Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 2-3 уровень
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Календарно - тематическое планирование подгрупповых и индивидуальных занятий к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" разработано для детей с ОНР второго и третьего уровня (первый год обучения). При подборе заданий и игр на развитие грамматиеских категорий учитывался онтогинез развития речи. При планировании лексических тем учитывался региональный компонент и Основная аддаптированная программа дошкольного образования, реализуемая в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_k_programme_2-3_ur._pervyy_god_obucheniya.docx | 124.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию
«Веселый дельфин» №52 города Канска.
Принято решением ППК
От «___» ___________20 ___ г. Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №52
______________/ ___________
Календарно-тематическое планирование занятий курсов:
«Развитие речи» и «Звуковая сторона речи с элементами грамоты»
для детей с ОНР II уровня, ОНР III уровня
(первый год обучения).
Автор – составитель:
Карякина Н.В.
учитель - логопед
Канск -2020
Месяц Неделя | Тема недели | Словарь | Грамматический строй | Связная речь (диалогическая) | Звуковая сторона и элементы грамоты | ||
Сентябрь | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ АОП | ||||||
ОНР II уровень речевого развития | |||||||
1 неделя октября | Игрушки | Существительные: игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, флажок, юла. Прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий. Глаголы: играть, катать, купать, кормить | Обучение различению сущ. муж. и жен. рода в ед. и мн. ч. И.п. (Кукла-куклы, мяч – мячи, мишка – мишки и т.д). Образование множественного числа существительных с главенствующим окончанием «и» (мишка-мишки). | Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию. Формирование навыка объединять слова в словосочетания типа: Обращение +глагол повелительного наклонения ед.ч. + винительный падеж сущ-го: Петя неси кубик. Маша лови мяч. и т.п. | Гласный звук: А (артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова. | ||
ОНР III уровень речевого развития | |||||||
Существительные: игрушки, конструктор, самосвал, кукла, пирамидка, флажок, юла. Прилагательные: оранжевый, голубой, фиолетовый, серый, игрушечный, пластмассовый, заводной, мохнатый. Глаголы: складывать, разбирать, купать, готовить, заводить, укладывать. | Образование множественного числа существительных при согласовании со словом «МНОГО» , родительный падеж, мн.число (много кукол, много флажков, …»). Речевая игра с мячом «Жадина» на отработку родительного падежа в ед. и мн. числе «У меня нет… (куклы, кукол)». | Описание игрушки по образцу с опорой на план – схему. Формирование навыка составления 4- словного предложения с введением одного определения с помощью зрительных символов. | Гласные А,О,У (артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова, как первый звук в слове. | ||||
2 неделя октября | «Осень. Признаки осени» | ОНР II уровень речевого развития | |||||
Существительные: Осень, дождь, туча, ветер, дерево, трава, зонтик, Глаголы: Идет, дует, собирает, взять, гуляет Прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, сильный, холодный. Наречия: холодно, голодно. Антонимы: холодный – теплый. | Составление простых нераспространенных предложений по вопросам (Кто? Что делает?) Дождь идет. Ветер дует. Трава желтеет и т.д. Предлоги НА, ПОД, В (различение). Отработка винительного падежа сущ-х в ед. ч. в конструкции с глаголом повелительного наклонения (неси, дай, кати, тяни, ищи) | 1.Рассматривание картинок по теме. 2. Составление простых предложений по вопросам логопеда, договаривание фразы. | Гласные звуки О, У (артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова. Подбор картинок на заданный звук. | ||||
ОНР III уровень речевого развития | |||||||
Существительные: Осень, дождь, туман, слякоть, лист, листопад. Глаголы: Идет, дует, желтеют, краснеют, опадают кружится, летит. Прилагательные: осенний, хмурый, дождливый, пасмурный, ясный, короткий, длинный. Наречия: Пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно. Антонимы: ясный – пасмурный, короткий – длинный. | Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных в творительном падеже имен существительных. («Над чем …? Под чем …? ) Употребление и дифференциация простых предлогов: В, НА, ПОД . | Составление описательного рассказа об осени по предложенному плану. Пересказ рассказа по В. Сутееву «В лесу». Н.В. Нищева. Выпуск 4. Стр. 6 Формирование навыка составления сложносочиненных предложений с союзом И. | Гласный звуки И. (артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова. Составление слогов с ними. Понятие «твердый-мягкий» звук. | ||||
3 неделя октября | «Огород» | ОНР II уровень речевого развития | |||||
Существительные: огурец, помидор, репа, морковь, картошка, овощи, Прилагательные: большой, маленький, цвет (красный, желтый, коричневый, зеленый и т.д.), круглый, вкусный Глаголы: копать, поливать, собирать, срезать | Различение форм ед. и мн. числа существительных, образование формы мн. числа (с окончанием –и, -ы) Составление предложений по вопросам (Кто? Что делает? Собирает что?) Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. (зеленый огурец, красный помидор, оранжевая морковь). | 1. Повторение за логопедом рассказа по демонстрируемым действиям с муляжами овощей (формирование простого описательного рассказа через простое предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус)). Огурец — маленький, зеленый, вкусный. | Звуки П, Пь, Б, Бь. (артикуляция, произношение) Буквы Б, П. (графический образ). Понятия «звонкий» – «глухой» звуки. | ||||
ОНР III уровень речевого развития | |||||||
Существительные: картофель, огурец, морковь, кабачок помидор, лук, капуста, чеснок, овощ, огород, грядка. Прилагательные: цвет (красный, коричневый, зеленая и т.д.), форма (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый. Глаголы: копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить, варить, солить, срезать, кушать. Наречия: вкусно, горько, сладко, бережно, полезно. Антонимы: грязно-чисто. Знакомство с многозначностью слов. | Образование мн. числа существительных в сочетании со словом «много» (Род. п. ед. и мн. число). Игра «с мячом «Один-много». Дифференциация предлогов НА – НАД, В – ИЗ. | Закрепление умения выделять отличительные признаки предметов, составлять загадки с опорой на эти признаки. Обучение навыку составления сложносочиненного предложения с союзом А (по двум действиям, выполняемым детьми). | Звуки П, Пь, Б, Бь. Буквы Б, П. Понятия: «гласный – согласный» , «звонкий» – «глухой» звуки. Составление и чтение слогов с гласными А, О, У, И. | ||||
4 неделя октября | «Сад. Фрукты» | ОНР II уровень речевого развития | |||||
Существительные: яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин, фрукты. Прилагательные: большой, маленький, круглый, овальный, сладкий, вкусный, кислый. Глаголы: собирать, срывать, кушать. | Употребление существительных в винительном падеже (Я сорву грушу). Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Круглое яблоко, зеленая груша, сладкий компот, маленькие вишни.) Обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | Повторение за педагогом описательного рассказа через использование простого предложения по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Яблоко — большое, красное, круглое, сладкое. | Звуки П, Пь, Б, Бь. (артикуляция, произношение) Буквы Б, П. (графический образ). Понятия «звонкий» – «глухой» звуки. Знакомство с цветовыми фишками (синий, зеленый цвет). | ||||
ОНР III уровень речевого развития | |||||||
