Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 2-3 уровень
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Карякина Наталия Васильевна

Календарно - тематическое планирование подгрупповых и индивидуальных занятий к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" разработано для детей с ОНР второго и третьего уровня (первый год обучения). При подборе заданий и игр на развитие грамматиеских категорий учитывался онтогинез развития речи. При планировании лексических тем учитывался региональный компонент и Основная аддаптированная программа дошкольного образования, реализуемая в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию

 «Веселый дельфин» №52 города Канска.

Принято решением ППК

От «___» ___________20 ___ г.                                                                                                               Утверждаю:

                                                                                                                                                                    Заведующий МБДОУ №52

                                                                                                                                                                    ______________/ ___________

Календарно-тематическое планирование занятий курсов:

 «Развитие речи» и «Звуковая сторона речи с элементами грамоты»

для детей с ОНР II уровня, ОНР III уровня

 (первый год обучения).

                                                                                                                                                  Автор – составитель:

                                                                                                                           Карякина Н.В.

                                                                                                                                                                       учитель - логопед

Канск -2020

Месяц

Неделя

Тема недели

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

(диалогическая)

Звуковая сторона и элементы грамоты

 Сентябрь

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ АОП

ОНР II уровень речевого развития

1 неделя октября

Игрушки

Существительные:

игрушки, мяч, машинка, мишка, кукла, пирамидка, флажок, юла.

Прилагательные:

красный, желтый, зеленый, синий.

Глаголы: 

играть, катать, купать, кормить

Обучение различению сущ. муж. и жен. рода в ед. и мн. ч. И.п.

 (Кукла-куклы, мяч – мячи, мишка – мишки и т.д).

Образование множественного числа существительных с главенствующим окончанием «и» (мишка-мишки).

Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Формирование навыка объединять слова  в словосочетания типа: Обращение +глагол повелительного наклонения ед.ч. + винительный падеж сущ-го:

Петя неси кубик.

Маша лови мяч.

и т.п.

Гласный звук: А (артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: 

игрушки, конструктор, самосвал, кукла, пирамидка, флажок, юла.

Прилагательные: 

оранжевый, голубой, фиолетовый, серый, игрушечный, пластмассовый, заводной, мохнатый.

Глаголы: 

складывать, разбирать, купать, готовить, заводить, укладывать.

Образование множественного числа существительных  при согласовании со словом «МНОГО» , родительный падеж, мн.число  (много кукол, много флажков, …»).

 Речевая игра с мячом «Жадина» на отработку родительного падежа  в ед. и мн. числе «У меня нет… (куклы, кукол)».

Описание игрушки по образцу с опорой на  

план – схему.

Формирование навыка составления 4- словного предложения с введением одного определения с помощью зрительных символов.

Гласные А,О,У

(артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова, как первый звук в слове.

2 неделя октября

«Осень. Признаки осени»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Осень, дождь, туча, ветер, дерево, трава, зонтик,

Глаголы:

Идет, дует, собирает, взять, гуляет

Прилагательные:

красный, желтый, зеленый, синий, сильный, холодный.

Наречия: холодно, голодно.

Антонимы:

холодный – теплый.

Составление простых нераспространенных предложений по вопросам (Кто? Что делает?)

Дождь идет. Ветер дует. Трава желтеет и т.д.

Предлоги  НА, ПОД, В (различение).

Отработка винительного падежа сущ-х в ед. ч. в конструкции с глаголом повелительного наклонения (неси, дай, кати, тяни, ищи)

1.Рассматривание картинок по теме.

 2. Составление простых предложений по вопросам логопеда, договаривание фразы.

Гласные звуки О, У (артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова.

Подбор картинок на заданный звук.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Осень, дождь, туман, слякоть, лист, листопад.

Глаголы:

Идет, дует, желтеют, краснеют, опадают кружится, летит.

Прилагательные: осенний, хмурый, дождливый, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Наречия:

Пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

Антонимы: ясный – пасмурный, короткий – длинный.

Совершенствование навыков  употребления форм ед. и мн. числа существительных в творительном падеже имен существительных. («Над чем …? Под  чем …? )

Употребление и дифференциация простых предлогов: В,  НА, ПОД .

Составление описательного рассказа об осени по предложенному плану.

Пересказ рассказа по В. Сутееву «В лесу».

Н.В. Нищева. Выпуск 4. Стр. 6

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом И.

Гласный звуки И.

(артикуляция, произношение, графический образ). Узнавание на фоне слова.

Составление слогов с ними.

Понятие «твердый-мягкий» звук.

3 неделя октября

«Огород»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:            огурец, помидор, репа, морковь, картошка, овощи,

Прилагательные:

большой, маленький, цвет (красный, желтый, коричневый, зеленый и т.д.), круглый, вкусный

Глаголы: копать, поливать, собирать, срезать

Различение форм ед. и мн. числа существительных, образование формы мн. числа (с окончанием –и, -ы)

Составление предложений по вопросам (Кто? Что делает? Собирает что?)

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

(зеленый огурец, красный помидор, оранжевая морковь).

1. Повторение за логопедом рассказа по демонстрируемым действиям с муляжами овощей (формирование

простого описательного рассказа через простое предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус)).

Огурец — маленький, зеленый, вкусный.

Звуки П, Пь, Б, Бь. (артикуляция, произношение)

Буквы Б, П. (графический образ).

Понятия «звонкий» – «глухой» звуки.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: 

картофель, огурец, морковь, кабачок помидор, лук, капуста, чеснок, овощ, огород, грядка.

Прилагательные:

 цвет (красный, коричневый, зеленая и т.д.), форма             (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый.

Глаголы:

 копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить,           варить, солить, срезать, кушать.

Наречия:

 вкусно, горько, сладко, бережно, полезно.

Антонимы:

 грязно-чисто.

Знакомство с многозначностью слов.

Образование мн. числа существительных в сочетании со словом «много» (Род. п. ед. и мн. число).

Игра «с мячом «Один-много».

Дифференциация  предлогов НА – НАД, В – ИЗ.

Закрепление умения выделять отличительные признаки предметов, составлять загадки с опорой на эти признаки.

Обучение навыку составления сложносочиненного предложения с союзом А (по двум действиям, выполняемым детьми).

Звуки П, Пь, Б, Бь.

Буквы Б, П.

Понятия:  «гласный – согласный» , «звонкий» – «глухой» звуки.

Составление и чтение слогов с гласными А, О, У, И.

4 неделя октября

«Сад. Фрукты»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные: яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин, фрукты.

Прилагательные: большой, маленький, круглый, овальный, сладкий, вкусный, кислый.

Глаголы: собирать, срывать, кушать.

Употребление существительных в винительном падеже (Я сорву грушу).

Согласование существительных с прилагательными в роде

и числе. 

