним, как правильно произнести звук [с]. Нужно улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в нижние зубы. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить холодная струя воздуха».
Дети произносят звук [с].
Логопед: «А теперь произнесем звук [ш], для этого нужно открыть рот, округлить губки и слегка вытянуть их вперед, поднять широкий язычок и сделать «чашечку», произнести звук [ш]. Поднесите ладонь ко рту, должна выходить теплая струя воздуха».
Дети произносят звук [ш].
Характеристика звуков.
Логопед: «Давайте вспомним звук [с] какой»?
Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух во рту встречает преграду; глухой. Он может быть твёрдым и мягким».
Логопед: «Молодцы! А звук [ш]»?
Дети: «Он согласный, т.к. выдыхаемый воздух встречает во рту преграду; глухой, он всегда твёрдый».
Делаем вывод.
-Что общего в звуках с-ш? Они согласные, глухие.
-Чем они отличаются?
-При произношении звука с губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы; воздушная струя холодная. При произношении звука ш губы выдвинуты вперёд трубочкой, язык поднят к нёбу чашечкой; выдыхаемая струя воздуха тёплая
5. Игра «Выложи букву» - выкладывание букв из фасоли (развитие мелкой моторики).
Логопед: «Какой буквой обозначается звук [с]?»
Дети: «Буквой С».
Логопед: «Какой буквой обозначается звук [ш]?
Дети: «Буквой Ш».
Буквы вывешены на доску.
Логопед: «Давайте выложим их из фасоли».
Учащиеся выкладывают буквы.
6. Игра «Топни-хлопни» (упражнение направлено на развитие фонематического слуха).
Логопед: «Дети, а сейчас поиграем в игру «Топни-хлопни», если я произнесу звук [с] будете хлопать, если звук [ш] – топать. Я буду называть сначала слоги, а затем слова. Слоги: ша, са, ус, шу, со, аш. Слова: сила, мешок, сила, нос, мышь, усы, уши».
Дети выполняют задание.
7. Игра «Собери слово» - образование слова из слогов (развитие фонематического синтеза).
Логопед: «Сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто – это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя».
Когда учащиеся справляются с заданием, выставляется картинка Страшилы.
8. Произношение звуков [с], [ш] в рифмованных фразах (словообразование).
Логопед: «У Страшилы в голове все звуки перепутались, поэтому он расстроен. Послушайте, что он сказал:
«Кошка ловит миску, мама моет мышку.
Пожарный носит кашку, Саша ела каску.
Танцует Мишка в Машке, конфету дали маске».
Чтобы у Страшилы поднялось настроение и он вернул звуки [с] и [ш] на место, давайте образуем для него добрые слова от слов, которые я сейчас назову: ласка… (ласковый), слава... (славный), послушание… (послушный), смелость… (смелый). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки на место и отгадал правильные слова.
А теперь поможем Страшиле вернуть звуки [с] и [ш] на место. Послушайте, внимательно фразы и исправьте ошибки:
Логопед: «Кошка ловит миску, мама моет мышку.
Дети: «Кошка ловит мышку, мама моет миску».
Логопед: «Пожарный носит кашку, Саша ела каску".
Дети: «Пожарный носит каску, Саша ела кашку».
Логопед: «Танцует Мишка в Машке, конфету дали маске».
Дети: «Танцует Мишка в маске, конфету дали Машке».
Молодцы! Вы помогли Страшиле вернуть «перепутанные» звуки на место и отгадать правильные слова.
9. Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках (упражнение на развитие связной речи).
Логопед: «Страшила так развеселился, что придумал чистоговорки- небылицы. Давайте вместе их проговорим».
Лон-лон-лон, на лопате едет слон.
Са-са-са, на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ».
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
10. Игра «Разложи вещи» (упражнение направлено на развитие связной речи).
На парте – две картинки: шкаф и сумка.
Логопед: «Страшила придумал ещё одно задание. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столе. Если в названии вашей картинки есть звук [с], вы кладете этот предмет в сумку, а если звук [ш] – в шкаф. Например, я положу мишку в шкаф».
Дети выполняют задание.
Логопед: «Давайте поблагодарим Страшилу за интересные задания»!
Дети: «Спасибо»!
11. Физкультминутка (упражнение направлено на развитие общей моторики).
На полочке нашей смешные игрушки,
(стоя, руки на поясе)
Смешные ежи и смешные лягушки.
(ходьба на месте, прыжки на месте)
Смешные медведи, смешные олени,
(ходьба боком, руками показываем рога оленя)
Смешные моржи и смешные тюлени.
(прыжки в стороны).
12. Работа с карточками.
На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш:
«стол, шапка, носок, мышка, дедушка, шуба, сказка, лес, капуста, лягушка».
Задание: вписать пропущенные буквы и прочитать.
Заключительная часть
13. Итог.
Логопед: «О каких звуках мы сегодня говорили? Дайте характеристику этим звукам. Вам понравилось занятие?».
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...