Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 3-4 уровень
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Карякина Наталия Васильевна

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе календарно-тематического планирования программы Н.В. Нищевой для детей с ОНР подготовительной к школе группы. При разработке был учтен  региональный компонент и содержание Основной образовательной программы докольного образования, реализуемой в подготовительной к школе группе ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию

 «Веселый дельфин» №52 города Канска.

Принято решением ППК

От «___» ___________20 ___ г.                                                                                                               Утверждаю:

                                                                                                                                                                    Заведующий МБДОУ №52

                                                                                                                                                                    ______________/ ___________

Календарно - тематическое планирование занятий

к курсам

«Развитие речи» и «Звуковая сторона речи с элементами грамоты»

для детей с ОНР  III уровня, ОНР IV уровня

 (второй год обучения).

                                                                                                                                                  Автор – составитель:

                                                                                                                             Карякина Н.В.

                                                                                                                                                                       учитель - логопед

Канск -2020

Месяц

Неделя

Тема недели

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

(диалогическая)

Звуковая сторона и элементы грамоты

 Сентябрь

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ АОП

ОНР III уровень речевого развития

1 неделя октября

Игрушки

Существительные: 

игрушки, конструктор, самосвал, кукла, пирамидка, флажок, юла.

Прилагательные: 

оранжевый, голубой, фиолетовый, серый, игрушечный, пластмассовый, заводной, мохнатый.

Глаголы: 

складывать, разбирать, купать, готовить, заводить, укладывать.

Образование множественного числа существительных  при согласовании со словом «МНОГО»,  родительный падеж, мн.число  (много кукол, много флажков, …»).

 Речевая игра с мячом «Жадина» на отработку родительного падежа  в ед. и мн. числе «У меня нет… (куклы, кукол)».

Закрепление (формирование) навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом И.

 Описание игрушки по образцу с опорой (по необходимости)

на  план – схему.

Повторение понятий «звук»- «буква», «гласный звук» - «согласный звук».

Артикуляция гласных звуков (схемы)

Письмо гласных букв А, О, У, Ы, И, Э.

ОНР IV уровень речевого развития

По необходимости

Образование множественного числа существительных  при согласовании со словом «МНОГО» и прилагательным,  родительный падеж, мн.число  (много новых кукол, много красных флажков, …»).

 

Закрепление навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом И.

Описание игрушки по образцу с опорой (по необходимости)

на  план – схему.

Повторение понятий «звук»- «буква», «гласный звук» - «согласный звук».

Артикуляция гласных звуков (схемы).

Письмо гласных букв А, О, У, Ы, И, Э.

2 неделя октября

«Осень. Признаки осени»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Осень, дождь, туман, слякоть, лист, листопад.

Глаголы:

Идет, дует, желтеют, краснеют, опадают кружится, летит.

Прилагательные: осенний, хмурый, дождливый, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Наречия:

Пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

Антонимы: ясный – пасмурный, короткий – длинный.

Совершенствование навыков  употребления форм ед. и мн. числа существительных в творительном падеже имен существительных. («Над чем …? Под  чем …? )

Употребление и дифференциация простых предлогов: В,  НА, ПОД .

Составление описательного рассказа об осени с помощью плана – схемы.

Пересказ рассказа по В. Сутееву «Мы в лесу»

Н.В. Нищева Выпуск 4. Стр 6.

Дифференциация «гласный звук» - «согласный звук».

Выделение гласного звука из слова.

Слова: ДОМ, КОТ, КИТ, КИНО.

ОНР IV уровень речевого развития

По необходимости

 Употребление существительных в форме родительного падежа с предлогами ПОД, ИЗ-ПОД,

Составление предложений по картинкам.

Составление описательного рассказа об осени с помощью плана.

Пересказ рассказа по В. Сутееву «Мы в лесу»

Н.В. Нищева Выпуск 4. Стр 6.

Дифференциация «гласный звук» - «согласный звук».

Выделение гласного звука из слова.

Слова: ДОМ, КОТ, КИТ, КИНО.

3 неделя октября

«Огород»

ОНР III уровень речевого развития

По необходимости

Существительные: 

картофель, огурец, морковь, кабачок помидор, лук, капуста, чеснок, овощ, огород, грядка.

Прилагательные:

 цвет (красный, коричневый, зеленая и т.д.), форма             (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый.

Глаголы:

 копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить,           варить, солить, срезать, кушать.

Наречия:

 вкусно, горько, сладко, бережно, полезно.

Антонимы:

 грязно-чисто.

Знакомство с многозначностью слов.

Образование мн. числа существительных в сочетании со словом «много» (Род. п. ед. и мн. число).

Игра «с мячом «Один-много».

Дифференциация  предлогов НА – НАД, В – ИЗ.

Закрепление  навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А.

Составление рассказа –описания овоща с помощью  плана-схемы.

Повторение понятий «звонкий согласный звук» - «глухой согласный звук».

Составление цветных звуковых схем слов с твердыми и мягкими согласными звуками:

ПА – ПЯ

ДА-ДЯ

СА-СЯ и т.д.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости

Прилагательные:

 цвет (красный, коричневый, зеленая и т.д.), форма             (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый.

Глаголы:

 копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить,           варить, солить, срезать, кушать.

Наречия:

 вкусно, горько, сладко, бережно, полезно.

Антонимы:

 грязно-чисто.

Знакомство с многозначностью слов

Образование мн. числа существительных в сочетании со словом «много» (Род. п.  мн. число)в сочетании с прилагательным. прилагательное.

Игра «с мячом «Один-много».

Много спелых помидоров.

Закрепление умения выделять отличительные признаки предметов, составлять загадки с опорой на эти признаки.

Закрепление  навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А.

Составление рассказа –описания овоща с помощью  плана.

Повторение понятий «твердый согласный звук» - «мягкий согласный звук».

Составление цветных звуковых схем слов с твердыми и мягкими согласными звуками.

ПА – ПЯ

ДА-ДЯ

СА-СЯ и т.д.

4 неделя октября

«Сад. Фрукты»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: яблоко, груша, лимон, слива, виноград апельсин, банан, фрукты.