(Круглое яблоко, зеленая груша, сладкий компот, маленькие вишни.)

Обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Повторение за педагогом

описательного рассказа через использование простого предложения по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Яблоко — большое,

красное, круглое, сладкое.

Звуки П, Пь, Б, Бь. (артикуляция, произношение)

Буквы Б, П. (графический образ).

Понятия «звонкий» – «глухой» звуки.

Знакомство с цветовыми фишками (синий, зеленый цвет).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: яблоко, груша, лимон, слива, виноград апельсин, банан, фрукты.

Прилагательные: большой, маленький, спелый, сладкий, кислый, круглый, овальный, полезный.

Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать.

Наречия: вкусно, кисло, сладко.

Антонимы: большой – маленький, сладкий-кислый, мягкий-твердый.

Изменение  глаголов по числам. (растет – растут, спеет – спеют…)

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Дифференциация  простых предлогов (НАД-ПОД, ЗА – ПЕРЕД, В-ИЗ, НА - НАД) на картинном материале

Формирование

описательного рассказа через распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Учить загадывать загадки.

Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по двум сюжетным картинкам).

Звуки П, Пь, Б, Бь.

Буква Б.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «звонкий» – «глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Знакомство со схемой слова  (начало, середина, конец).

1 неделя ноября

« Грибы и лесные ягоды»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 гриб, белый, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка, шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, корзина, варенье, сок,

Прилагательные:

 съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, толстый, тонкий, вкусный, сладкий.

 Глаголы: видеть, собирать, варить, кушать, находить.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

(Большой боровик, красная малина..)

Употребление существительных в форме винительного падежа. (Составление предложений по образцу :

Я вижу … .

Я ем … .

Обучение отгадыванию загадок.

Учить внимательно слушать  литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы  по прочитанному.

- «Под грибом» В. Сутеев

Звуки: Д,  Дь, Т. Ть.

Буквы Д, Т.

Закрепление понятий:  «звонкий» – «глухой» звуки.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: гриб, боровик, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка, шляпка, корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, корзина, варенье, сок, сад, садовник.

Прилагательные: съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый.

Глаголы: собирать, заготавливать, срезать, варить, жарить, кушать, наклонятся, искать

Наречия: бережно, вкусно, сладко, кисло.

Антонимы: большой-маленький, толстый-тонкий.

Употребление и дифференциация простых  предлогов (ПОД -  НАД, В – ИЗ, К- ОТ) в предложениях.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе.

Употребление существительных в форме предложного падежа (Я расскажу о мухоморе)

Пересказ по сюжетным картинкам «Мы в лесу»

Нищева Н.В.

Выпуск 4. Стр.6.

Закрепление навыка составления сложносочиненного предложения с союзом А (по паре предметных картинок и упрощенной схеме).

Звуки: Д,  Дь, Т. Ть.

Буквы Д, Т.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «звонкий» – «глухой» звуки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

2 неделя ноября

«Лес. Деревья»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные: 

береза, рябина, дуб, елка, ветка.

Прилагательные:

тонкий, толстый.

 

Глаголы:

 растет, висит

Дифференциация глаголов муж. и жен. рода глаголов в прошедшем времени на слух.

Ходил-ходила, бегал-бегала, сорвал – сорвала и т.п.

Согласование глагола с существительным, построение простого нераспространенного предложения.

 

Составление простых предложений по демонстрационной картинке.

Звуки: Д,  Дь, Т. Ть.

Буквы Д, Т.

Закрепление понятий:  «твердый – мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук -красный цвет).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна, ветка, ствол, лист, кора.

Прилагательные: тонкий, толстый, высокий, низкий,  березовый, сосновый, рябиновый.

Глаголы: растет, висит, опадает.

Обучение умению подбирать и употреблять в речи слова-антонимы.

Игра с мячом «Жадина»

Образование имен существительных в Р.п. мн. числа («У меня есть деревья» – «А у меня нет деревьев» ).

Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже с простыми  предлогами(составление предложений по сюжетным картинкам).

Образование относительных прилагательных.

Д/и «Назови листик».

Составление рассказа-сравнения двух деревьев по схеме.

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом НО.

Звуки: Д, Дь, Т, Ть,

Буквы Д, Т,

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий – твердый», «звонкий – глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

3 неделя ноября

«Одежда»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Платье, рубашка, штаны, шорты, трусы,  кофта, майка, карман, одежда, рукав.

Прилагательные:

 Чистый, грязный, новый, теплый.

 Глаголы: 

надевать, снимать, носить.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

(Большой боровик, красная малина..)

Употребление существительных в форме винительного падежа. (Составление предложений по образцу :

Я вижу … .

Я ем … .

Учить дифференцировать вопросы КТО? ЧТО? в зависимости от одушевленности.

Составление простых предложений из трех слов по демонстрационной картинке по повтору за логопедом.

Звуки: К,  Кь, Г, Гь, Д, Дь, Т, Ть.

Буквы: К,  Г, Д, Т.

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук -красный цвет, согласный – синий или зеленый цвет).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Одежда, комбинезон, куртка, плащ, сарафан, свитер, капюшон, воротник, манжета

Прилагательные: удобный, шерстяной, шелковый, нарядный, теплый.

Глаголы:

Стирать, чистить, гладить, развешивать, складывать

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: широкий - узкий, длинный – короткий, чистый – грязный, новый - старый.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе.

Употребление существительных в форме предложного падежа.

«Маша мечтает о новой …» (названия одежды)

Образование относительных прилагательных:

Куртка из кожи - …(кожаная) и т.д.

Составления рассказа – описания об одежде.

Игра «Магазин».

Отгадывание и толкование загадок об одежде.

Составление описательного рассказа о предмете одежды по алгоритму.

Формирование навыка составления сложносочиненных  предложений с союзом ИЛИ.

Звуки: Кь, Гь, К, Г, Д, Дь, Т, Ть, .

Буквы: К, Г, Т, Д.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий – твердый», «звонкий – глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем (тапки)

4 неделя ноября

«Обувь»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 обувь, сапоги, туфли, тапки, ботинки.

Прилагательные:

 Чистый, грязный, новый, теплый, резиновый.

 Глаголы: 

надевать, снимать, носить, чистить.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

(Черный сапог – черные сапоги …)

Употребление существительных в форме винительного падежа. Составление предложений по образцу :

Я снимаю … .

Я обуваю … .

Заучивание короткого стихотворения М. Яснова «Башмачок».

Раз!Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

Раз!Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу

Раз!Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок.

Раз!Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.

Звуки: К,  Кь, Г, Гь, Д, Дь, Т, Ть, Б, Бь..

Буквы: К,  Г, Т, Д, П. Б.