Существительные: яблоко, груша, лимон, слива, виноград апельсин, банан, фрукты. Прилагательные: большой, маленький, спелый, сладкий, кислый, круглый, овальный, полезный. Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать. Наречия: вкусно, кисло, сладко. Антонимы: большой – маленький, сладкий-кислый, мягкий-твердый. | Изменение глаголов по числам. (растет – растут, спеет – спеют…) Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Дифференциация простых предлогов (НАД-ПОД, ЗА – ПЕРЕД, В-ИЗ, НА - НАД) на картинном материале | Формирование описательного рассказа через распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Учить загадывать загадки. Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по двум сюжетным картинкам). | Звуки П, Пь, Б, Бь. Буква Б. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «звонкий» – «глухой» звуки. Цветовые фишки. Знакомство со схемой слова (начало, середина, конец). | ||||
1 неделя ноября | « Грибы и лесные ягоды» | ОНР II уровень речевого развития | |||||
Существительные: гриб, белый, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка, шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, корзина, варенье, сок, Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, толстый, тонкий, вкусный, сладкий. Глаголы: видеть, собирать, варить, кушать, находить. | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Большой боровик, красная малина..) Употребление существительных в форме винительного падежа. (Составление предложений по образцу : Я вижу … . Я ем … . | Обучение отгадыванию загадок. Учить внимательно слушать литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы по прочитанному. - «Под грибом» В. Сутеев | Звуки: Д, Дь, Т. Ть. Буквы Д, Т. Закрепление понятий: «звонкий» – «глухой» звуки. | ||||
ОНР III уровень речевого развития | |||||||
Существительные: гриб, боровик, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка, шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, корзина, варенье, сок, сад, садовник. Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый. Глаголы: собирать, заготавливать, срезать, варить, жарить, кушать, наклонятся, искать Наречия: бережно, вкусно, сладко, кисло. Антонимы: большой-маленький, толстый-тонкий. | Употребление и дифференциация простых предлогов (ПОД - НАД, В – ИЗ, К- ОТ) в предложениях. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Употребление существительных в форме предложного падежа (Я расскажу о мухоморе) | Пересказ по сюжетным картинкам «Мы в лесу» Нищева Н.В. Выпуск 4. Стр.6. Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по паре предметных картинок и упрощенной схеме). | Звуки: Д, Дь, Т. Ть. Буквы Д, Т. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «звонкий» – «глухой» звуки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. | ||||
2 неделя ноября | «Лес. Деревья» | ОНР II уровень речевого развития | |||||
Существительные: береза, рябина, дуб, елка, ветка. Прилагательные: тонкий, толстый.
Глаголы: растет, висит | Дифференциация глаголов муж. и жен. рода глаголов в прошедшем времени на слух. Ходил-ходила, бегал-бегала, сорвал – сорвала и т.п. Согласование глагола с существительным, построение простого нераспространенного предложения.
| Составление простых предложений по демонстрационной картинке. | Звуки: Д, Дь, Т. Ть. Буквы Д, Т. Закрепление понятий: «твердый – мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук -красный цвет). | ||||
ОНР III уровень речевого развития | |||||||
Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна, ветка, ствол, лист, кора. Прилагательные: тонкий, толстый, высокий, низкий, березовый, сосновый, рябиновый. Глаголы: растет, висит, опадает. Обучение умению подбирать и употреблять в речи слова-антонимы. | Игра с мячом «Жадина» Образование имен существительных в Р.п. мн. числа («У меня есть деревья» – «А у меня нет деревьев» ). Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже с простыми предлогами(составление предложений по сюжетным картинкам). Образование относительных прилагательных. Д/и «Назови листик». | Составление рассказа-сравнения двух деревьев по схеме. Формирование навыка составления сложносочиненных предложений с союзом НО. | Звуки: Д, Дь, Т, Ть, Буквы Д, Т, Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий – твердый», «звонкий – глухой» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. |
3 неделя ноября | «Одежда» | ОНР II уровень речевого развития | |||
Существительные: Платье, рубашка, штаны, шорты, трусы, кофта, майка, карман, одежда, рукав. Прилагательные: Чистый, грязный, новый, теплый. Глаголы: надевать, снимать, носить. | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Большой боровик, красная малина..) Употребление существительных в форме винительного падежа. (Составление предложений по образцу : Я вижу … . Я ем … . Учить дифференцировать вопросы КТО? ЧТО? в зависимости от одушевленности. | Составление простых предложений из трех слов по демонстрационной картинке по повтору за логопедом. | Звуки: К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Т, Ть. Буквы: К, Г, Д, Т. Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук -красный цвет, согласный – синий или зеленый цвет). | ||
ОНР III уровень речевого развития | |||||
Существительные: Одежда, комбинезон, куртка, плащ, сарафан, свитер, капюшон, воротник, манжета Прилагательные: удобный, шерстяной, шелковый, нарядный, теплый. Глаголы: Стирать, чистить, гладить, развешивать, складывать Наречия: бережно, красиво, удобно. Антонимы: широкий - узкий, длинный – короткий, чистый – грязный, новый - старый. | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Употребление существительных в форме предложного падежа. «Маша мечтает о новой …» (названия одежды) Образование относительных прилагательных: Куртка из кожи - …(кожаная) и т.д. | Составления рассказа – описания об одежде. Игра «Магазин». Отгадывание и толкование загадок об одежде. Составление описательного рассказа о предмете одежды по алгоритму. Формирование навыка составления сложносочиненных предложений с союзом ИЛИ. | Звуки: Кь, Гь, К, Г, Д, Дь, Т, Ть, . Буквы: К, Г, Т, Д. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий – твердый», «звонкий – глухой» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем (тапки) |
4 неделя ноября | «Обувь» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: обувь, сапоги, туфли, тапки, ботинки. Прилагательные: Чистый, грязный, новый, теплый, резиновый. Глаголы: надевать, снимать, носить, чистить. | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Черный сапог – черные сапоги …) Употребление существительных в форме винительного падежа. Составление предложений по образцу : Я снимаю … . Я обуваю … . | Заучивание короткого стихотворения М. Яснова «Башмачок». Раз!Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. Раз!Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу Раз!Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. Раз!Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок. | Звуки: К, Кь, Г, Гь, Д, Дь, Т, Ть, Б, Бь.. Буквы: К, Г, Т, Д, П. Б. Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: обувь, сапоги, туфли, тапки, ботинки, кроссовки, сандалии, шлепанцы, босоножки, каблук, подошва, шнурки, молния. Прилагательные: удобные, теплые, кожаные, замшевые, резиновые . Глаголы: чистить, снимать, носить, обувать, беречь. Наречия: бережно, красиво, удобно. Антонимы: высокий – низкий, одевать – снимать, тонкая – толстая (подошва), высокий – низкий (каблук). | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в родительном падеже У меня нет …(одного ботинка, двух ботинок) У меня много … (кроссовок). Употребление существительных в форме предложного падежа. Я мечтаю о новых …(кроссовках, сапогах…). Кроссовки стоят на верхней … (полке). Образование относительных прилагательных. Сапоги из кожи - …(кожаные) и т.д. | Пересказ рассказа Е. Пермак «Как Маша стала большой». Обучение навыку составления сложноподчиненного предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО. | Звуки: Кь, Гь, К, Г, Д, Дь, Т, Ть, П, Пь, Б, Б. Буквы: К, Г, Т. Д, П, Б. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий – твердый» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем (тапки) |
1 неделя декабря | «Посуда» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Посуда, чайник, тарелка, чашка, ложка, вилка, кастрюля. Прилагательные: Чистый, грязный, новый, стеклянный. Глаголы: Мыть, ставить, убирать, класть, наливать. | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Чистая …(тарелка), чистые … (тарелки).