Прилагательные: большой, маленький, спелый, сладкий, кислый, круглый, овальный, полезный.

Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать.

Наречия: вкусно, кисло, сладко.

Антонимы: большой – маленький, сладкий-кислый, мягкий-твердый.

Изменение  глаголов по числам. (растет – растут, спеет – спеют…)

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Дифференциация  простых предлогов (НАД-ПОД, ЗА – ПЕРЕД, В-ИЗ, НА - НАД) на картинном материале

Формирование

описательного рассказа через распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Учить загадывать загадки.

Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по двум сюжетным картинкам).

Повторение понятий «звук» - «слог».

Печатание слогов на слух и их анализ.

Деление слов на слоги со счетом слогов (из трех слогов).

Отхлопай: ГРУ-ША, ЛИ-МОН, ВИ-НО-ГРАД

Назови в слове  первый слог, второй слог, …

Назови в слове первый звук, последний звук.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости

Существительные: яблоко, груша, лимон, слива, виноград апельсин, банан, фрукты.

Прилагательные: большой, маленький, спелый, сладкий, кислый, круглый, овальный, полезный.

Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать.

Наречия: вкусно, кисло, сладко.

Антонимы: большой – маленький, сладкий-кислый, мягкий-твердый.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Дифференциация  простых предлогов (НАД-ПОД, ЗА – ПЕРЕД, В-ИЗ, НА – НАД) на картинном материале.

Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по двум сюжетным картинкам).

Составление сравнительно-описательного рассказа двух фруктов  с помощью плана.

Повторение понятий «звук» - «слог».

Печатание слогов на слух и их анализ.

Деление слов на слоги со счетом слогов (из трех слогов).

Отхлопай: ГРУ-ША, ЛИ-МОН, ВИ-НО-ГРАД

Назови в слове  первый слог, второй слог, …

Назови в слове первый звук, последний звук.

1 неделя ноября

« Грибы и лесные ягоды»

ОНР III уровень речевого развития

 Существительные: гриб, боровик, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка, шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, корзина, варенье, сок, сад, садовник.

Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый.

Глаголы: собирать, заготавливать, срезать, варить, жарить, кушать, наклонятся, искать

Наречия: бережно, вкусно, сладко, кисло.

Антонимы: большой-маленький, толстый-тонкий.

Употребление и дифференциация простых  предлогов (ПОД -  НАД, В – ИЗ, К- ОТ) в предложениях.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе.

Употребление существительных в форме предложного падежа (Я расскажу о мухоморе)

Пересказ по сюжетным картинкам «Лисичкин хлеб»

Нищева Н.В.

Выпуск 3. Стр.4.

Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по паре предметных картинок и упрощенной схеме).

Выделение гласных звуков из слова на слух.

Правило: сколько гласных – столько и слогов

Деление слов на слоги из прямых слогов и со стечением согласных.

БО-РО-ВИК

СМО-РО-ДИ-НА

КОР-ЗИ-НА.

Составление схемы  слов: СОК, ЛЕС.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости

Существительные: гриб, боровик, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка, шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, корзина, варенье, сок, сад, садовник.

Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый.

Глаголы: собирать, заготавливать, срезать, варить, жарить, кушать, наклонятся, искать

Наречия: бережно, вкусно, сладко, кисло.

Антонимы: большой-маленький, толстый-тонкий.

Употребление и дифференциация простых  предлогов (ПОД -  НАД, В – ИЗ, К- ОТ) в предложениях.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе.

Употребление существительных в форме предложного падежа (Я расскажу о мухоморе)

Пересказ по плану «Лисичкин хлеб»

Нищева Н.В.

Выпуск 3. Стр.4.

Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по паре предметных картинок и упрощенной схеме).

Выделение гласных звуков из слова на слух.

Правило: сколько гласных – столько и слогов.

Деление слов на слоги из прямых слогов и со стечением согласных.

БО-РО-ВИК

СМО-РО-ДИ-НА

КОР-ЗИ-НА

Составление схемы  слов: СОК, ЛЕС.

2 неделя ноября

«Лес. Деревья»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна, ветка, ствол, лист, кора.

Прилагательные: тонкий, толстый, высокий, низкий,  березовый, сосновый, рябиновый.

Глаголы: растет, висит, опадает.

Обучение умению подбирать и употреблять в речи слова-антонимы.

 Игра с мячом «Жадина»

Образование имен существительных в Р.п. мн. числа («У меня есть деревья» – «А у меня нет деревьев» ).

Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже с простыми  предлогами(составление предложений по сюжетным картинкам).

Образование относительных прилагательных.

Д/и «Назови листик».

Составление рассказа-сравнения двух деревьев по схеме.

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзами А,  НО с использованием схемы предложения

Деление слов на слоги из  со стечением согласных.

СОС-НА

ВЕТ-КА и составление к ним цветных звуковых схем.

 

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости

Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна, ветка, ствол, лист, кора.

Прилагательные: тонкий, толстый, высокий, низкий,  березовый, сосновый, рябиновый.

Глаголы: растет, висит, опадает.

Обучение умению подбирать и употреблять в речи слова-антонимы.

Образование имен существительных и прилагательных в Р.п. мн. числа  («У меня есть высокие деревья» – «А у меня нет высоких деревьев» ).

Игра с мячом «Жадина»

Образование относительных прилагательных.

Д/и «Назови листик».

Составление рассказа-сравнения двух деревьев по схеме.

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзами А, НО с использованием схемы предложения.

Деление слов на слоги из  со стечением согласных.

СОС-НА

ВЕТ-КА и составление к ним цветных звуковых схем.

 

3 неделя ноября

«Одежда»

ОНР III уровень речевого развития

 Существительные:

Одежда, комбинезон, куртка, плащ, сарафан, свитер, капюшон, воротник, манжета

Прилагательные: удобный, шерстяной, шелковый, нарядный, теплый.

Глаголы:

Стирать, чистить, гладить, развешивать, складывать

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: широкий - узкий, длинный – короткий, чистый – грязный, новый - старый.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе.

Употребление существительных в форме предложного падежа.

«Маша мечтает о  …» (названия одежды)

Образование относительных прилагательных:

Куртка из кожи - …(кожаная) и т.д.