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

обувь, сапоги, туфли, тапки, ботинки, кроссовки, сандалии, шлепанцы, босоножки, каблук, подошва, шнурки, молния.

Прилагательные: удобные, теплые, кожаные, замшевые, резиновые .

Глаголы:

чистить, снимать, носить, обувать, беречь.

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: высокий – низкий, одевать – снимать, тонкая – толстая (подошва), высокий – низкий (каблук).

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе в родительном падеже

У меня нет …(одного ботинка, двух ботинок)

У меня много … (кроссовок).

Употребление существительных в форме предложного падежа.

 Я мечтаю о новых …(кроссовках, сапогах…).

Кроссовки стоят на верхней … (полке).

Образование относительных прилагательных.

Сапоги из кожи - …(кожаные) и т.д.

Пересказ рассказа

Е. Пермак

«Как Маша стала большой».

Обучение навыку составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Звуки: Кь, Гь, К, Г, Д, Дь, Т, Ть, П, Пь, Б, Б.

Буквы: К, Г, Т. Д, П, Б.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий – твердый» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем (тапки)

1 неделя декабря

«Посуда»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Посуда, чайник, тарелка, чашка, ложка, вилка, кастрюля.

Прилагательные:

 Чистый, грязный, новый, стеклянный.

 Глаголы: 

Мыть, ставить, убирать, класть, наливать.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Чистая …(тарелка), чистые … (тарелки).

 

Употребление существительных в форме винительного и творительного  падежа существительных.

(Составление предложений по образцу :

Я беру … (тарелку, ножик, ложку).

Я ем … (ложкой, вилкой, ножиком).

Предлог У «У кого?»

У мамы тарелка. У папы ножик.

У бабушки чайник…

Учить составлять трехсловное предложение по модели КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?

Звуки: В, Вь, Ф, Фь..

Буквы: В,  Ф.

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Посуда, чайник, тарелка, чашка, ложка, вилка, кастрюля, поварешка, миска, солонка, супница, хлебница, масленка.

Прилагательные: 

Чистый, грязный, новый, стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, столовый.

Глаголы:

Готовить, варить, жарить, печь, кипятить, тушить, наливать, выливать, класть, убирать, ставить.

Наречия:

бережно, красиво, удобно.

Антонимы: глубокая - мелкая.

Закрепление навыка составления сложных предложений с противительным союзом А  с предлогами В, ИЗ с использованием существительных в ед. и мн. числе.

Суп налили в … (тарелки), а  съели ИЗ … (тарелок).

Маша пьет ИЗ  …(стакана), а дети пьют ИЗ .. (стаканов).

Масло кладут в .. (масленку), а берут ИЗ … (масленок).

Род. падеж существительных

 «Битая посуда»

Чайник без … (носика).

Отработка род. падежа множ. числа.

Согласование со словом «МНОГО»

Составление описательного рассказа о предмете посуды по алгоритму.

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Звуки: В, Вь, Ф, Фь..

Буквы: В,  Ф.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий – твердый» , «звонкий – глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем.

2 неделя декабря

«Зима. Зимующие птицы»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Зима, снег, снежинка, сугроб, ворона, воробей, голубь, снегирь.

Прилагательные:

Холодный, голодный, белый, пушистый.

 Глаголы: 

мерзнет, падает, ловить,  кормить, сыпать.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

(Большой сугроб – большие сугробы, маленькая снежинка – маленькие снежинки ...)

Употребление существительных в форме винительного падежа. (Составление предложений по образцу :

Я поймала  … (снежинку).

Я вижу…(ворону, голубя).

Прослушивание сказки и ответы на вопросы по содержанию.

Звуки: В, Вь, Ф, Фь..

Буквы: В,  Ф.

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Зима, снег, снежинка, сугроб, ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, кормушка, гололед, снегопад, узор, вьюга, метель.

Прилагательные: 

Холодный, голодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный.

Глаголы:

Замерзать, покрывать, выпадать, заметать, кормить, сыпать.

Наречия:

Холодно, голодно, морозно.

Антонимы: перелетные-оседлые.

Образование однокоренных слов к словам: ЗИМА, СНЕГ.

Употребление предлогов «Вставь недостающее маленькое слово» (пространственные предлоги: В, НА, ПОД, НА, С, К, ОТ)

Употребление существительных в форме предложного и родительного падежа ед. числа с использованием предлогов: НА, О, В, ОТ, С, ВОКРУГ и образованием приставочных глаголов по картинкам.

«Птицы подлетели К …(кормушке)»

«Воробей облетел ВОКРУГ … (кормушки)»

«Вороны сидят ОКОЛО … (дерева)» и т.д.

Р/И «Птицы и кормушка»

Беседа и пересказ рассказа «Птичья елка» по опорным вопросам.

Нищева Н.В.

Выпуск 3. Стр.16.

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.

Звуки: В, Вь, Ф, Фь..

Буквы: В,  Ф.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий– твердый», «звонкий- глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем.

3 неделя декабря

«Домашние животные зимой»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Животные, корова, бык, коза, козел, собака, свинья, кошка, кот, лошадь, рога, хвост, грива, копыта, сено, кость, молоко.

Прилагательные:

Домашний, теплый, умный, полезный, добрый.

 Глаголы: 

Кормить, поить, убирать, ловить, возить, давать, доить, мычит, лает, мяукает, ржет, лакает.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов.

«Кошка мяукает – кошки мяукают»

Образование уменьшительно-ласкательных слов

Кошка – кошечка, собака – собачка, коза – козочка и т.д.

Согласование существительных с числительным «один», «одна» (дифференциация муж. и жен. рода)

Одна корова, один бык…

Отработка Р.п  ед.ч. с предлогом У

У кого рога? – Рога у коровы.

У кого усы? – Усы у кошки.

Составление предложений с предлогом У по образцу.

Обучение навыку задавать вопрос

«У КОГО ...?»

Звуки: Х, Хь..

Буква: Х

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Животные, корова, коза, собака, свинья, кошка, лошадь, овца, рога,  хвост, грива, копыта, хлев, стойло, пойло, запас,  сено, кость, молоко.

Прилагательные: 

Домашний, полезный, теплый, умный, ласковый, верный.

Глаголы:

Кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить, служить.

Наречия:

Тепло, верно (служит).

Образование относительных прилагательных:

Речевая  игры: «Чья морда?», «Чей хвост?», «Чье ухо?».

Дифференциация  простых предлогов ЗА, ПЕРЕД с составлением предложений.

 Игра на фланелеграфе

«Где животное?»

Составление описательного рассказа о домашнем животном по алгоритму.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Спор животных»

Н.В. Нищева. Выпуск 3 стр.8.

Обучение навыку составления сложноподчиненного  предложения с союзом ТАК-КАК.

Звуки: Х, Хь.