Употребление существительных в форме винительного и творительного падежа существительных. (Составление предложений по образцу : Я беру … (тарелку, ножик, ложку). Я ем … (ложкой, вилкой, ножиком). Предлог У «У кого?» У мамы тарелка. У папы ножик. У бабушки чайник… | Учить составлять трехсловное предложение по модели КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? | Звуки: В, Вь, Ф, Фь.. Буквы: В, Ф. Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Посуда, чайник, тарелка, чашка, ложка, вилка, кастрюля, поварешка, миска, солонка, супница, хлебница, масленка. Прилагательные: Чистый, грязный, новый, стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, столовый. Глаголы: Готовить, варить, жарить, печь, кипятить, тушить, наливать, выливать, класть, убирать, ставить. Наречия: бережно, красиво, удобно. Антонимы: глубокая - мелкая. | Закрепление навыка составления сложных предложений с противительным союзом А с предлогами В, ИЗ с использованием существительных в ед. и мн. числе. Суп налили в … (тарелки), а съели ИЗ … (тарелок). Маша пьет ИЗ …(стакана), а дети пьют ИЗ .. (стаканов). Масло кладут в .. (масленку), а берут ИЗ … (масленок). Род. падеж существительных «Битая посуда» Чайник без … (носика). Отработка род. падежа множ. числа. Согласование со словом «МНОГО» | Составление описательного рассказа о предмете посуды по алгоритму. Закрепление навыка составления сложноподчиненного предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО. | Звуки: В, Вь, Ф, Фь.. Буквы: В, Ф. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий – твердый» , «звонкий – глухой» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем. |
2 неделя декабря | «Зима. Зимующие птицы» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Зима, снег, снежинка, сугроб, ворона, воробей, голубь, снегирь. Прилагательные: Холодный, голодный, белый, пушистый. Глаголы: мерзнет, падает, ловить, кормить, сыпать. | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Большой сугроб – большие сугробы, маленькая снежинка – маленькие снежинки ...) Употребление существительных в форме винительного падежа. (Составление предложений по образцу : Я поймала … (снежинку). Я вижу…(ворону, голубя). | Прослушивание сказки и ответы на вопросы по содержанию. | Звуки: В, Вь, Ф, Фь.. Буквы: В, Ф. Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Зима, снег, снежинка, сугроб, ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, кормушка, гололед, снегопад, узор, вьюга, метель. Прилагательные: Холодный, голодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный. Глаголы: Замерзать, покрывать, выпадать, заметать, кормить, сыпать. Наречия: Холодно, голодно, морозно. Антонимы: перелетные-оседлые. | Образование однокоренных слов к словам: ЗИМА, СНЕГ. Употребление предлогов «Вставь недостающее маленькое слово» (пространственные предлоги: В, НА, ПОД, НА, С, К, ОТ) Употребление существительных в форме предложного и родительного падежа ед. числа с использованием предлогов: НА, О, В, ОТ, С, ВОКРУГ и образованием приставочных глаголов по картинкам. «Птицы подлетели К …(кормушке)» «Воробей облетел ВОКРУГ … (кормушки)» «Вороны сидят ОКОЛО … (дерева)» и т.д. Р/И «Птицы и кормушка» | Беседа и пересказ рассказа «Птичья елка» по опорным вопросам. Нищева Н.В. Выпуск 3. Стр.16. Закрепление навыка составления сложноподчиненного предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО. | Звуки: В, Вь, Ф, Фь.. Буквы: В, Ф. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий– твердый», «звонкий- глухой» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем. |
3 неделя декабря | «Домашние животные зимой» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Животные, корова, бык, коза, козел, собака, свинья, кошка, кот, лошадь, рога, хвост, грива, копыта, сено, кость, молоко. Прилагательные: Домашний, теплый, умный, полезный, добрый. Глаголы: Кормить, поить, убирать, ловить, возить, давать, доить, мычит, лает, мяукает, ржет, лакает. | Дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов. «Кошка мяукает – кошки мяукают» Образование уменьшительно-ласкательных слов Кошка – кошечка, собака – собачка, коза – козочка и т.д. Согласование существительных с числительным «один», «одна» (дифференциация муж. и жен. рода) Одна корова, один бык… Отработка Р.п ед.ч. с предлогом У У кого рога? – Рога у коровы. У кого усы? – Усы у кошки. | Составление предложений с предлогом У по образцу. Обучение навыку задавать вопрос «У КОГО ...?» | Звуки: Х, Хь.. Буква: Х Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Животные, корова, коза, собака, свинья, кошка, лошадь, овца, рога, хвост, грива, копыта, хлев, стойло, пойло, запас, сено, кость, молоко. Прилагательные: Домашний, полезный, теплый, умный, ласковый, верный. Глаголы: Кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить, служить. Наречия: Тепло, верно (служит). | Образование относительных прилагательных: Речевая игры: «Чья морда?», «Чей хвост?», «Чье ухо?». Дифференциация простых предлогов ЗА, ПЕРЕД с составлением предложений. Игра на фланелеграфе «Где животное?» | Составление описательного рассказа о домашнем животном по алгоритму. Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Спор животных» Н.В. Нищева. Выпуск 3 стр.8. Обучение навыку составления сложноподчиненного предложения с союзом ТАК-КАК. | Звуки: Х, Хь. Буквы: Х Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем. |
4 неделя декабря | «Новый год» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Новый год, праздник, елка, игрушки, подарки, маска, праздник, шары, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод. Прилагательные: Веселый, добрый, высокая (елка). Глаголы: Играть, плясать, петь, дарить, вешать. | Глаголы повелительного наклонения в ед. и мн. числа:
«Маша пой - дети пойте (иди – идите, стой – стойте)». Согласование прилагательных с существительными муж. и жен. рода ед. и мн. числа в именительном падеже: «Большой шар – большие шары, красный шар – красные шары, большая елка – большие елки, зеленая елка – зеленые елки, маленькая игрушка – маленькие игрушки, большая игрушка – большие игрушки...» Отработка предлога НА (на елке, на стуле, на столе …) | Составление предложений с предлогом НА. Обучение навыку задавать вопрос «НА ЧЕМ …?» | Звуки: В, Вь, Ф, Фь, Х, Хь, К, Кь, Г. Гь. Буквы:В, Ф, Х, К, Г. Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Новый год, елка, игрушки, подарки, праздник, шары, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод, веселье, украшение, конфетти, карнавал, маска. .Прилагательные: Веселый, праздничный, новогодний. Глаголы: Украшать, дарить, получать, вынимать, вешать. Наречия: Весело, дружно. | Дифференциация простых предлогов: ЗА-ПЕРЕД, НА-ПОД-НАД. Игра на фланелеграфе «Новогодняя ёлка». | Пересказ по плану рассказа Л. Воронковой «Таня выбирает елку». Закрепление навыка составления сложноподчиненного предложения с союзом ТАК-КАК. | Звуки: В, Вь, Ф, Фь, Х, Хь, К, Кь, Г. Гь. Буквы:В, Ф, Х, К, Г. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый», «звонкий – глухой» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем. |
3 неделя января | «Мебель» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Мебель, шкаф, диван, кровать, стол, стул, кресло, полка, ножка, спинка, сиденье. Прилагательные: Деревянный, новый. Глаголы: Сидеть, лежать, класть, вешать, убирать. | Ед и мн. число существительных в Им. падеже: Стол – столы Шкаф – шкафы Кровать – кровати и т.д. Определение жен. и муж рода существительных: Игра «Один – одна». Предлог НА. Игра с мячом. «Где мяч?» | Составление предложений с из четырех слов предлогом В. | Звуки: М, Мь, Н, Нь. Буквы М, Н. Закрепление понятий: «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Мебель, шкаф, комод, диван, кровать, софа, пуф, табурет, дверца, ножка, крышка, сиденье, спинка, подлокотник. Прилагательные: Деревянный, стеклянный, кожаный, мягкий, жесткий. Глаголы: Хранить, убирать, вешать, протирать, ставить, переставлять. Наречия: Чисто, удобно. | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (изменение словосочетаний по образцу): Деревянный шкаф – деревянные шкафы; Короткая ножка - … Кожаный диван - … и т.д. Употребление существительных в форме предложного падежа. Игра «Продолжи фразу» (предметные картинки с изображением мебели) «Мама мечтает о новом …» «Мама мечтает о новой …» «Мама мечтает о новых …» | Составление описательного рассказа о предмете мебели по алгоритму. Закрепление навыков составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО, ТАК-КАК. | Звуки: М, Мь, Н, Нь. Буквы М, Н. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый», «звонкий – глухой» звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем. |
4 неделя января | «Транспорт» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Машина, автобус, грузовик, поезд, корабль, самолет, руль, колесо, кабина. Прилагательные: Быстрый, новый, железный. Глаголы: Едет, плывет, летит, везет, стоит. | Ед и мн. число существительных в Им. падеже: Машина – машины Самолет – самолеты Автобус – автобусы Предлог В с отработкой родительного падежа (продуктивная форма) Речевая игра «Где мишка?» Мишка в машине (в автобусе, в поезде, в самолете). | Повторение предложений из 4 слов с предлогами: В, НА за логопедом (заучивание). Формирование навыка задавать вопрос со словами: ГДЕ, КУДА? | Звук: Ы. Буква Ы. Закрепление понятий: «гласный – согласный» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. Нахождение звука на фоне слова. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Транспорт, автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, корабль, руль, кабина, пассажир, водитель, остановка. Прилагательные: Железный, грузовой, пассажирский. Глаголы: Ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, тормозить, управлять, останавливаться. Наречия: Быстро-медленно. | Согласование прилагательного с существительным ед. числа в падежах. Отработка приставочных глаголов («отъехал», «подъехал»). Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. «Водитель едет на новой (новом) …» «Пассажиры едут в красном …» « Автобус подъехал к городской …», «Автобус отъехал от городской …» «Корабль плывет по глубокому …» «Катер отплыл от …(берега)» Катер подплыл к …. (берегу)» | Составление описательного рассказа о транспорте (по выбору) с использованием алгоритма. Пересказ рассказа по В. Сутееву «Кто сильнее?» Н.В. Нищева Выпуск1. Стр.14. Закрепление навыков составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО, ТАК-КАК. | Звук: Ы. Буква Ы. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый», звуки. Цветовые фишки. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем с данным звуком. |
4 неделя января | «Детский сад. Профессии» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Детский сад, работа, воспитатель, повар, логопед, психолог, врач. Прилагательные: Полезный, нужный. Глаголы: Помогать, учить, заниматься, готовить, варить, жарить, резать, мыть, лечить. | Дифференциация и отработка предлогов: В, НА с отработкой родительного падежа ед. числа (продуктивная форма) …В столе – … НА столе … В доме – … НА доме … В руке – … НА руке … В сумке – …НА сумке Предлог ИЗ. Игра «Возьму ИЗ …» (повтор коротких фраз за взрослым) Ед. и мн. число глаголов: Режет – режут Лечит – лечат Моет – моют и т.д. | Обучение навыку задавать вопросы «ОТКУДА БЕРУ …?» «КУДА КЛАДУ …?» и отвечать на них. | Звук: С, Сь. Буква С. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «твердый – мягкий» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. Нахождение звука С на фоне слова. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Профессия, работа, труд, заведующая, воспитатель, нянечка, повар, психолог, логопед, музыкальный руководитель, прачка, врач, медсестра, занятие. Прилагательные: Нужный, необходимый, полезный, любимый. Глаголы: Воспитывать, учить, помогать, готовить, жарить, варить, гладить, стирать, руководить. Наречия: Легко – трудно. | Отработка глаголов несовершенного вида. Речевая игра «Кому нужен предмет и для чего?» | Составление рассказа по серии сюжетных картин «День в детском саду». Н.В. Нищева рабочая тетрадь «занимаемся вместе» Закрепление навыков составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО, ТАК-КАК | Звуки : С, Сь. Буква С. Характеристика звука. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем с данным звуком. Составление и чтение слогов (прямых) со звуком С. |