Отгадывание и толкование загадок об одежде.

Составление описательного рассказа о предмете одежды по алгоритму.

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом ИЛИ.

Дифференциация понятий «звонкий звук» - «глухой звук».

Составление звуковых цветных схем слов:

СВИТЕР

ПЛАЩ

(повторение, что «Щ» всегда мягкий звук)

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости

Употребление существительных и прилагательных в форме предложного падежа.

«Маша мечтает о новой …» (названия одежды)

Образование относительных прилагательных:

Куртка из кожи - …(кожаная) и т.д.

Составления рассказа – описания об одежде.

Отгадывание и толкование загадок об одежде.

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом ИЛИ.

Дифференциация понятий «звонкий звук» - «глухой звук».

Составление звуковых цветных схем слов:

СВИТЕР

ПЛАЩ.

(повторение, что звук «Щ» всегда мягкий)

4 неделя ноября

«Обувь»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

обувь, сапоги, туфли, тапки, ботинки, кроссовки, сандалии, шлепанцы, босоножки, каблук, подошва, шнурки, молния.

Прилагательные: удобные, теплые, кожаные, замшевые, резиновые .

Глаголы:

чистить, снимать, носить, обувать, беречь.

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: высокий – низкий, одевать – снимать, тонкая – толстая (подошва), высокий – низкий (каблук).

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе в родительном падеже

У меня нет …(одного ботинка, двух ботинок)

У меня много … (кроссовок).

Употребление существительных в форме предложного падежа.

 Я мечтаю о новых …(кроссовках, сапогах…).

Кроссовки стоят на верхней … (полке).

Образование относительных прилагательных.

Сапоги из кожи - …(кожаные) и т.д.

Пересказ рассказа

Е. Пермак

«Как Маша стала большой».

Обучение навыку составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление звуковых цветных схем слов:

ШНУРОК

ПОДОШВА

(повторение, что звук «Ш» всегда твердый)

ОНР IV  уровень речевого развития

Существительные:

обувь, сапоги, туфли, тапки, ботинки, кроссовки, сандалии, шлепанцы, босоножки, каблук, подошва, шнурки, молния.

Прилагательные: удобные, теплые, кожаные, замшевые, резиновые .

Глаголы:

чистить, снимать, носить, обувать, беречь.

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: высокий – низкий, одевать – снимать, тонкая – толстая (подошва), высокий – низкий (каблук).

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе в родительном падеже

У меня нет …(одного ботинка, двух ботинок)

У меня много … (кроссовок).

Образование относительных прилагательных.

Сапоги из кожи - …(кожаные) и т.д.

Пересказ рассказа

Е. Пермак

«Как Маша стала большой».

Обучение навыку составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление звуковых цветных схем слов:

ШНУРОК

ПОДОШВА

(повторение, что звук «Ш» всегда твердый)

1 неделя декабря

«Посуда»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Посуда, чайник, тарелка, чашка, ложка, вилка, кастрюля, поварешка, миска, солонка, супница, хлебница, масленка.

Прилагательные: 

Чистый, грязный, новый, стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, столовый.

Глаголы:

Готовить, варить, жарить, печь, кипятить, тушить, наливать, выливать, класть, убирать, ставить.

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: глубокая - мелкая.

Закрепление навыка составления сложных предложений с противительным союзом А  с предлогами В, ИЗ с использованием существительных в ед. и мн. числе.

Суп налили в … (тарелки), а  съели ИЗ … (тарелок).

Маша пьет ИЗ  …(стакана), а дети пьют ИЗ .. (стаканов).

Масло кладут в .. (масленку), а берут ИЗ … (масленок).

Род. падеж существительных

 «Битая посуда»

Чайник без … (носика).

Отработка род. падежа множ. числа.

Согласование со словом «МНОГО»

Составление описательного рассказа о предмете посуды по алгоритму.

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление звуковых цветных схем слов:

ЧАЙНИК

КАСТРЮЛЯ

(повторение, что звуки «Ч» и «Й» всегда мягкие)

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Посуда, чайник, тарелка, чашка, ложка, вилка, кастрюля, поварешка, миска, солонка, супница, хлебница, масленка.

Прилагательные: 

Чистый, грязный, новый, стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, столовый.

Глаголы:

Готовить, варить, жарить, печь, кипятить, тушить, наливать, выливать, класть, убирать, ставить.

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: глубокая - мелкая.

Отработка род. падежа множ. числа существительных и прилагательных.

Согласование со словом «МНОГО»

Составление описательного рассказа о предмете посуды по алгоритму.

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление звуковых цветных схем слов:

ЧАЙНИК

КАСТРЮЛЯ

(повторение, что звуки «Ч» и «Й» всегда мягкие)

2 неделя декабря

«Зима. Зимующие птицы»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Зима, снег, снежинка, сугроб, ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, кормушка, гололед, снегопад, узор, вьюга, метель.

Прилагательные: 

Холодный, голодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный.

Глаголы:

Замерзать, покрывать, выпадать, заметать, кормить, сыпать.

Наречия:

Холодно, голодно, морозно.

Антонимы: перелетные-оседлые.

Образование однокоренных слов к словам: ЗИМА, СНЕГ.

Употребление предлогов «Вставь недостающее маленькое слово» (пространственные предлоги: В, НА, ПОД, НА, С, К, ОТ)

Употребление существительных в форме предложного и родительного падежа ед. числа с использованием предлогов: НА, О, В, ОТ, С, ВОКРУГ и образованием приставочных глаголов по картинкам.

«Птицы подлетели К …(кормушке)»

«Воробей облетел ВОКРУГ … (кормушки)»

«Вороны сидят ОКОЛО … (дерева)» и т.д.

Р/И «Птицы и кормушка»

Беседа и пересказ рассказа «Яшка» по опорным вопросам и картинкам.

Нищева Н.В.

Выпуск 4. Стр.14.

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление звуковых цветных схем слов:

СНЕЖИНКА

КОРМУШКА

(повторение, что звуки «Ш» и «Ж» всегда твердые).

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно) Существительные:

Зима, снег, снежинка, сугроб, ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, кормушка, гололед, снегопад, узор, вьюга, метель.