Буквы: Х

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем.

4 неделя декабря

«Новый год»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Новый год, праздник, елка, игрушки, подарки, маска, праздник, шары, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод.

Прилагательные:

Веселый, добрый, высокая (елка).

 Глаголы: 

Играть, плясать, петь, дарить, вешать.

Глаголы повелительного наклонения в ед.  и мн. числа:

 

«Маша пой - дети пойте (иди – идите, стой – стойте)».

Согласование прилагательных с существительными  муж. и жен. рода ед. и мн. числа в именительном падеже:

«Большой шар – большие шары, красный шар – красные шары, большая елка – большие елки, зеленая елка – зеленые елки, маленькая игрушка – маленькие игрушки, большая игрушка – большие игрушки...»

Отработка предлога НА (на елке, на стуле, на столе …)

Составление предложений с предлогом НА.

Обучение навыку задавать вопрос «НА ЧЕМ …?»

Звуки: В, Вь, Ф, Фь, Х, Хь, К, Кь, Г. Гь.

Буквы:В, Ф, Х, К, Г.

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Новый год, елка, игрушки, подарки, праздник, шары, Дед Мороз, Снегурочка, хоровод, веселье, украшение, конфетти, карнавал, маска.

.Прилагательные: 

Веселый, праздничный, новогодний.

Глаголы:

Украшать, дарить, получать, вынимать, вешать.

Наречия:

Весело, дружно.

Дифференциация простых предлогов: ЗА-ПЕРЕД, НА-ПОД-НАД.

Игра на фланелеграфе

«Новогодняя ёлка».

Пересказ по плану рассказа

Л. Воронковой

«Таня выбирает елку».

Закрепление навыка составления сложноподчиненного  предложения с союзом ТАК-КАК.

Звуки: В, Вь, Ф, Фь, Х, Хь, К, Кь, Г. Гь.

Буквы:В, Ф, Х, К, Г.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый», «звонкий – глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем.

3 неделя января

«Мебель»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Мебель, шкаф, диван, кровать, стол, стул, кресло, полка, ножка, спинка, сиденье.

Прилагательные:

Деревянный, новый.

 Глаголы: 

Сидеть, лежать, класть, вешать, убирать.

Ед и мн. число существительных в Им. падеже:

Стол – столы

Шкаф – шкафы

Кровать – кровати и т.д.

Определение жен. и муж рода существительных:

Игра «Один – одна».

Предлог НА.

Игра с мячом.  «Где мяч?»

Составление предложений с из четырех слов предлогом В.

Звуки: М, Мь, Н, Нь.

Буквы М, Н.

Закрепление понятий:  «твердый» – «мягкий», «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Мебель, шкаф, комод, диван, кровать, софа, пуф, табурет, дверца, ножка, крышка, сиденье, спинка, подлокотник.

Прилагательные: 

Деревянный, стеклянный, кожаный, мягкий, жесткий.

Глаголы:

Хранить, убирать, вешать, протирать, ставить, переставлять.

Наречия:

Чисто, удобно.

Согласование прилагательных с существительными в  роде и числе (изменение словосочетаний по образцу):

Деревянный шкаф – деревянные шкафы;

Короткая ножка - …

Кожаный диван - …

и т.д.

Употребление существительных в форме предложного падежа.

Игра «Продолжи фразу» (предметные картинки с изображением мебели)

«Мама мечтает о новом …»

«Мама мечтает о новой …»

«Мама мечтает о новых …»

Составление описательного рассказа о предмете мебели по алгоритму.

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Звуки: М, Мь, Н, Нь.

Буквы М, Н.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый», «звонкий – глухой» звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем.

4 неделя января

«Транспорт»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

 Машина, автобус, грузовик,  поезд, корабль, самолет, руль, колесо, кабина.

Прилагательные:

Быстрый, новый, железный.

 Глаголы: 

Едет, плывет, летит, везет, стоит.

Ед и мн. число существительных в Им. падеже:

Машина – машины

Самолет – самолеты

Автобус – автобусы

Предлог В с отработкой родительного падежа (продуктивная форма)

 Речевая игра «Где мишка?»

Мишка в машине (в автобусе, в поезде, в самолете).

Повторение предложений из 4 слов с предлогами: В, НА за логопедом (заучивание).

Формирование навыка задавать вопрос со словами: ГДЕ, КУДА?

Звук: Ы.

Буква Ы.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный» звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

Нахождение звука на фоне слова.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Транспорт, автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, корабль, руль, кабина, пассажир, водитель, остановка.

Прилагательные: 

Железный, грузовой, пассажирский.

Глаголы:

Ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, тормозить, управлять, останавливаться.

Наречия:

Быстро-медленно.

Согласование прилагательного с существительным ед. числа в падежах.

Отработка приставочных глаголов («отъехал», «подъехал»).

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу.

«Водитель едет на  новой (новом) …»

«Пассажиры едут в красном …»

« Автобус подъехал к  городской …»,

«Автобус  отъехал от городской …»

«Корабль плывет по глубокому …»

«Катер отплыл от …(берега)»

Катер подплыл к …. (берегу)»

Составление описательного рассказа о транспорте (по выбору) с использованием  алгоритма.

Пересказ рассказа по В. Сутееву «Кто сильнее?»

Н.В. Нищева Выпуск1. Стр.14.

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Звук: Ы.

Буква Ы.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «мягкий» – «твердый», звуки.

Цветовые фишки.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем с данным звуком.

4 неделя января

«Детский сад. Профессии»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Детский сад, работа, воспитатель, повар, логопед, психолог, врач.

Прилагательные:

Полезный, нужный.

 Глаголы: 

Помогать, учить, заниматься, готовить, варить, жарить, резать, мыть, лечить.

Дифференциация и отработка предлогов: В, НА с отработкой родительного падежа ед. числа (продуктивная форма)

В столе – … НА столе

… В доме – … НА доме

… В руке – … НА руке

… В сумке – …НА сумке

Предлог ИЗ.

Игра «Возьму ИЗ …»

(повтор коротких фраз за взрослым)

Ед. и мн. число глаголов:

Режет – режут

Лечит – лечат

Моет – моют и т.д.

Обучение навыку задавать вопросы «ОТКУДА БЕРУ …?»

«КУДА КЛАДУ …?»

и отвечать на них.

Звук: С, Сь.

Буква С.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «твердый – мягкий»  звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

Нахождение звука С на фоне слова.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Профессия, работа, труд, заведующая, воспитатель, нянечка, повар, психолог, логопед, музыкальный руководитель, прачка, врач, медсестра, занятие.

Прилагательные: 

Нужный, необходимый, полезный, любимый.

Глаголы:

Воспитывать, учить, помогать, готовить, жарить, варить, гладить, стирать, руководить.