1 неделя февраля | «Дикие животные зимой» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Животные, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, лапы, мех, нора, берлога, дупло. Прилагательные: Злой, дикий, голодный. Глаголы: Менять, мерзнуть, выть, рыть, искать, охотится, спать. | Винительный и творительный падеж существительных: Игра «Угостим животных» . Закрепление предлогов: У, В, НА, ИЗ. Игра «Домики животных» | Составление предложений по сюжетной картине «Животные в лесу» по вопросам логопеда. Закрепление навыка задавать вопросы со словами «КУДА?», «ОТКУДА?». | Звук: С, Сь. Буква С. Закрепление понятий: «гласный – согласный», «твердый – мягкий» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. Нахождение звука С на фоне слова. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Животные, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рысь, барсук, рога, копыта, лапы, мех, шкура, нора, берлога, логово, дупло, спячка. Прилагательные: Злой, дикий, голодный, хищный, травоядный. Глаголы: Менять, линять, охотиться, добывать, спать, догонять. Наречия: Голодно, холодно. | Дифференциация предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. Употребление существительных в форме родительного падежа с предлогами ПОД, ИЗ-ПОД. Составление предложений с помощью изображений животных и растений на фланелеграфе. | Беседа по рассказу .И. Чарушина «Заяц». Нищева Н.В. Выпуск 3 . стр.12 Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Рысь» по сюжетным картинкам . Н.В. Нищева . Выпуск 3. Стр.14. | Звуки : С, Сь. Буква С. Характеристика звука. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Подбор слов на звук С. Составление простых цветовых схем с данным звуком. Составление и чтение слогов (обратных) со звуком С. |
2 неделя февраля | «Инструменты» | ОНР II уровень речевого развития | |||
Существительные: Пила, молоток, топор, иголка, ножницы, лопата. Прилагательные: Полезный, нужный, железный, острый, тяжелый. Глаголы: Пилить, забивать, рубить, копать . | Образование творительного падежа сущ. в ед. числе. Игра «Чем?» (пилой, топором, иголкой) Ед. и мн. число существительных в жен и муж роде Топор – топоры Пила – пилы Согласование со словами «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» (названия инструментов) Игра «Что я делаю? Что мы делаем?» (я пилю – мы пилим…) | Обучение задавать вопросы: «ЧТО Я ДЕЛАЮ?» «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?» и отвечать на них полным предложением. Формирование навыка задавать вопрос со словом ЧЕМ. «ЧЕМ он копает?» «ЧЕМ я копаю?» «Чем ты копаешь?» | Звук: З, Зь. Буква З. Закрепление понятий: «звонкий - глухой», «твердый – мягкий» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. Нахождение звука З на фоне слова. | ||
ОНР III уровень речевого развития | |||||
Существительные: Пила, молоток, топор, иголка, ножницы, лопата, рубанок, вилы, грабли, клещи, коса, отвертка, арфа, пианино, балалайка, музыка. Прилагательные: Нужный, необходимый, полезный, любимый, металлический, прочный, острый, трудолюбивый, музыкальный, сельскохозяйственный. Глаголы: Пилить, забивать, рубить, копать, кидать, сгребать, косить, закручивать, строгать, играть, барабанить. Наречия: Полезно, легко - трудно . | Образование глаголов с приставками (крутит - откручивает, режет – вырезает, гребет – подгребает, шьет – пришивает и т.д.). Отработка родительного падежа. Игра «Чего не стало?» (игра с инструментами). Отработка дательного падежа множественного числа существительных. Р/И с мячом «Кому нужны эти инструменты?» Молоток, рубанок , гвозди нужны … (столярам) | Закрепление навыков составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО, ТАК-КАК. | Звуки : З, Зь. Буква З. Характеристика звука. Работа со схемой слова, определение места звука в слове. Составление простых цветовых схем с данным звуком. Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуком З. Подбор слов со звуком З (в начале и середине слов). |
3 неделя февраля | «Наша армия» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Армия, солдат, танк, самолет, ружье, Родина, враг, летчик, моряк, граница, пограничник. Прилагательные: Опасный, полезный, нужный, железный, быстрый, смелый . Глаголы: Охранять, воевать, служить, стрелять. | Дифференциация рода существительных: Игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ» Закрепление предлогов: У, НА, В, ИЗ. Составление предложений по сюжетным картинкам и наводящим вопросам логопеда. | Составление предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, ТВОЙ, ТВОЯ, ТВОЁ. «ЭТО МОЙ (МОЯ, МОЁ)…». Обучение навыку задавать вопрос со словом ЧЕЙ? ЧЕЙ ЭТО …? | Звуки: С, Зь, З, Зь. Буквы: С, З. Дифференциация понятий: «звонкий - глухой», «твердый – мягкий» звуки. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет). Подбор цветовой фишки к звуку. Нахождение звуков С, З на фоне слов. | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Родина, граница, защита, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк, десантник. Прилагательные: Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, смелый - трусливый, отважный, внимательный. Глаголы: Охранять, защищать, служить, оберегать. Наречия: Умело, ловко, внимательно, осторожно. | Образование глаголов с приставками (-ОТ, -ПОД, -ПЕРЕ, -ОБ) в настоящем и прошедшем времени с помощью фланелеграфа. Игра «Пограничник на границе». Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми. Д/и «Подбери словечко». Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый. Самый наисильнейший (ая) солдат (армия). | Составление рассказа по картине (с составлением плана). Н.В. Нищева «На границе» Закрепление навыков составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО, ТАК-КАК. | Звуки : З, Зь. Буква З. Сравнительная характеристика звуков. Составление простых цветовых схем с данными звуками. Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуками С, З. Подбор слов со звуком С или З (в начале и середине или конце слов). |