Прилагательные: 

Холодный, голодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный.

Глаголы:

Замерзать, покрывать, выпадать, заметать, кормить, сыпать.

Наречия:

Холодно, голодно, морозно.

Антонимы: перелетные-оседлые.

Образование однокоренных слов к словам: ЗИМА, СНЕГ.

Употребление существительных и прилагательных в форме предложного и родительного падежа ед. числа с использованием предлогов: НА, О, В, ОТ, С, ВОКРУГ и образованием приставочных глаголов по картинкам.

«Птицы подлетели К …(деревянной кормушке)»

 «Вороны сидят ОКОЛО … (высокого дерева)» и т.д.

Р/И «Птицы и кормушка»

Беседа и пересказ рассказа «Яшка» по опорным вопросам.

Нищева Н.В.

Выпуск 4. Стр.14.

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Составление звуковых цветных схем слов:

СНЕЖИНКА

КОРМУШКА

(повторение, что звуки «Ш» и «Ж» всегда твердые)

3 неделя декабря

«Домашние животные зимой»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Животные, корова, коза, собака, свинья, кошка, лошадь, овца, рога,  хвост, грива, копыта, хлев, стойло, пойло, запас,  сено, кость, молоко.

Прилагательные: 

Домашний, полезный, теплый, умный, ласковый, верный.

Глаголы:

Кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить, служить.

Наречия:

Тепло, верно (служит).

Образование относительных прилагательных:

Речевая  игры: «Чья морда?», «Чей хвост?», «Чье ухо?».

Дифференциация  простых предлогов ЗА, ПЕРЕД с составлением предложений.

 Игра на фланелеграфе

«Где животное?»

Составление описательного рассказа о домашнем животном по алгоритму.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

Н.В. Нищева. Выпуск 2 стр.16.

Обучение навыку составления сложноподчиненного  предложения с союзом ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов:

ЛОШАДЬ

СТОЙЛО

КОСТЬ

Мягкий знак в конце слов.

ОНР IV  уровень речевого развития

Существительные:

Животные, корова, коза, собака, свинья, кошка, лошадь, овца, рога,  хвост, грива, копыта, хлев, стойло, пойло, запас,  сено, кость, молоко.

Прилагательные: 

Домашний, полезный, теплый, умный, ласковый, верный.

Глаголы:

Кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить, служить.

Наречия:

Тепло, верно (служит).

Образование относительных прилагательных:

Речевая  игры: «Чья морда?», «Чей хвост?», «Чье ухо?».

Составление описательного рассказа о домашнем животном по алгоритму.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

Н.В. Нищева. Выпуск 2 стр.16.

Обучение навыку составления сложноподчиненного  предложения с союзом ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов:

ЛОШАДЬ

СТОЙЛО

КОСТЬ

Мягкий знак в конце слов.

4 неделя декабря

«Новый год»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Новый год, елка, игрушки, подарки, праздник, шары, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод, веселье, украшение, конфетти, гирлянда, карнавал, маска.

.Прилагательные: 

Веселый, праздничный, новогодний.

Глаголы:

Украшать, дарить, получать, вынимать, вешать.

Наречия:

Весело, дружно.

Дифференциация простых  предлогов: ЗА-ПЕРЕД, НА-ПОД-НАД.

Игра на фланелеграфе

«Новогодняя ёлка».

Пересказ по плану рассказа

Л. Воронковой

«Таня выбирает елку».

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов с определением ударного гласного:

ИГРУШКИ

ШАРИКИ

ГИРЛЯНДА

ОНР IV уровень речевого развития

По необходимости

Существительные:

Новый год, елка, игрушки, подарки, праздник, шары, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод, веселье, украшение, конфетти, карнавал, маска.

.Прилагательные: 

Веселый, праздничный, новогодний.

Глаголы:

Украшать, дарить, получать, вынимать, вешать.

Наречия:

Весело, дружно.

Закрепление правильного применения сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО, ЧЕРЕЗ.

Пересказ по плану рассказа

Л. Воронковой

«Таня выбирает елку».

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов с определением ударного гласного:

ИГРУШКИ

ШАРИКИ

ГИРЛЯНДА

3 неделя января

«Мебель»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Мебель, шкаф, комод, диван, буфет, кровать, софа, пуф, табурет, дверца, ножка, крышка, сиденье, спинка, подлокотник.

Прилагательные: 

Деревянный, стеклянный, кожаный, мягкий, жесткий.

Глаголы:

Хранить, убирать, вешать, протирать, ставить, переставлять.

Наречия:

Чисто, удобно.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе (изменение словосочетаний по образцу):

Деревянный шкаф – деревянные шкафы;

Короткая ножка - …

Кожаный диван - …

и т.д.

Употребление существительных в форме предложного падежа.

Игра «Продолжи фразу» (предметные картинки с изображением мебели)

«Мама мечтает о новом …»

«Мама мечтает о новой …»

«Мама мечтает о новых …»

Составление описательного рассказа о предмете мебели по алгоритму.

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов с определением ударного гласного:

ДИВАН

КРОВАТЬ

БУФЕТ

ОНР IV уровень речевого развития

По необходимости (выборочно) Существительные:

Мебель, шкаф, комод, диван, кровать, буфет, софа, пуф, табурет, дверца, ножка, крышка, сиденье, спинка, подлокотник.

Прилагательные: 

Деревянный, стеклянный, кожаный, мягкий, жесткий.

Глаголы:

Хранить, убирать, вешать, протирать, ставить, переставлять.

Наречия:

Чисто, удобно.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе (изменение словосочетаний по образцу):

Деревянный шкаф – деревянные шкафы;

Короткая ножка - …

Кожаный диван - …

и т.д.

Составление описательного рассказа о предмете мебели по алгоритму.

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов с определением ударного гласного:

ДИВАН

КРОВАТЬ

БУФЕТ

4 неделя января

«Транспорт»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Транспорт, автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, корабль, руль, кабина, пассажир, водитель, остановка.

Прилагательные: 

Железный, грузовой, пассажирский.

Глаголы:

Ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, тормозить, управлять, останавливаться.

Наречия:

Быстро-медленно.

Согласование прилагательного с существительным ед. числа в падежах.