Наречия:

Легко – трудно.

Отработка глаголов несовершенного вида.

Речевая игра «Кому нужен предмет и для чего?»

Составление рассказа по серии сюжетных картин «День в детском саду». Н.В. Нищева рабочая тетрадь «занимаемся вместе»

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК

Звуки : С, Сь.

Буква С.

Характеристика звука.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем с данным звуком.

Составление и чтение слогов (прямых) со звуком С.

1 неделя февраля

«Дикие животные зимой»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Животные, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, лапы, мех, нора, берлога, дупло.

Прилагательные:

Злой, дикий, голодный.

 Глаголы: 

Менять, мерзнуть, выть, рыть, искать, охотится, спать.

Винительный и творительный  падеж существительных:

Игра «Угостим животных» .

Закрепление предлогов:  У, В, НА, ИЗ.

Игра  «Домики животных»

Составление предложений по сюжетной картине «Животные в лесу» по вопросам логопеда.

Закрепление навыка задавать вопросы со словами  «КУДА?», «ОТКУДА?».

Звук: С, Сь.

Буква С.

Закрепление понятий:  «гласный – согласный», «твердый – мягкий»  звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

Нахождение звука С на фоне слова.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Животные, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рысь, барсук, рога, копыта, лапы, мех, шкура, нора, берлога, логово, дупло, спячка.

Прилагательные: 

Злой, дикий, голодный, хищный, травоядный.

Глаголы:

Менять, линять, охотиться, добывать, спать, догонять.

Наречия:

Голодно, холодно.

Дифференциация предлогов ПОД, ИЗ-ПОД.

Употребление существительных в форме родительного падежа с предлогами ПОД, ИЗ-ПОД.

Составление предложений с помощью изображений животных и растений на  фланелеграфе.

Беседа по рассказу .И. Чарушина

 «Заяц».

Нищева Н.В.

Выпуск 3 . стр.12

Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Рысь» по сюжетным картинкам .

Н.В. Нищева . Выпуск 3. Стр.14.

Звуки : С, Сь.

Буква С.

Характеристика звука.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Подбор слов на звук С.

Составление простых цветовых схем с данным звуком.

Составление и чтение слогов (обратных) со звуком С.

2 неделя февраля

«Инструменты»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Пила, молоток, топор, иголка, ножницы, лопата.

Прилагательные:

Полезный, нужный, железный, острый, тяжелый.

 Глаголы: 

Пилить, забивать, рубить, копать .

 Образование творительного падежа сущ. в ед. числе.

Игра «Чем?» (пилой, топором, иголкой)

Ед. и мн. число существительных в жен и муж роде

Топор – топоры

Пила – пилы

Согласование со словами «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» (названия инструментов)

Игра «Что я делаю?  Что мы делаем?» (я пилю – мы пилим…)

Обучение задавать вопросы:

«ЧТО Я ДЕЛАЮ?»

«ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?»

 и отвечать на них полным предложением.

Формирование навыка задавать вопрос со словом ЧЕМ.

«ЧЕМ он копает?»

«ЧЕМ я копаю?»

«Чем ты копаешь?»

Звук: З, Зь.

Буква З.

Закрепление понятий:  «звонкий - глухой», «твердый – мягкий»  звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

Нахождение звука З на фоне слова.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Пила, молоток, топор, иголка, ножницы, лопата, рубанок, вилы, грабли, клещи, коса, отвертка, арфа, пианино, балалайка, музыка.

Прилагательные: 

Нужный, необходимый, полезный, любимый, металлический, прочный, острый, трудолюбивый, музыкальный, сельскохозяйственный.

Глаголы:

Пилить, забивать, рубить, копать, кидать, сгребать, косить, закручивать, строгать, играть, барабанить.

Наречия:

Полезно, легко - трудно .

Образование глаголов с приставками

(крутит - откручивает, режет – вырезает, гребет – подгребает, шьет – пришивает и т.д.).

Отработка родительного падежа.

Игра «Чего не стало?»

(игра с инструментами).

Отработка дательного падежа множественного числа существительных.

 Р/И с мячом «Кому нужны эти инструменты?»

Молоток, рубанок , гвозди нужны … (столярам)

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Звуки : З, Зь.

Буква З.

Характеристика звука.

Работа со схемой слова, определение места звука в слове.

Составление простых цветовых схем с данным звуком.

Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуком З.

Подбор слов со звуком З (в начале и середине слов).

3 неделя февраля

«Наша армия»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Армия, солдат, танк, самолет, ружье, Родина, враг, летчик, моряк, граница, пограничник.

Прилагательные:

Опасный, полезный, нужный, железный, быстрый, смелый .

 Глаголы: 

Охранять, воевать, служить, стрелять.

Дифференциация рода существительных:

Игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ»

Закрепление предлогов: У, НА, В, ИЗ.

Составление предложений по сюжетным картинкам и наводящим вопросам логопеда.

Составление предложений с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, ТВОЙ, ТВОЯ, ТВОЁ.

«ЭТО МОЙ (МОЯ, МОЁ)…».

Обучение навыку задавать вопрос со словом ЧЕЙ?

ЧЕЙ ЭТО …?

Звуки: С, Зь, З, Зь.

Буквы: С, З.

Дифференциация понятий:  «звонкий - глухой», «твердый – мягкий»  звуки.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный -синий или зеленый цвет).

Подбор цветовой фишки  к звуку.

Нахождение звуков С, З на фоне слов.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Родина, граница, защита, профессия, военный, пограничник, летчик, моряк, десантник.

Прилагательные: 

Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, смелый - трусливый, отважный, внимательный.

Глаголы:

Охранять, защищать, служить, оберегать.

Наречия:

Умело, ловко, внимательно, осторожно.

Образование глаголов с приставками  (-ОТ, -ПОД, -ПЕРЕ, -ОБ) в настоящем и прошедшем времени с помощью фланелеграфа.

Игра «Пограничник на границе».

Согласование местоимений

 НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми.

Д/и «Подбери словечко».

Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый.

Самый наисильнейший (ая) солдат (армия).

Составление рассказа по картине (с составлением плана).

Н.В. Нищева «На границе»

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Звуки : З, Зь.

Буква З.

Сравнительная характеристика звуков.

Составление простых цветовых схем с данными звуками.

Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуками С, З.

Подбор слов со звуком С или З (в начале и середине или конце  слов).

4 неделя февраля

«Профессии»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Работа, труд, строитель, кирпич,  повар, парикмахер, воспитатель, учитель, врач, художник, швея.

Прилагательные:

Вкусный, высокий, низкий, здоровый, больной, умный, красивый, теплый, нужный.

 Глаголы: 

Строить, готовить, шить, стричь, учить, воспитывать, помогать.

Дифференциация женского, мужского и среднего рода существительных (закрепление) и введение множественного числа.

