Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука "Р" в середине слов.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данное занятие направленно на отработку звука "Р" в середине слова на основе народного праздника Масленица. При разработке занятия учитывались требования ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_r_v_seredine_slov.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
«Автоматизация звука «Р» в середине слов».
Цель: автоматизировать звук «Р» в середине слов.
Задачи:
коррекционно – развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза).
Коррекционно - образовательные:
- уточнять и развивать словарь по темам «ягоды и фрукты», «музыкальные инструменты»; пополнять и активизировать словарь качественными и относительными прилагательными;
- корригировать грамматический строй речи, через образование творительного падежа существительных и прилагательных;
- тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
- учить пользоваться схемой для определения и выполнения порядка действий.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать патриотизм через приобщение к русским народным праздникам;
- воспитывать самостоятельность;
здоровьесберегающие:
- планировать материал с учетом психофизических особенностей ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: обучающая компьютерная презентация, предметные картинки со схемами звуко-буквенного анализа слов, картинка с наложенными контурными изображениями предметов, план-схема лепки из пластилина, фишки, цифры от 1 до 9, деревянные ложки, картинка-раскраска для домашнего задания.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Оргмомент. Традиционный. | Организовать и настроить ребенка на занятие. | |||
II.1 Проверка домашнего задания | Работа с картинкой с наложенными изображениями предметов. | Логопед проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в начале и конце слов» Просит назвать найденные на картинке предметы со звуком Р и контролирует правильность произношения, уточняет место звука Р в словах . | Ребенок называет предметы и определяет место звука Р в словах. | Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Р в середине слов. Закрепить звуко-буквенный анализ слов (место звука в слове). Развивать зрительный гнозис. |
II.2 Актуализация знаний. | Отгадывание загадок. Беседа. Рассматривание сюжетной картинки «Масленица». | Логопед загадывает загадки о зиме и весне. Задает вопросы: «Каким народным праздником мы встречаем весну?», «Что ты знаешь об этом празднике?» Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картинку с масленичными гуляниями. | Ребенок отгадывает загадки, отвечает на вопросы. Ребенок рассматривает картинку и вспоминает, как празднуют в нашей стране этот праздник. | Введение в тему занятия. Актуализировать знания по теме занятия. Пробуждать интерес к занятию. Развивать мышление и связную речь. |
II.3 Изучение нового материала. | Сообщение темы занятия. Работа с анимированным слайдом презентации с изображением двух скоморохов, которые при нажатии курсором мыши на их изображения называют свои имена. Д/и «Сколько звуков в слове?», «Сколько слогов в слове» | Логопед сообщает, что сегодня на занятии мы отправимся на ярмарку праздновать Масленицу, где в играх и упражнениях закрепим правильное произношение звука Р. Педагог просит ребенка вспомнить правильную артикуляцию звука Р. Педагог знакомит ребенка с веселыми скоморохами Макаром и Родионом, которые будут развлекать нас на празднике. Затем сообщает, что они поссорились и не могут определить в чьем имени больше звуков, а в чьем слогов и предлагает ребенку разрешить их спор. Педагог предлагаетпомирить скоморохов - определить, чем похожи их имена (мужские имена, в каждом есть звук Р). | Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р. Ребенок повторяет имена скоморохов и определяет с помощью фишек сколько звуков в каждом имени, а затем сравнивает их количество, далее отхлопывает каждое имя по слогам, определяет и сравнивает количество слогов с помощью чисел и подбором цифр. Ребенок сравнивает имена. | Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Р. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов (определять количество звуков и слогов, дифференцировать понятия звук и слог). Подбор цифры к количеству. Сравнение количества с помощью фишек, чисел и цифр. Развитие мышления. |
II.3 Изучение нового материала. | Работа с анимированным слайдом презентации с изображением музыкальных инструментов, при правильном ответе инструменты движутся и воспроизводят соответствующие звуки. Автоматизация произношения звука Р в словах. Речедвигательная ритмика. «Ложкари». | Логопед сообщает, что скоморохи умеют играть на музыкальных инструментах в названиях которых есть звук Р и предлагает найти их из предложенных на слайде (гитара, балалайка, барабан, рояль, труба, гармошка, дудочка, скрипка, ложки). Педагог контролирует и оказывает необходимую помощь ребенку. Педагог показывает, как весело играют ложкари, и предлагает ребенку повторить за ним движения с одновременным проговариванием цепочек слогов со звуком Р. Педагог контролирует правильное и четкое произношение звука Р в цепочках слогов. | Ребенок нажимает курсором мыши на инструменты в названиях, которых есть звук Р и проговаривает их названия, затем называет инструменты в названиях которых нет звука Р. Ребенок встает и выполняет движения вместе с педагогом (в каждой руке ложка). Темп постепенно убыстряется. ара – стучим ложками перед грудью; ара – стучим ложками по коленям с наклоном туловища вперед; ара – стучим опять перед грудью; ара – стучим по коленям с перекрестом ложек. Такие же движения повторяет, проговаривает с цепочками слогов с убыстрением темпа. оро-оро-оро-оро уру-уру-уру-уру ыры-ыры-ыры-ыры | Закрепление звукового анализа слов (определение наличия звука в слове). Активизация и обогащение словаря по теме музыкальные инструменты. Формировать навык произношения звука Р в середине слов. Закрепить произношение звука Р в цепочках слогов с одновременным выполнением двигательных актов. Координировать речь с движением. |