Отработка приставочных глаголов («отъехал», «подъехал»).

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу.

«Водитель едет на  новой (новом) …»

«Пассажиры едут в красном …»

« Автобус подъехал к  городской …»,

«Автобус  отъехал от городской …»

«Корабль плывет по глубокому …»

«Катер отплыл от …(берега)»

Катер подплыл к …. (берегу)»

Составление описательного рассказа о транспорте (по выбору) с использованием  алгоритма.

Пересказ рассказа по В. Сутееву «Кто сильнее?»

Н.В. Нищева Выпуск1. Стр.14.

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление звуковых цветных схем слов с определением ударного гласного:

ТРАМВАЙ

КОРАБЛЬ

АВТОБУС

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Транспорт, автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, корабль, руль, кабина, пассажир, водитель, остановка.

Прилагательные: 

Железный, грузовой, пассажирский.

Глаголы:

Ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, тормозить, управлять, останавливаться.

Наречия:

Быстро-медленно.

Согласование прилагательного с существительным ед. числа в падежах.

Отработка приставочных глаголов («отъехал», «подъехал»).

Составление предложений по сюжетным картинкам с изменением числа.

«Водитель едет на  … (новой  машине, а водители … (едут на новых машинах).

«Пассажир едет в… (красном автобусе), а пассажиры … (едут в новых автобусах)»

Составление описательного рассказа о транспорте (по выбору) с использованием  алгоритма.

Пересказ рассказа по В. Сутееву «Кто сильнее?»

Н.В. Нищева Выпуск1. Стр.14.

Составление звуковых цветных схем слов с определением ударного гласного:

ТРАМВАЙ

КОРАБЛЬ

АВТОБУС

4 неделя января

«Детский сад. Профессии»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Профессия, работа, труд, заведующая, воспитатель, нянечка, повар, психолог, логопед, музыкальный руководитель, прачка, врач, медсестра, занятие.

Прилагательные: 

Нужный, необходимый, полезный, любимый.

Глаголы:

Воспитывать, учить, помогать, готовить, жарить, варить, гладить, стирать, руководить.

Наречия:

Легко – трудно.

Отработка глаголов несовершенного вида.

Речевая игра «Кому нужен предмет и для чего?»

Составление рассказа по серии сюжетных картин «День в детском саду». Н.В. Нищева рабочая тетрадь «занимаемся вместе»

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК

Повторение понятия «предложение».

Определение предложений.

Знакомство со схемой предложения.

 

.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Профессия, работа, труд, заведующая, воспитатель, нянечка, повар, психолог, логопед, музыкальный руководитель, прачка, врач, медсестра, занятие.

Прилагательные: 

Нужный, необходимый, полезный, любимый.

Глаголы:

Воспитывать, учить, помогать, готовить, жарить, варить, гладить, стирать, руководить.

Наречия:

Легко – трудно.

Отработка глаголов несовершенного вида.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «День в детском саду». Н.В. Нищева рабочая тетрадь «занимаемся вместе»

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК

Повторение понятия «предложение».

Определение предложений.

Знакомство со схемой предложения.

 

1 неделя февраля

«Дикие животные зимой»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Животные, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рысь, барсук, рога, копыта, лапы, мех, шкура, нора, берлога, логово, дупло, спячка.

Прилагательные: 

Злой, дикий, голодный, хищный, травоядный.

Глаголы:

Менять, линять, охотиться, добывать, спать, догонять.

Наречия:

Голодно, холодно.

Дифференциация предлогов ПОД, ИЗ-ПОД.

Употребление существительных в форме родительного падежа с предлогами ПОД, ИЗ-ПОД.

Составление предложений с помощью изображений животных и растений на  фланелеграфе.

Беседа по рассказу.

И. Чарушина

 «Заяц».

Нищева Н.В.

Выпуск 3 . стр.12

Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Рысь» по сюжетным картинкам .

Н.В. Нищева . Выпуск 3. Стр.14.

Составление схемы предложения из 3-4 слов без предлога.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Животные, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рысь, барсук, рога, копыта, лапы, мех, шкура, нора, берлога, логово, дупло, спячка.

Прилагательные: 

Злой, дикий, голодный, хищный, травоядный.

Глаголы:

Менять, линять, охотиться, добывать, спать, догонять.

Наречия:

Голодно, холодно.

Употребление существительных  в разных падежах  с предлогами ИЗ-ЗА,  ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ.

Составление предложений с помощью изображений животных и растений на  фланелеграфе.

Беседа по рассказу.

И. Чарушина

 «Заяц».

Нищева Н.В.

Выпуск 3 . стр.12

Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Рысь» по сюжетным картинкам .

Н.В. Нищева . Выпуск 3. Стр.14.

Составление схемы предложения из 3-4 слов без предлога.

2 неделя февраля

«Инструменты»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Пила, молоток, топор, иголка, ножницы, лопата, рубанок, вилы, грабли, клещи, коса, отвертка, арфа, пианино, балалайка, музыка.

Прилагательные: 

Нужный, необходимый, полезный, любимый, металлический, прочный, острый, трудолюбивый, музыкальный, сельскохозяйственный.

Глаголы:

Пилить, забивать, рубить, копать, кидать, сгребать, косить, закручивать, строгать, играть, барабанить.

Наречия:

Полезно, легко - трудно.

Образование глаголов с приставками

(крутит - откручивает, режет – вырезает, гребет – подгребает, шьет – пришивает и т.д.).

Отработка родительного падежа.

Игра «Чего не стало?»

(игра с инструментами).

Отработка дательного падежа множественного числа существительных.

 Р/И с мячом «Кому нужны эти инструменты?»

Молоток, рубанок , гвозди нужны … (столярам).

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление схемы предложения из 4-5 слов без предлога.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Пила, молоток, топор, иголка, ножницы, лопата, рубанок, вилы, грабли, клещи, коса, отвертка, арфа, пианино, балалайка, музыка.

Прилагательные: 

Нужный, необходимый, полезный, любимый, металлический, прочный, острый, трудолюбивый, музыкальный, сельскохозяйственный.

Глаголы:

Пилить, забивать, рубить, копать, кидать, сгребать, косить, закручивать, строгать, играть, барабанить.