МОЙ – МОЯ – МОЁ  и МОИ.

Закрепление предлогов: У, НА, В, ИЗ.

Составление предложений по сюжетным картинкам и наводящим вопросам логопеда

Закрепление навыка правильного использования слов ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЁ  в вопросах.

«ЧЬЯ это  иголка?»

«ЧЬЁ это зеркало?»

«ЧЕЙ это молоток?»

«ЧЬИ это краски?»

Звук: Ш.

Буква: Ш

Характеристика звука.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный – для звука Ш всегда синий  цвет).

Нахождение звука Ш на фоне других звуков и слогов.

Звуковой анализ слогов со звуком Ш (схема).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Продавец, кассир, повар, кондитер, художник, парикмахер, экскурсовод, маляр,  строитель, крановщик, стекольщик, столяр, швея, пожарный, полицейский.

Прилагательные: 

Трудный, опасный, тяжелый, нужный, полезный, важный, внимательный.

Глаголы:

Охранять, защищать, служить, оберегать.

Наречия:

Умело, ловко, внимательно, осторожно.

Изменение глаголов по временам по образцу.

(продает – продавал – будет продавать и т.п.)

Отработка предложного падежа существительных в единственном и множественном числе.

Речевая игра «Кто, о чем мечтает?»

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных при помощи слова самый.

Самый важнейший (ая) труд,  (профессия).

Обсуждение плана рассказа к сюжетной картине и составление рассказа.

«На стройке»

Н.В. Нищева

Закрепление  навыков составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО,  

ТАК-КАК.

Звук: Ш.

Буква Ш.

Характеристика звука.

Работа с цветовыми фишками (гласный звук-красный цвет, согласный – для звука Ш всегда синий  цвет).

Составление простых цветовых схем с данным звуком.

Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуком Ш.

Подбор слов со звуком Ш (в начале и середине или конце  слов) и определение места звука.

1 неделя марта

«Мамин праздник. Цветы»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Роза, ромашка, тюльпан, гвоздика, праздник, забота, подарок.

Прилагательные:

Любимая, добрая.

 Глаголы: 

Поздравлять, дарить, заботиться, любить.

Дифференциация предлогов НАД -  ПОД с отработкой творит. падежа существительных в ед. числе.

Закрепление пространственных предлогов: В, НА, ИЗ.

Игра на фланелеграфе  «Где жучок?»

Формирование навыка задавать вопросы со словами  «ГДЕ?» и отвечать на него полным предложением с использованием предлогов ПОД, НАД, В, НА, ИЗ.

Звук: Ш.

Буква: Ш

Характеристика звука.

Составление коротких звуковых схем со звуком  Ш.

(ДУШ, КАША)

Нахождение звука Ш на фоне других звуков и слогов.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Роза, ромашка, тюльпан, гвоздика, ландыши, хризантема, праздник, забота, внимание, букет.

Прилагательные:

Любимая, добрая, заботливая, лучшая,  садовый, полевой, лесной.

Глаголы:

Поздравлять, дарить, заботиться, ухаживать, любить.

 Наречия:

Нежно, крепко (обнимать).

Отработка правильного применения родительного падежа (согласование прилагательного +существительного).

Отработка в предложении творительного  падежа с предлогом МЕЖДУ.

Дидактическая игра «Какого цветка  не стало?»

Совершенствование навыка употребления словосочетаний (цвет + предмет) с количественными числительными один – десять.

Речевая игра «Сосчитай цветы».

Одна красная роза, две красных розы, три красных розы  и т.д.

Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как.

Составление описательного рассказа о цветке по схеме.

Звук: Ш.

Буква Ш.

Характеристика звука.

Составление простых цветовых схем с данным звуком.

Составление и чтение слогов (прямых и обратных) со звуком Ш.

Подбор слов со звуком Ш (в начале и середине или конце  слов) и определение места звука.

Чтение коротких слов с буквой Ш.

(1-2 слога).

Душ, Да-ша, ду-ша, каша, ва-ша.

2 неделя марта

«Комнатные растения»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Кактус, фикус, фиалка, подоконник, лейка, горшок, забота.

Прилагательные:

Комнатный, зеленый, колючий.

 Глаголы: 

Садить, поливать, рыхлить, ухаживать.

Отработка предлога К и творительного падежа существительных в единственном числе.

КОМУ подарили цветок? (маме, сестре, бабушке и т.п).

Отработка навыка задавать вопрос со словами: КОМУ?

К КОМУ?  и отвечать на него полным предложением.

Звуки: С,Ш.

Буквы: С, Ш

Сравнительная характеристика звуков.

Составление коротких звуковых схем со звуками С, Ш.

(ШУМ,  СОК)

Нахождение звуков  Ш, Ж на фоне слов.

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Растение, кактус, толстянка, герань, фикус, гортензия; полив, уход, горшок, поддон, почва, лейка.

Прилагательные:

Комнатный, гладкий, колючий, ароматный, цветущий.

Глаголы:

Ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать, удобрять, сажать.

Наречие:

Бережно.

Отработка глаголов изъявительного наклонения по временам в единственном и множественном числе.

Речевая игра «Садовник и цветы».

Отработка навыка образовывать приставочные глаголы с приставками:-вы, -под, - пере (вынести, поднести, подходить, пересадить, переносить, переставлять)

Речевые игры с мячом

 «Исправь словечко», «Продолжи фразу».

Формирование навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

красивейший, ароматнейший.

Составление описательного рассказа о домашнем растении по памяти с наводящей помощью.

Закрепления навыка оставления сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как.

Звуки: С,Ш.

Буквы: С, Ш.

Сравнительная характеристика звуков.

Составление простых цветовых схем с данными звуками.

Составление и чтение слогов, слов  со звуками С,  Ш.

Подбор слов со звуками С,  Ш с и определением места звука в слове.

Чтение коротких слов с буквами С, Ш.

(2 открытых слога).

Са-ма, , шу-ба, Са-ша.

3 неделя марта

«Рыбы»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Рыба, щука, карась, сом, карп, хвост, плавник, туловище, голова, жабры.

Прилагательные:

Усатый, полосатый, длинный, быстрый.

 Глаголы: 

Плыть, ловить.

Дифференциация предлогов:  В - ИЗ

с отработкой предложного и родительного падежей существительных (продуктивные формы).

Формирование навыка задавать вопросы со словами КУДА, ОТКУДА и отвечать на них полным предложением с использованием предлогов В, ИЗ.

Звук: Ж.

Буква: Ж

Характеристика звука.

Составление коротких звуковых схем со звуком Ж.

(ЖАБА,  ЖУК)

Нахождение звука  Ж на фоне слов (на слух).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные: река, пруд, озеро, аквариум, водоем, сом, щука, окунь, лещ, карась, карп, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры.