4 неделя февраля | «Профессии» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Работа, труд, строитель, кирпич, повар, парикмахер, воспитатель, учитель, врач, художник, швея. Прилагательные: Вкусный, высокий, низкий, здоровый, больной, умный, красивый, теплый, нужный. Глаголы: Строить, готовить, шить, стричь, учить, воспитывать, помогать. | Дифференциация женского, мужского и среднего рода существительных (закрепление) и введение множественного числа. МОЙ – МОЯ – МОЁ и МОИ. Закрепление предлогов: У, НА, В, ИЗ. Составление предложений по сюжетным картинкам и наводящим вопросам логопеда | Закрепление навыка правильного использования слов ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ в вопросах. «ЧЬЯ это иголка?» «ЧЬЁ это зеркало?» «ЧЕЙ это молоток?» «ЧЬИ это краски?» | Звук: Ш. Буква: Ш Характеристика звука. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный – для звука Ш всегда синий цвет). Нахождение звука Ш на фоне других звуков и слогов. Звуковой анализ слогов со звуком Ш (схема). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Продавец, кассир, повар, кондитер, художник, парикмахер, экскурсовод, маляр, строитель, крановщик, стекольщик, столяр, швея, пожарный, полицейский. Прилагательные: Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, важный, внимательный. Глаголы: Охранять, защищать, служить, оберегать. Наречия: Умело, ловко, внимательно, осторожно. | Изменение глаголов по временам по образцу. (продает – продавал – будет продавать и т.п.) Отработка предложного падежа существительных в единственном и множественном числе. Речевая игра «Кто, о чем мечтает?» Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый. Самый важнейший (ая) труд, (профессия). | Обсуждение плана рассказа к сюжетной картине и составление рассказа. «На стройке» Н.В. Нищева Закрепление навыков составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО, ТАК-КАК. | Звук: Ш. Буква Ш. Характеристика звука. Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный – для звука Ш всегда синий цвет). Составление простых цветовых схем с данным звуком. Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуком Ш. Подбор слов со звуком Ш (в начале и середине или конце слов) и определение места звука. |
1 неделя марта | «Мамин праздник. Цветы» | ОНР II уровень речевого развития | |||
Существительные: Роза, ромашка, тюльпан, гвоздика, праздник, забота, подарок. Прилагательные: Любимая, добрая. Глаголы: Поздравлять, дарить, заботиться, любить. | Дифференциация предлогов НАД - ПОД с отработкой творит. падежа существительных в ед. числе. Закрепление пространственных предлогов: В, НА, ИЗ. Игра на фланелеграфе «Где жучок?» | Формирование навыка задавать вопросы со словами «ГДЕ?» и отвечать на него полным предложением с использованием предлогов ПОД, НАД, В, НА, ИЗ. | Звук: Ш. Буква: Ш Характеристика звука. Составление коротких звуковых схем со звуком Ш. (ДУШ, КАША) Нахождение звука Ш на фоне других звуков и слогов. | ||
ОНР III уровень речевого развития | |||||
Существительные: Роза, ромашка, тюльпан, гвоздика, ландыши, хризантема, праздник, забота, внимание, букет. Прилагательные: Любимая, добрая, заботливая, лучшая, садовый, полевой, лесной. Глаголы: Поздравлять, дарить, заботиться, ухаживать, любить. Наречия: Нежно, крепко (обнимать). | Отработка правильного применения родительного падежа (согласование прилагательного +существительного). Отработка в предложении творительного падежа с предлогом МЕЖДУ. Дидактическая игра «Какого цветка не стало?» Совершенствование навыка употребления словосочетаний (цвет + предмет) с количественными числительными один – десять. Речевая игра «Сосчитай цветы». Одна красная роза, две красных розы, три красных розы и т.д. | Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как. Составление описательного рассказа о цветке по схеме. | Звук: Ш. Буква Ш. Характеристика звука. Составление простых цветовых схем с данным звуком. Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуком Ш. Подбор слов со звуком Ш (в начале и середине или конце слов) и определение места звука. Чтение коротких слов с буквой Ш. (1-2 слога). Душ, Да-ша, ду-ша, каша, ва-ша. |
2 неделя марта | «Комнатные растения» | ОНР II уровень речевого развития | |||
Существительные: Кактус, фикус, фиалка, подоконник, лейка, горшок, забота. Прилагательные: Комнатный, зеленый, колючий. Глаголы: Садить, поливать, рыхлить, ухаживать. | Отработка предлога К и творительного падежа существительных в единственном числе. КОМУ подарили цветок? (маме, сестре, бабушке и т.п). | Отработка навыка задавать вопрос со словами: КОМУ? К КОМУ? и отвечать на него полным предложением. | Звуки: С,Ш. Буквы: С, Ш Сравнительная характеристика звуков. Составление коротких звуковых схем со звуками С, Ш. (ШУМ, СОК) Нахождение звуков Ш, Ж на фоне слов. | ||
ОНР III уровень речевого развития | |||||
Существительные: Растение, кактус, толстянка, герань, фикус, гортензия; полив, уход, горшок, поддон, почва, лейка. Прилагательные: Комнатный, гладкий, колючий, ароматный, цветущий. Глаголы: Ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, удобрять, сажать. Наречие: Бережно. | Отработка глаголов изъявительного наклонения по временам в единственном и множественном числе. Речевая игра «Садовник и цветы». Отработка навыка образовывать приставочные глаголы с приставками:-вы, -под, - пере (вынести, поднести, подходить, пересадить, переносить, переставлять) Речевые игры с мячом «Исправь словечко», «Продолжи фразу». Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-. красивейший, ароматнейший. | Составление описательного рассказа о домашнем растении по памяти с наводящей помощью. Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как. | Звуки: С,Ш. Буквы: С, Ш. Сравнительная характеристика звуков. Составление простых цветовых схем с данными звуками. Составление и чтение слогов, слов со звуками С, Ш. Подбор слов со звуками С, Ш с и определением места звука в слове. Чтение коротких слов с буквами С, Ш. (2 открытых слога). Са-ма, , шу-ба, Са-ша. |
3 неделя марта | «Рыбы» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Рыба, щука, карась, сом, карп, хвост, плавник, туловище, голова, жабры. Прилагательные: Усатый, полосатый, длинный, быстрый. Глаголы: Плыть, ловить. | Дифференциация предлогов: В - ИЗ с отработкой предложного и родительного падежей существительных (продуктивные формы). | Формирование навыка задавать вопросы со словами КУДА, ОТКУДА и отвечать на них полным предложением с использованием предлогов В, ИЗ. | Звук: Ж. Буква: Ж Характеристика звука. Составление коротких звуковых схем со звуком Ж. (ЖАБА, ЖУК) Нахождение звука Ж на фоне слов (на слух). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: река, пруд, озеро, аквариум, водоем, сом, щука, окунь, лещ, карась, карп, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры. Прилагательные: хищный, зубастый, блестящий, усатый, полосатый, серебристый. Глаголы: плавать, питаться, размножаться, затаиться, ловить. Наречия: глубоко, мелко. | Изучение и практическое применение предлога ОКОЛО и закрепление предлогов ПОД, ИЗ-ПОД с составлением предложений на фланелеграфе. Отработка навыка образования и использования приставочных глаголов с приставками: –от, -под, -за, -пере, -вы и предлогов ОТ, К, В, ЧЕРЕЗ, ИЗ на фланелеграфе. Д/и «Аквариум» | Пересказ рассказа И. Гурвич «Левушка – рыбак» . Н.В. Нищева. Выпуск 1. Стр.20. Формирование навыка составления сложноподчиненных предложений с союзом если. | Звук: Ж. Буква: Ж Характеристика звука. Составление простых цветовых схем с данным звукам. Составление и чтение слогов, слов со звуком Ж. Чтение и составление из букв коротких слов с буквами Ж. (ЖАБА, ЖИВОТ) | |||