Наречия:

Полезно, легко – трудно.

Отработка родительного падежа существительных и прилагательных.

Игра «Чего не стало?»

(игра с инструментами).

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление схемы предложения из 4-5 слов без предлога.

3 неделя февраля

«Наша армия»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Родина, граница, защита, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк, десантник.

Прилагательные: 

Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, смелый - трусливый, отважный, внимательный.

Глаголы:

Охранять, защищать, служить, оберегать.

Наречия:

Умело, ловко, внимательно, осторожно.

Образование глаголов с приставками  (-ОТ, -ПОД, -ПЕРЕ, -ОБ) в настоящем и прошедшем времени с помощью фланелеграфа.

Игра «Пограничник на границе».

Согласование местоимений

 НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми.

Д/и «Подбери словечко».

Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый.

Самый наисильнейший (ая) солдат (армия).

Составление рассказа по картине (с составлением плана).

Н.В. Нищева «На границе»

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление схемы предложения с  предлогом.

Составление звуковой схемы слов:

МОРЯК

ПОГРАНИЧНИК

ДЕСАНТНИК

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Родина, граница, защита, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк, десантник.

Прилагательные: 

Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, смелый - трусливый, отважный, внимательный.

Глаголы:

Охранять, защищать, служить, оберегать.

Наречия:

Умело, ловко, внимательно, осторожно.

Образование глаголов с приставками  (-ОТ, -ПОД, -ПЕРЕ, -ОБ) в настоящем и прошедшем времени с помощью фланелеграфа.

Игра «Пограничник на границе».

Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый.

Самый наисильнейший (ая) солдат (армия).

Составление рассказа по картине (с составлением плана).

Н.В. Нищева «На границе»

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление схемы предложения с  предлогом.

Составление звуковой схемы слов:

МОРЯК

ПОГРАНИЧНИК

ДЕСАНТНИК

4 неделя февраля

«Профессии»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Продавец, кассир, повар, кондитер, художник, парикмахер, экскурсовод, маляр,  строитель, крановщик, стекольщик, столяр, швея, пожарный, полицейский.

Прилагательные: 

Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, важный, внимательный.

Глаголы:

Охранять, защищать, служить, оберегать.

Наречия:

Умело, ловко, внимательно, осторожно.

Изменение глаголов по временам по образцу.

(продает – продавал – будет продавать и т.п.)

Отработка предложного падежа существительных в единственном и множественном числе.

Речевая игра «Кто, о чем мечтает?»

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый.

Самый важнейший (ая) труд,  (профессия).

Обсуждение плана рассказа к сюжетной картине и составление рассказа.

«На стройке»

Н.В. Нищева

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление схемы предложения с  предлогом.

Составление полной звуковой схемы слов:

КРАНОВЩИК

СТРОИТЕЛЬ

ПОЖАРНЫЙ

ОНР IV уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Продавец, кассир, повар, кондитер, художник, парикмахер, экскурсовод, маляр,  строитель, крановщик, стекольщик, столяр, швея, пожарный, полицейский.

Прилагательные: 

Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, важный, внимательный.

Глаголы:

Охранять, защищать, служить, оберегать.

Наречия:

Умело, ловко, внимательно, осторожно.

Отработка предложного падежа существительных и прилагательных в единственном и множественном числе.

Речевая игра «Кто, о чем мечтает?»

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый.

Самый важнейший (ая) труд,  (профессия).

Обсуждение плана рассказа к сюжетной картине и составление рассказа.

«На стройке»

Н.В. Нищева

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Составление схемы предложения с  предлогом.

Составление полной звуковой схемы слов:

КРАНОВЩИК

СТРОИТЕЛЬ

ПОЖАРНЫЙ

1 неделя марта

«Мамин праздник. Цветы»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Роза, ромашка, тюльпан, гвоздика, ландыши, хризантема, праздник, забота, внимание, букет.

Прилагательные:

Любимая, добрая, заботливая, лучшая,  садовый, полевой, лесной.

Глаголы:

Поздравлять, дарить, заботиться, ухаживать, любить.

 Наречия:

Нежно, крепко (обнимать).

Отработка правильного применения родительного падежа (согласование прилагательного +существительного).

Отработка в предложении творительного  падежа с предлогом МЕЖДУ.

Д/и «Какого цветка  не стало?»

Совершенствование навыка употребления словосочетаний (цвет + предмет) с количественными числительными один – десять.

Речевая игра «Сосчитай цветы».

Одна красная роза, две красных розы, три красных розы  и т.д.

Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как.

Составление описательного рассказа о цветке по схеме.

Составление схемы предложения с  предлогом.

Составление полной звуковой схемы слов:

РОМАШКА

ГВОЗДИКА

ХРИЗАНТЕМА

ОНР IV  уровень речевого развития

Существительные:

Роза, ромашка, тюльпан, гвоздика, ландыши, хризантема, праздник, забота, внимание, букет.

Прилагательные:

Любимая, добрая, заботливая, лучшая,  садовый, полевой, лесной.

Глаголы:

Поздравлять, дарить, заботиться, ухаживать, любить.

 Наречия:

Нежно, крепко (обнимать).

Отработка правильного применения родительного падежа (согласование прилагательного +существительного).

Дидактическая игра «Какого цветка  не стало?»

Совершенствование навыка употребления словосочетаний (цвет + предмет) с количественными числительными один – десять.

Речевая игра «Сосчитай цветы».

Одна красная роза, две красных розы, три красных розы  и т.д.

Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как.

Составление описательного рассказа о цветке по схеме.

Составление схемы предложения с  предлогом.

Составление полной звуковой схемы слов:

РОМАШКА

ГВОЗДИКА

ХРИЗАНТЕМА

2 неделя марта

«Комнатные растения»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Растение, кактус, толстянка, герань, фикус, гортензия; полив, уход, горшок, поддон, почва, лейка.

Прилагательные:

Комнатный, гладкий, колючий, ароматный, цветущий.

Глаголы:

Ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, удобрять, сажать.

Наречие:

Бережно.

Отработка глаголов изъявительного наклонения по временам в единственном и множественном числе.

Речевая игра «Садовник и цветы».