Прилагательные: хищный, зубастый, блестящий, усатый, полосатый, серебристый.

Глаголы: плавать, питаться, размножаться, затаиться, ловить.

Наречия: глубоко, мелко.

Изучение и практическое применение предлога ОКОЛО и закрепление предлогов ПОД, ИЗ-ПОД с составлением предложений на фланелеграфе.

Отработка навыка образования и использования  приставочных глаголов  с приставками: –от, -под,

 -за, -пере, -вы  и предлогов ОТ, К, В, ЧЕРЕЗ, ИЗ на фланелеграфе.

Д/и «Аквариум»

Пересказ рассказа И. Гурвич «Левушка – рыбак» .

Н.В. Нищева. Выпуск 1. Стр.20.

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом если.

Звук: Ж.

Буква: Ж

Характеристика звука.

Составление простых цветовых схем с данным звукам.

Составление и чтение слогов, слов  со звуком Ж.

Чтение и составление из букв коротких слов с буквами Ж.

(ЖАБА, ЖИВОТ)

4 неделя марта

«Весна»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Весна, сосулька, лужа, подснежник, капель,  ручей, почка.

Прилагательные:

Теплый, солнечный, весенний, голубой.

 Глаголы: 

Таять, течь, капать, журчит, набухать, прилетать.

Отработка родительного падежа существительных с использованием предлога ОТ (продуктивные формы).

Составление предложений с опорой на выполнение действий с предметами (машинка, игрушки).

Закрепление правильного использования пространственных  предлогов В, НА, ПОД, НАД.

Речевая игра «Исправь меня».

Формирование навыка задавать вопросы со словами ОТ КОГО, ОТ ЧЕГО и отвечать на них полным предложением с использованием предлога ОТ.

Звуки: З, Ж.

Буквы: З, Ж

Сравнительная характеристика звуков.

Составление коротких звуковых схем со звуками З, Ж.

(ЗИМА, ЖЕНЯ)

Нахождение звуков  З, Ж на фоне слов (картинки).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Весна, оттепель, гроза,  сосулька, облако, капель, ручей, лужа, ледоход, льдина, проталинка, почка, подснежник, верба, трава, грач, скворец, скворечник, гнездо.. Прилагательные:

Чистое, голубое (небо), прозрачный, первый, звонкий, хрупкий.

Глаголы:

Наступать, таять, пригревать, появляться, течь, плыть, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить.

 Наречия:

Тепло, солнечно, ветрено.

Отработка дательного падежа ед. и мн. числа с предлогами:  ПО, К.

Сравнение предлогов ЗА - ИЗ-ЗА.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставкой  - от, -пере, -под (лететь, плыть).

Речевые игры на фланелеграфе: «Небо и облачко» и «Ручееек и кораблик».

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

первейший, теплейший.

Пересказ рассказа «Март»

Нищева Н.В.

Выпуск 2. Стр. 22

Составление рассказа по алгоритму «Весна»

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом когда.

Звуки: З, Ж.

Буквы: З, Ж.

Сравнительная характеристика звуков.

Составление простых цветовых схем с данными звуками.

Составление и чтение слогов, слов  со звуками З, Ж.

Чтение и составление из букв коротких слов с буквами З, Ж.

(ЗИМА, МАЖЕТ, ЗАВОД)

1 неделя апреля

«Наш город»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Город, Канск,  улица, дорога, фонарь, площадь, театр, завод, магазин, аптека, река, мост, дорога, автобус, машина, поезд, светофор.

Прилагательные:

Родной, уютный, красивый.

 Глаголы: 

Гулять, строить, жить.

Отработка творительного падежа существительных в единственном числе с использованием предлога С (продуктивные формы).

Р/и «С кем пойдешь на прогулку?»

Закрепление правильного использования пространственных  предлогов В, НА, ПОД, НАД (работа с картинным материалом на тему «Город»)

Формирование навыка задавать вопросы со словами С КЕМ и отвечать на них полным предложением с использованием предлога С.

Звуки: Ш, Ж.

Буквы: Ш, Ж

Сравнительная характеристика звуков.

Составление коротких звуковых схем со звуками Ш, Ж.

(ШИНА, КОШКА)

Нахождение звуков  Ш, Ж на фоне слов (картинки).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Город, Канск,  улица, дорога, фонарь, площадь, театр, завод, магазин, аптека, музей, река, мост, дорога, такси, автобус, остановка, автомобиль, грузовик, водитель.

Прилагательные:

Родной, уютный, красивый, старинный, деревянный, кирпичный, многоэтажный, панельный, продовольственный, хозяйственный, легковой, грузовой.

Глаголы:

Строить, стоять, течет, посещать.

 Наречия:

Сильно, высоко, долго, быстро, медленно.

Отработка родительного падежа ед. и мн. числа с предлогами: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, сравнение этих предлогов.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками  -в,- вы, -пере (с глаголами движения: ходить, ехать, бежать, летать, ползать).

Д/и  «Продолжи фразу» (с опорой на сюжетные картинки)

Знакомство с предлогом ЧЕРЕЗ (схема).

Закрепление навыка образования превосходной формы прилагательных образованных при помощи суффиксов –ейш-.

любимейший, красивейший, уютнейший, высочайший (дом).

Составление рассказа о городе Канске по плану с использованием рисунков-символов.

Формирование навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзом ПОЭТОМУ.

Звуки: Ш, Ж.

Буквы: Ш, Ж.

Сравнительная характеристика звуков.

Составление простых цветовых схем с данными звуками.

Составление и чтение слогов, слов  со звуками Ш, Ж.

Чтение и составление из букв коротких слов с буквами Ш, Ж.

(КОШКА, МАШИНА, ШАЖОК)

2 неделя апреля

«Космос»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Космос, ракета, космонавт, спутник, полет, звезда, планета, Луна, Земля, Марс.

Прилагательные:

Первый, быстрый, смелый, горячий, холодный.

 Глаголы: 

Лететь, смотреть, изучать.

Формирование навыка использования приставочных глаголов с приставками: -у, -при.

Дифференциация предлогов С-НА, В-ИЗ и отработка  родительного и винительного падежей существительных в ед. числе.

Д/и на фланелеграфе

«Космонавт и ракета»

Закрепление  навыка задавать вопросы со словами КУДА, ОТКУДА и отвечать на них полным предложением с использованием предлогов: ИЗ,  НА, С.

Звук: Э.

Буква: Э.

 Характеристика звука.

Составление коротких звуковых схем со звуком: Э

Нахождение звука  Э на фоне слов .

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Космос, ракета, космонавт, спутник, полет, звезда, планета, иллюминатор, станция, орбита, названия планет нашей солнечной системы.

Прилагательные:

Первый, быстрый, смелый, космический, орбитальный, далекий .