4 неделя марта | «Весна» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Весна, сосулька, лужа, подснежник, капель, ручей, почка. Прилагательные: Теплый, солнечный, весенний, голубой. Глаголы: Таять, течь, капать, журчит, набухать, прилетать. | Отработка родительного падежа существительных с использованием предлога ОТ (продуктивные формы). Составление предложений с опорой на выполнение действий с предметами (машинка, игрушки). Закрепление правильного использования пространственных предлогов В, НА, ПОД, НАД. Речевая игра «Исправь меня». | Формирование навыка задавать вопросы со словами ОТ КОГО, ОТ ЧЕГО и отвечать на них полным предложением с использованием предлога ОТ. | Звуки: З, Ж. Буквы: З, Ж Сравнительная характеристика звуков. Составление коротких звуковых схем со звуками З, Ж. (ЗИМА, ЖЕНЯ) Нахождение звуков З, Ж на фоне слов (картинки). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Весна, оттепель, гроза, сосулька, облако, капель, ручей, лужа, ледоход, льдина, проталинка, почка, подснежник, верба, трава, грач, скворец, скворечник, гнездо.. Прилагательные: Чистое, голубое (небо), прозрачный, первый, звонкий, хрупкий. Глаголы: Наступать, таять, пригревать, появляться, течь, плыть, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить. Наречия: Тепло, солнечно, ветрено. | Отработка дательного падежа ед. и мн. числа с предлогами: ПО, К. Сравнение предлогов ЗА - ИЗ-ЗА. Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставкой - от, -пере, -под (лететь, плыть). Речевые игры на фланелеграфе: «Небо и облачко» и «Ручееек и кораблик». Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-. первейший, теплейший. | Пересказ рассказа «Март» Нищева Н.В. Выпуск 2. Стр. 22 Составление рассказа по алгоритму «Весна» Формирование навыка составления сложноподчиненных предложений с союзом когда. | Звуки: З, Ж. Буквы: З, Ж. Сравнительная характеристика звуков. Составление простых цветовых схем с данными звуками. Составление и чтение слогов, слов со звуками З, Ж. Чтение и составление из букв коротких слов с буквами З, Ж. (ЗИМА, МАЖЕТ, ЗАВОД) |
1 неделя апреля | «Наш город» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Город, Канск, улица, дорога, фонарь, площадь, театр, завод, магазин, аптека, река, мост, дорога, автобус, машина, поезд, светофор. Прилагательные: Родной, уютный, красивый. Глаголы: Гулять, строить, жить. | Отработка творительного падежа существительных в единственном числе с использованием предлога С (продуктивные формы). Р/и «С кем пойдешь на прогулку?» Закрепление правильного использования пространственных предлогов В, НА, ПОД, НАД (работа с картинным материалом на тему «Город») | Формирование навыка задавать вопросы со словами С КЕМ и отвечать на них полным предложением с использованием предлога С. | Звуки: Ш, Ж. Буквы: Ш, Ж Сравнительная характеристика звуков. Составление коротких звуковых схем со звуками Ш, Ж. (ШИНА, КОШКА) Нахождение звуков Ш, Ж на фоне слов (картинки). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Город, Канск, улица, дорога, фонарь, площадь, театр, завод, магазин, аптека, музей, река, мост, дорога, такси, автобус, остановка, автомобиль, грузовик, водитель. Прилагательные: Родной, уютный, красивый, старинный, деревянный, кирпичный, многоэтажный, панельный, продовольственный, хозяйственный, легковой, грузовой. Глаголы: Строить, стоять, течет, посещать. Наречия: Сильно, высоко, долго, быстро, медленно. | Отработка родительного падежа ед. и мн. числа с предлогами: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, сравнение этих предлогов. Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками -в,- вы, -пере (с глаголами движения: ходить, ехать, бежать, летать, ползать). Д/и «Продолжи фразу» (с опорой на сюжетные картинки) Знакомство с предлогом ЧЕРЕЗ (схема). Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-. любимейший, красивейший, уютнейший, высочайший (дом). | Составление рассказа о городе Канске по плану с использованием рисунков-символов. Формирование навыка составления сложноподчиненных предложений с союзом ПОЭТОМУ. | Звуки: Ш, Ж. Буквы: Ш, Ж. Сравнительная характеристика звуков. Составление простых цветовых схем с данными звуками. Составление и чтение слогов, слов со звуками Ш, Ж. Чтение и составление из букв коротких слов с буквами Ш, Ж. (КОШКА, МАШИНА, ШАЖОК) |
2 неделя апреля | «Космос» | ОНР II уровень речевого развития | |||
Существительные: Космос, ракета, космонавт, спутник, полет, звезда, планета, Луна, Земля, Марс. Прилагательные: Первый, быстрый, смелый, горячий, холодный. Глаголы: Лететь, смотреть, изучать. | Формирование навыка использования приставочных глаголов с приставками: -у, -при. Дифференциация предлогов С-НА, В-ИЗ и отработка родительного и винительного падежей существительных в ед. числе. Д/и на фланелеграфе «Космонавт и ракета» | Закрепление навыка задавать вопросы со словами КУДА, ОТКУДА и отвечать на них полным предложением с использованием предлогов: ИЗ, НА, С. | Звук: Э. Буква: Э. Характеристика звука. Составление коротких звуковых схем со звуком: Э Нахождение звука Э на фоне слов . | ||
ОНР III уровень речевого развития | |||||
Существительные: Космос, ракета, космонавт, спутник, полет, звезда, планета, иллюминатор, станция, орбита, названия планет нашей солнечной системы. Прилагательные: Первый, быстрый, смелый, космический, орбитальный, далекий . Глаголы: Осваивать, изучать, запускать, лететь, приземляться. Наречия: Быстро – медленно, высоко – низко, далеко - близко. | Отработка навыка образования приставочного глагола с приставками -об, -обо (летел, шел) и предлогом ВОКРУГ. Д/и «Полет в космос». Закрепление образования приставочных глаголов -от, -под, -вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами ОТ,К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ. Д/и «Подбери предлог». | Закрепление навыка составления сложноподчиненных предложений с союзами: ПОТОМУ ЧТО ТАК-КАК ПОЭТОМУ. | Звук: Э. Буква: Э. Характеристика звука. Составление цветовых схем с данным звуком. Составление и чтение слогов, слов со звуком: Э. Чтение и составление из букв коротких слов с буквой Э. (ЭММА, ЭТАЖ, ЭХО, ЭДИК) |