II.4 Закрепление изученного материала. | Упражнение на развитие мелкой моторики «Лепим Блины» Д/и «Вкусное варенье» . Работа со слайдом презентации. | Логопед спрашивает, какое кушанье едят все на масленицу? (блины) Предлагает ребенку изучить план – схему и вместе из пластилина слепить блины. Во время лепки блина педагог просит ребенка сказать, каким бывает блин. В конце лепки с помощью трафарета в середине блина логопед предлагает с помощью точечных нажатий карандаша написать букву Р. Педагог просит вспомнить ребенка, с чем едят блины? (со сгущенкой, с вареньем, со сметаной, с маслом и т.д.) Педагог предлагает рассмотреть слайд и сказать какое варенье варят из ягод и фруктов, изображенных на слайде, а затем ответить с каким вареньем скоморохи любят кушать блины. Логопед контролирует произношение звука Р в словах. | Изучает план – схему, проговаривает последовательность действий и по плану лепит блин. Ребенок подбирает качественные прилагательные (сладкий, теплый, круглый, желтый, мягкий и т.д.) Ребенок называет существительные в творительном падеже. Ребенок называет варенье, а затем ставит слово в творительный падеж («грушевое – с грушевым», «виноград – с виноградным», «брусничное – с брусничным, «черничное – с черничным», «смородиновое – со смородиновым» | Отработать навык работы по плану - схеме. Развивать мелкую моторику. Активировать и расширять словарь качественных прилагательных. Закрепить графический образ буквы Р. Упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам (творительный падеж). Упражнять в образовании относительных прилагательных. Закреплять правильное произношение звука Р в середине слов. |
Зрительная гимнастика «Покатилось солнышко» | Логопед на расстоянии 1 метр от лица ребенка водит изображением солнышка влево-вправо, вверх – вниз, вперед – назад и просит ребенка проследить глазками за солнышком. | Ребенок следит за движением солнышка, выполняя взглядом ритмичные движения. | Соблюдать режим охраны зрения. | |
II.5 Контроль знаний и умений. | Д/и «Покупки» | Логопед сообщает ребенку, что на масленичной ярмарке продают много игрушек. Макар купил только те игрушки в названиях, которых есть звукР, и предлагает ребенку найти эти игрушки из предложенных на картинках. Затем педагог предлагает определить место звука Р в каждом названии игрушки и заполнить звуковую схему (в соответствующем квадратике написать букву Р). Педагог проверяет правильность выполнения и помогает найти ошибки. | Ребенок называет предметы, изображенные на карточках, самостоятельно выбирает картинки со звуком Р и заполняет звуковую схему, расположенную под ними. | Упражнять в звуко-буквенном анализе слов (определять наличие и место звука в слове). Упражнять в проговаривании слов со звуком Р в разных позициях. |
III.1 Итог занятия. | Оценка деятельности ребенка. | Логопед предлагает ребенку вспомнить, с кем он познакомился на ярмарке, что ему больше всего понравилось делать на занятии, и какие слова со звуком «Р» он сегодня произносил. Затем педагог оценивает деятельность ребенком и дарит ему тарелочку с буквой «Р» для его блина. | Ребенок отвечает на вопросы и вспоминает слова со звуком Р, которые он произносил на занятии. | Обобщить тему занятия. Развивать память. Закрепить произношение звука Р в словах. |
III.2 Домашнее задание. | Педагог предлагает домашнее задание по пройденной теме. | Ребенок получает домашнее задание. | Закрепить пройденную тему во время домашних занятий. |
Приложение: распечатка слайдов презентации, план - схема лепки из пластилина, предметные картинки со схемами для звукового анализа слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.
Тема: «Автоматизация твердого звука «Р» в словах и предложениях».Цель: доведение до автоматизма правильного произношения звука «Р» в словах и предложениях.Зада...
План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.
Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:- Закреплять...
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"Автоматизация звука СЬ"
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.Тема: Автоматизация звука «Сь» в прямых слогах, словах.Цель: 1. Развитие артикуляционной , мелкой моторики,...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.
«Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».
Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции слоговой структуры слова «Поможем буратино»
В занятии используется новое дидактическое пособие Орловой Ю. "Первоклассные слова", которое помогает ребенку воспринимать задание, как увлекательную и интересную игру....