Глаголы:

Осваивать, изучать, запускать, лететь, приземляться.

 Наречия:

Быстро – медленно, высоко – низко, далеко - близко.

Отработка навыка образования приставочного глагола с приставками

-об, -обо (летел, шел) и предлогом ВОКРУГ.

Д/и «Полет в космос».

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами ОТ,К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Д/и «Подбери предлог».

Закрепление навыка составления сложноподчиненных  предложений с союзами:

ПОТОМУ ЧТО

ТАК-КАК

ПОЭТОМУ.

Звук: Э.

Буква: Э.

 Характеристика звука.

Составление  цветовых схем с данным звуком.

Составление и чтение слогов, слов  со звуком: Э.

Чтение и составление из букв коротких слов с буквой Э.

(ЭММА, ЭТАЖ, ЭХО, ЭДИК)

3 неделя апреля

«Весенние работы на селе»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Село, поле, грядка, сад, огород, теплица, трактор, лопата, ведро.

Прилагательные:

Черный, влажный.

 Глаголы: 

Копать, пахать, садить.

Отработка творительного падежа существительных в единственном числе без предлога.

Р/и «Что кому и чем?»

Закрепление навыка задавать вопросы со словом ЧЕМ и отвечать на них полным предложением с проговариванием окончания (творительный падеж сущ-го в ед. числе).

 Чем Женя копает грядку? Женя копает грядку лопатой.

Звуки: С, З, Ш, Ж.

Буквы: С, З,  Ш, Ж

Сравнительная характеристика звуков.

Составление коротких звуковых схем со звуками: С, З.  Ш, Ж.

Нахождение звуков  С, З, Ш, Ж на фоне слов (картинки, самостоятельно).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Село, деревня, поле, сад, огород, трактор, борона, теплица, хлебороб, трактор, борона, сеялка, комбайн, овощевод, удобрение.

Прилагательные:

Весенний, черный, влажный, белый.

Глаголы:

Пахать, боронить, сеять, садить, рыхлить, удобрять.

 Наречия:

Трудно – легко, быстро - медленно.

Отработка навыка составления приставочных глаголов с приставками:  -про,-пере (с глаголами: боронить, пахать, садить, рыхлить), -вы (садить).

Д/и «Хлебороб».

Закрепление  практического применения предлога  ЧЕРЕЗ.

Закрепление навыка составления сложноподчиненных  предложений с различными союзами:

ПОТОМУ ЧТО

ТАК-КАК

ПОЭТОМУ, КОГДА.

Составление рассказа по представлению о работе на селе весной.

Звуки: С, З, Ш, Ж.

Буквы: С, З,  Ш, Ж

Сравнительная характеристика звуков.

Составление простых цветовых схем с данными звуками.

Составление и чтение слогов, слов  со звуками: С, З, Ш, Ж.

Чтение и составление из букв коротких слов с буквами: С, З, Ш, Ж.

(САЖА, СТУЖА, ЖИЗНЬ)

4 неделя апреля

«Насекомые»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Насекомые, жук, комар, стрекоза, паук, червяк, гусеница, бабочка, пчела, крылья, усики, лапки.

Прилагательные:

Легкий, полезный, вредный.

 Глаголы: 

Лететь, ползать, ловить,

Отработка  родительного падежа существительных в ед. числе (продуктивные формы).

Д/и «О ком думает Лунтик?» (Лунтик думает о жуке (о кузнечике, о бабочке, о муравье, о стрекозе, о комаре, о гусенице, о пчеле…).

Формирование навыка задавать вопросы со словом:  О КОМ?

 и отвечать на них полным предложением с проговариванием окончания (родительный падеж сущ-го в ед. числе).

 

Составление коротких звуковых схем с пройденными звуками.

(ЖУК, МУХА,  УСЫ, ШУМ).

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Насекомые, жук, комар, стрекоза, паук, червяк, гусеница, бабочка, пчела, улей, оса, шмель, кокон, крылья, лапки, усики, брюшко.

Прилагательные:

Мохнатый, жужжащий, опасный, медленный, быстрый .

Глаголы:

Летать, порхать, ползать, кружить, заматываться.

 Наречия:

Высоко – низко, далеко - близко.

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами:

 ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Д/и на фланелеграфе «Насекомые на полянке».

Составление описательного рассказа о насекомом (по выбору) без опоры.

Составление  цветовых схем с пройденными  звуками.

Составление и чтение слогов, слов  с пройденными звуками.

Чтение и составление из букв коротких слов с пройденными буквами.

()

1 неделя

мая

«Скоро лето»

ОНР II уровень речевого развития

Существительные:

Лето,  солнце, пляж, загар, море,  река, песок, радуга, каникулы, отпуск, поездка.

Прилагательные:

Летний, веселый, теплый,  жаркий, прохладный, солнечный, горячий,  загорелый.

 Глаголы: 

Загорать, купаться, ходить, кататься, ездить, летать.

Отработка  родительного падежа существительных в ед. числе (продуктивные формы).

Д/и «О чем мечтает Маша?»

Маша мечтает  ( о море, о лете, о кукле, о панамке, о сарафане … ).

Закрепление  навыка задавать вопросы со словом:  О ЧЕМ?

 и отвечать на них полным предложением с проговариванием окончания (родительный падеж сущ-го в ед. числе).

 

ОНР III уровень речевого развития

Существительные:

Лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, море, роса, радуга, каникулы, отпуск, поездка, путешествие, курорт, .

Прилагательные:

Летний, жаркий, прохладный, солнечный, горячий, радостный, загорелый.

 Глаголы: 

Загорать, купаться, кататься, ездить, летать,  путешествовать, веселится, радоваться.

Наречия: тепло, весело, жарко, солнечно.

Закрепление образования приставочных глаголов  -от, -под,

-вы, -пере, -за, -про (дифференциация) с предлогами:

 ОТ, К, НА, В, С, ИЗ, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  ЧЕРЕЗ.

Составление рассказа по алгоритму «Лето».

Составление рассказа

 «Как я хочу провести лето».

Составление  цветовых схем с пройденными  звуками.

Составление и чтение  слов  по первым буквам.

Чтение и составление из букв слов из 2-х, 3-х  и 4-х слогов.

(РАДУГА, КАНИКУЛЫ, КУРОРТ, СОЛНЕЧНО)

Анализ предложения с предлогами и без (схема).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 3-4 уровень

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе календарно-тематического планирования программы Н.В. Нищевой для детей с ОНР подготовительной к школе группы. При разработке был учтен...

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 1 период обучения на 2022-...

Календарный тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР на 2 период обучения на 2022-2023 учебный год

Разработала  календарно- тематический план ОД по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грасоты в подготовительной группе с детьми 6-7 лет с ТНР  на  2 период...