Отработка навыка образовывать приставочные глаголы с приставками:-вы, -под, - пере (вынести, поднести, подходить, пересадить, переносить, переставлять)

Речевые игры с мячом

 «Исправь словечко», «Продолжи фразу».

Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

красивейший, ароматнейший.

Составление описательного рассказа о домашнем растении по памяти с наводящей помощью.

Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как.

ОНР IV  уровень речевого развития

Существительные:

Растение, кактус, толстянка, герань, фикус, гортензия; полив, уход, горшок, поддон, почва, лейка.

Прилагательные:

Комнатный, гладкий, колючий, ароматный, цветущий.

Глаголы:

Ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, удобрять, сажать.

Наречие:

Бережно.

Отработка глаголов изъявительного наклонения по временам в единственном и множественном числе.

Речевые игры с мячом:

 «Исправь словечко», «Продолжи фразу».

Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

красивейший, ароматнейший.

Составление описательного рассказа о домашнем растении по памяти с наводящей помощью.

Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как.

3 неделя марта

«Рыбы»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: река, пруд, озеро, аквариум, водоем, сом, щука, окунь, лещ, карась, карп, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры.

Прилагательные: хищный, зубастый, блестящий, усатый, полосатый, серебристый.

Глаголы: плавать, питаться, размножаться, затаиться, ловить.

Наречия: глубоко, мелко.

Изучение и практическое применение предлога ОКОЛО и закрепление предлогов ПОД, ИЗ-ПОД с составлением предложений на фланелеграфе.

Отработка навыка образования и использования  приставочных глаголов  с приставками: –от, -под,

 -за, -пере, -вы  и предлогов ОТ, К, В, ЧЕРЕЗ, ИЗ на фланелеграфе.

Д/и «Аквариум»

Пересказ рассказа И. Гурвич «Левушка – рыбак» .

Н.В. Нищева. Выпуск 1. Стр.20.

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом если.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные: река, пруд, озеро, аквариум, водоем, сом, щука, окунь, лещ, карась, карп, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры.

Прилагательные: хищный, зубастый, блестящий, усатый, полосатый, серебристый.

Глаголы: плавать, питаться, размножаться, затаиться, ловить.

Наречия: глубоко, мелко.

Отработка навыка образования и использования  приставочных глаголов  с приставками: –от, -под,

 -за, -пере, -вы  и предлогов ОТ, К, В, ЧЕРЕЗ, ИЗ на фланелеграфе.

Д/и «Аквариум»

Пересказ рассказа И. Гурвич «Левушка – рыбак» .

Н.В. Нищева. Выпуск 1. Стр.20.

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом если.

4 неделя марта

«Весна»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Весна, оттепель, гроза,  сосулька, облако, капель, ручей, лужа, ледоход, льдина, проталинка, почка, подснежник, верба, трава, грач, скворец, скворечник, гнездо.. Прилагательные:

Чистое, голубое (небо), прозрачный, первый, звонкий, хрупкий.

Глаголы:

Наступать, таять, пригревать, появляться, течь, плыть, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить.

 Наречия:

Тепло, солнечно, ветрено.

Отработка дательного падежа ед. и мн. числа с предлогами:  ПО, К.

Сравнение предлогов ЗА - ИЗ-ЗА.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставкой  - от, -пере, -под (лететь, плыть).

Речевые игры на фланелеграфе: «Небо и облачко» и «Ручееек и кораблик».

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

первейший, теплейший.

Пересказ рассказа «Март»

Нищева Н.В.

Выпуск 2. Стр. 22

Составление рассказа по алгоритму «Весна»

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом когда.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Весна, оттепель, гроза,  сосулька, облако, капель, ручей, лужа, ледоход, льдина, проталинка, почка, подснежник, верба, трава, грач, скворец, скворечник, гнездо.. Прилагательные:

Чистое, голубое (небо), прозрачный, первый, звонкий, хрупкий.

Глаголы:

Наступать, таять, пригревать, появляться, течь, плыть, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить.

 Наречия:

Тепло, солнечно, ветрено.

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

первейший, теплейший.

Пересказ рассказа «Март»

Нищева Н.В.

Выпуск 2. Стр. 22

Составление рассказа по алгоритму «Весна»

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом когда.

1 неделя апреля

«Наш город»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Город, Канск,  улица, дорога, фонарь, площадь, театр, завод, магазин, аптека, музей, река, мост, дорога, такси, автобус, остановка, автомобиль, грузовик, водитель.

Прилагательные:

Родной, уютный, красивый, старинный, деревянный, кирпичный, многоэтажный, панельный, продовольственный, хозяйственный, легковой, грузовой.

Глаголы:

Строить, стоять, течет, посещать.

 Наречия:

Сильно, высоко, долго, быстро, медленно.

Отработка родительного падежа ед. и мн. числа с предлогами: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, сравнение этих предлогов.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками  -в,- вы, -пере (с глаголами движения: ходить, ехать, бежать, летать, ползать).

Д/и  «Продолжи фразу» (с опорой на сюжетные картинки).

Знакомство с предлогом ЧЕРЕЗ (схема).

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

любимейший, красивейший, уютнейший, высочайший (дом).

Составление рассказа о городе Канске по плану с использованием рисунков-символов.

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом ПОЭТОМУ.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Город, Канск,  улица, дорога, фонарь, площадь, театр, завод, магазин, аптека, музей, река, мост, дорога, такси.

Прилагательные:

Родной, уютный, красивый, старинный, деревянный, кирпичный, многоэтажный, панельный, продовольственный, хозяйственный, легковой, грузовой.

Глаголы:

Строить, стоять, течет, посещать.

 Наречия:

Сильно, высоко, долго, быстро, медленно.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками  - вы, -пере (с глаголами движения: ходить, ехать, бежать, летать, ползать).

Д/и  «Продолжи фразу» (с опорой на сюжетные картинки)

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

любимейший, красивейший, уютнейший, высочайший (дом).

Составление рассказа о городе Канске по плану с использованием рисунков-символов.

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом ПОЭТОМУ.

2 неделя апреля

«Космос»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Космос, ракета, космонавт, спутник, полет, звезда, планета, иллюминатор, станция, орбита, названия планет нашей солнечной системы.