3 неделя апреля | «Весенние работы на селе» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Село, поле, грядка, сад, огород, теплица, трактор, лопата, ведро. Прилагательные: Черный, влажный. Глаголы: Копать, пахать, садить. | Отработка творительного падежа существительных в единственном числе без предлога. Р/и «Что кому и чем?» | Закрепление навыка задавать вопросы со словом ЧЕМ и отвечать на них полным предложением с проговариванием окончания (творительный падеж сущ-го в ед. числе). Чем Женя копает грядку? Женя копает грядку лопатой. | Звуки: С, З, Ш, Ж. Буквы: С, З, Ш, Ж Сравнительная характеристика звуков. Составление коротких звуковых схем со звуками: С, З. Ш, Ж. Нахождение звуков С, З, Ш, Ж на фоне слов (картинки, самостоятельно). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Село, деревня, поле, сад, огород, трактор, борона, теплица, хлебороб, трактор, борона, сеялка, комбайн, овощевод, удобрение. Прилагательные: Весенний, черный, влажный, белый. Глаголы: Пахать, боронить, сеять, садить, рыхлить, удобрять. Наречия: Трудно – легко, быстро - медленно. | Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками: -про,-пере (с глаголами: боронить, пахать, садить, рыхлить), -вы (садить). Д/и «Хлебороб». Закрепление практического применения предлога ЧЕРЕЗ. | Закрепление навыка составления сложноподчиненных предложений с различными союзами: ПОТОМУ ЧТО ТАК-КАК ПОЭТОМУ, КОГДА. Составление рассказа по представлению о работе на селе весной. | Звуки: С, З, Ш, Ж. Буквы: С, З, Ш, Ж Сравнительная характеристика звуков. Составление простых цветовых схем с данными звуками. Составление и чтение слогов, слов со звуками: С, З, Ш, Ж. Чтение и составление из букв коротких слов с буквами: С, З, Ш, Ж. (САЖА, СТУЖА, ЖИЗНЬ) | |||
4 неделя апреля | «Насекомые» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Насекомые, жук, комар, стрекоза, паук, червяк, гусеница, бабочка, пчела, крылья, усики, лапки. Прилагательные: Легкий, полезный, вредный. Глаголы: Лететь, ползать, ловить, | Отработка родительного падежа существительных в ед. числе (продуктивные формы). Д/и «О ком думает Лунтик?» (Лунтик думает о жуке (о кузнечике, о бабочке, о муравье, о стрекозе, о комаре, о гусенице, о пчеле…). | Формирование навыка задавать вопросы со словом: О КОМ? и отвечать на них полным предложением с проговариванием окончания (родительный падеж сущ-го в ед. числе).
| Составление коротких звуковых схем с пройденными звуками. (ЖУК, МУХА, УСЫ, ШУМ). | |||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Насекомые, жук, комар, стрекоза, паук, червяк, гусеница, бабочка, пчела, улей, оса, шмель, кокон, крылья, лапки, усики, брюшко. Прилагательные: Мохнатый, жужжащий, опасный, медленный, быстрый . Глаголы: Летать, порхать, ползать, кружить, заматываться. Наречия: Высоко – низко, далеко - близко. | Закрепление образования приставочных глаголов -от, -под, -вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами: ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ. Д/и на фланелеграфе «Насекомые на полянке». | Составление описательного рассказа о насекомом (по выбору) без опоры. | Составление цветовых схем с пройденными звуками. Составление и чтение слогов, слов с пройденными звуками. Чтение и составление из букв коротких слов с пройденными буквами. () |
1 неделя мая | «Скоро лето» | ОНР II уровень речевого развития | ||||
Существительные: Лето, солнце, пляж, загар, море, река, песок, радуга, каникулы, отпуск, поездка. Прилагательные: Летний, веселый, теплый, жаркий, прохладный, солнечный, горячий, загорелый. Глаголы: Загорать, купаться, ходить, кататься, ездить, летать. | Отработка родительного падежа существительных в ед. числе (продуктивные формы). Д/и «О чем мечтает Маша?» Маша мечтает ( о море, о лете, о кукле, о панамке, о сарафане … ). | Закрепление навыка задавать вопросы со словом: О ЧЕМ? и отвечать на них полным предложением с проговариванием окончания (родительный падеж сущ-го в ед. числе).
| ||||
ОНР III уровень речевого развития | ||||||
Существительные: Лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, море, роса, радуга, каникулы, отпуск, поездка, путешествие, курорт, . Прилагательные: Летний, жаркий, прохладный, солнечный, горячий, радостный, загорелый. Глаголы: Загорать, купаться, кататься, ездить, летать, путешествовать, веселится, радоваться. Наречия: тепло, весело, жарко, солнечно. | Закрепление образования приставочных глаголов -от, -под, -вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами: ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ. | Составление рассказа по алгоритму «Лето». Составление рассказа «Как я хочу провести лето». | Составление цветовых схем с пройденными звуками. Составление и чтение слов по первым буквам. Чтение и составление из букв слов из 2-х, 3-х и 4-х слогов. (РАДУГА, КАНИКУЛЫ, КУРОРТ, СОЛНЕЧНО) Анализ предложения с предлогами и без (схема). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)
Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В]. Цель: дать детям п...
Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 3-4 уровень
Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе календарно-тематического планирования программы Н.В. Нищевой для детей с ОНР подготовительной к школе группы. При разработке был учтен...
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 4-5 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопеда ДОУ....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....
Календарно-тематический план по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей 3-4 лет с ОНР по материалам Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н.
Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....
Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-2023 учебный год
Разработала календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-...
Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 2 период обучения на 2022-2023 учебный год
Разработала календарно- тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грасоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 2 период...