Прилагательные:

Первый, быстрый, смелый, космический, орбитальный, далекий .

Глаголы:

Осваивать, изучать, запускать, лететь, приземляться.

 Наречия:

Быстро – медленно, высоко – низко, далеко - близко.

Отработка навыка образования приставочного глагола с приставками

-об, -обо (летел, шел) и предлогом ВОКРУГ.

Д/и «Полет в космос».

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами ОТ,К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Д/и «Подбери предлог».

Закрепление навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО

ТАК-КАК

ПОЭТОМУ.

ОНР IV  уровень речевого развития

Существительные:

Космос, ракета, космонавт, спутник, полет, звезда, планета, иллюминатор, станция, орбита, названия планет нашей солнечной системы.

Прилагательные:

Первый, быстрый, смелый, космический, орбитальный, далекий .

Глаголы:

Осваивать, изучать, запускать, лететь, приземляться.

 Наречия:

Быстро – медленно, высоко – низко, далеко - близко.

Отработка навыка образования приставочного глагола с приставками

-об, -обо (летел, шел) и предлогом ВОКРУГ.

Д/и «Полет в космос».

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами ОТ,К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Д/и «Подбери предлог».

Закрепление навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО

ТАК-КАК

ПОЭТОМУ.

3 неделя апреля

«Весенние работы на селе»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Село, деревня, поле, сад, огород, трактор, борона, теплица, хлебороб, трактор, борона, сеялка, комбайн, овощевод, удобрение.

Прилагательные:

Весенний, черный, влажный, белый.

Глаголы:

Пахать, боронить, сеять, садить, рыхлить, удобрять.

 Наречия:

Трудно – легко, быстро - медленно.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками:  -про,-пере (с глаголами: боронить, пахать, садить, рыхлить), -вы (садить).

Д/и «Хлебороб».

Закрепление  практического применения предлога  ЧЕРЕЗ.

Закрепление навыка составления сложноподчиненных  предложений с различными союзами:

ПОТОМУ ЧТО

ТАК-КАК

ПОЭТОМУ, КОГДА.

Составление рассказа по представлению о работе на селе весной.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Село, деревня, поле, сад, огород, трактор, борона, теплица, хлебороб, трактор, борона, сеялка, комбайн, овощевод, удобрение.

Прилагательные:

Весенний, черный, влажный, белый.

Глаголы:

Пахать, боронить, сеять, садить, рыхлить, удобрять.

 Наречия:

Трудно – легко, быстро - медленно.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками:  -про,-пере (с глаголами: боронить, пахать, садить, рыхлить), -вы (садить).

Д/и «Хлебороб».

Закрепление навыка составления сложноподчиненных  предложений с различными союзами:

ПОТОМУ ЧТО

ТАК-КАК

ПОЭТОМУ, КОГДА.

Составление рассказа по представлению о работе на селе весной.

4 неделя апреля

«Насекомые»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Насекомые, жук, комар, стрекоза, паук, червяк, гусеница, бабочка, пчела, улей, оса, шмель, кокон, крылья, лапки, усики, брюшко.

Прилагательные:

Мохнатый, жужжащий, опасный, медленный, быстрый .

Глаголы:

Летать, порхать, ползать, кружить, заматываться.

 Наречия:

Высоко – низко, далеко - близко.

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами:

 ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Д/и на фланелеграфе «Насекомые на полянке».

Составление описательного рассказа о насекомом (по выбору).

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» .

Н.В. Нищева

Выпуск 2, стр. 8.

ОНР IV  уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Насекомые, жук, комар, стрекоза, паук, червяк, гусеница, бабочка, пчела, улей, оса, шмель, кокон, крылья, лапки, усики, брюшко.

Прилагательные:

Мохнатый, жужжащий, опасный, медленный, быстрый .

Глаголы:

Летать, порхать, ползать, кружить, заматываться.

 Наречия:

Высоко – низко, далеко - близко.

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами:

 ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Д/и на фланелеграфе «Насекомые на полянке».

Составление описательного рассказа о насекомом (по выбору) без опоры.

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» .

Н.В. Нищева

Выпуск 2, стр. 8.

1 неделя

мая

«Скоро лето»

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, море, роса, радуга, каникулы, отпуск, поездка, путешествие, курорт, .

Прилагательные:

Летний, жаркий, прохладный, солнечный, горячий, радостный, загорелый.

 Глаголы: 

Загорать, купаться, кататься, ездить, летать,  путешествовать, веселится, радоваться.

Наречия: тепло, весело, жарко, солнечно.

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами:

 ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Составление рассказа по алгоритму «Лето».

Составление рассказа

 «Как я хочу провести лето».

Составление  цветовых схем с пройденными  звуками.

Составление и чтение  слов  по первым буквам.

Чтение и составление из букв слов из 2-х, 3-х  и 4-х слогов.

(РАДУГА, КАНИКУЛЫ, КУРОРТ, СОЛНЕЧНО)

Анализ предложения с предлогами и без (схема).

ОНР IV уровень речевого развития

По необходимости (выборочно)

Существительные:

Лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, море, роса, радуга, каникулы, отпуск, поездка, путешествие, курорт, .

Прилагательные:

Летний, жаркий, прохладный, солнечный, горячий, радостный, загорелый.

 Глаголы: 

Загорать, купаться, кататься, ездить, летать,  путешествовать, веселится, радоваться.

Наречия: тепло, весело, жарко, солнечно.

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами:

 ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Пересказ рассказа по К.Д. Ушинскому «Утренние лучи»

Н.В. Нищева.

Выпуск 4 стр.22

Составление рассказа

 «Как я хочу провести лето».

Составление  цветовых схем с пройденными  звуками.

Составление и чтение  слов  по первым буквам.

Чтение и составление из букв слов из 2-х, 3-х  и 4-х слогов.

(РАДУГА, КАНИКУЛЫ, КУРОРТ, СОЛНЕЧНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 2-3 уровень

Календарно - тематическое планирование подгрупповых и индивидуальных занятий к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" разработано для детей с ОНР вто...

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-...

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 2 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала  календарно- тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грасоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР  на  2 период...