Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука "Р" в середине слов.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Карякина Наталия Васильевна

Данное занятие направленно на отработку звука "Р" в середине слова на основе народного праздника Масленица. При разработке занятия учитывались требования ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.

«Автоматизация звука «Р» в середине слов».

Цель: автоматизировать звук «Р» в середине слов.

Задачи:

коррекционно – развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза).

Коррекционно - образовательные:

  • уточнять и развивать словарь по темам «ягоды и фрукты», «музыкальные инструменты»; пополнять и активизировать словарь качественными и относительными прилагательными;
  • корригировать  грамматический строй речи, через образование творительного падежа существительных и прилагательных;
  • тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
  • учить пользоваться схемой для определения и выполнения порядка действий.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать патриотизм через приобщение к русским народным праздникам;
  • воспитывать самостоятельность;

здоровьесберегающие:

  • планировать материал с учетом психофизических особенностей ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: обучающая компьютерная презентация, предметные картинки со схемами звуко-буквенного анализа слов, картинка с наложенными контурными изображениями предметов, план-схема лепки из пластилина, фишки, цифры от 1 до 9, деревянные ложки,  картинка-раскраска для домашнего задания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Этапы занятия

Виды работы на этапе

Деятельность

 педагога

Деятельность

 ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.

Оргмомент.

Традиционный.

Организовать и настроить ребенка на занятие.

II.1

Проверка домашнего задания

Работа с картинкой с наложенными изображениями предметов.

Логопед проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в начале и конце слов» Просит назвать найденные на  картинке предметы со звуком Р и контролирует правильность произношения, уточняет место звука Р в словах .

Ребенок называет предметы и определяет место звука Р в словах.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Р в середине слов.

Закрепить звуко-буквенный анализ слов (место звука в слове).

Развивать зрительный гнозис.

II.2

Актуализация знаний.

Отгадывание загадок.

Беседа.

Рассматривание сюжетной картинки «Масленица».

Логопед загадывает загадки о зиме и весне.

Задает вопросы: «Каким народным праздником мы встречаем весну?», «Что ты знаешь об этом празднике?»

Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картинку с масленичными гуляниями.

Ребенок отгадывает загадки, отвечает на вопросы.

Ребенок рассматривает картинку и вспоминает, как празднуют в нашей стране этот праздник.

Введение в тему занятия.

Актуализировать знания по теме занятия.

Пробуждать интерес к занятию.

Развивать мышление и  связную речь.

II.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Работа с анимированным  слайдом презентации с изображением двух скоморохов, которые при нажатии курсором мыши на их изображения называют свои имена.

Д/и  «Сколько звуков в слове?», «Сколько слогов в слове»

Логопед сообщает, что сегодня на занятии мы отправимся на ярмарку   праздновать Масленицу, где  в играх и упражнениях закрепим правильное произношение звука Р.

Педагог просит ребенка вспомнить правильную артикуляцию звука Р.

Педагог знакомит ребенка с веселыми скоморохами Макаром и Родионом, которые будут развлекать нас на празднике.

Затем сообщает, что они поссорились и не могут определить в чьем имени больше звуков, а в чьем слогов и предлагает ребенку разрешить их спор.

Педагог предлагаетпомирить скоморохов - определить, чем похожи их имена  (мужские имена,  в каждом  есть звук Р).

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р.

Ребенок повторяет имена скоморохов

и определяет с помощью фишек сколько звуков в каждом имени, а затем сравнивает их количество, далее отхлопывает каждое имя по слогам, определяет и сравнивает количество слогов с помощью  чисел и подбором цифр.

Ребенок сравнивает имена.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука Р.

Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слов (определять количество звуков и слогов, дифференцировать понятия звук и слог).

Подбор цифры к количеству.

Сравнение количества с помощью фишек, чисел и цифр.

Развитие мышления.

II.3

Изучение нового  материала.

Работа с анимированным слайдом презентации с изображением музыкальных инструментов, при правильном ответе инструменты движутся и воспроизводят соответствующие звуки.

Автоматизация произношения звука Р в словах.

Речедвигательная ритмика.

«Ложкари».

Логопед сообщает, что скоморохи умеют играть на музыкальных инструментах в названиях которых есть звук Р и предлагает найти их из предложенных на слайде (гитара, балалайка, барабан, рояль, труба, гармошка, дудочка, скрипка, ложки).

Педагог контролирует и оказывает необходимую помощь ребенку.

Педагог показывает,  как весело играют ложкари,  и предлагает ребенку повторить за ним движения с одновременным проговариванием цепочек слогов со звуком Р.

Педагог контролирует правильное и четкое произношение звука Р в цепочках слогов.

Ребенок  нажимает курсором  мыши на инструменты в названиях, которых есть звук Р и проговаривает их названия, затем называет инструменты в названиях которых нет звука Р.

Ребенок встает и выполняет движения  вместе с педагогом (в каждой руке ложка). Темп постепенно  убыстряется.

ара – стучим ложками перед грудью;

ара – стучим ложками по коленям с наклоном туловища вперед;

ара – стучим опять перед грудью;

ара – стучим по коленям с перекрестом ложек.

Такие же движения повторяет, проговаривает  с цепочками слогов с убыстрением темпа.

оро-оро-оро-оро

уру-уру-уру-уру

ыры-ыры-ыры-ыры

Закрепление звукового анализа слов (определение наличия звука в слове).

Активизация и обогащение словаря по теме музыкальные инструменты.

Формировать навык произношения звука Р в середине слов.

Закрепить произношение звука Р в цепочках слогов с одновременным выполнением двигательных актов.

Координировать  речь с движением.

II.4

Закрепление изученного  материала.

Упражнение на развитие мелкой моторики «Лепим Блины»

Д/и «Вкусное варенье» .

Работа со слайдом презентации.

Логопед спрашивает, какое кушанье едят все на масленицу? (блины)

Предлагает ребенку  изучить план – схему и вместе из пластилина слепить блины.

Во время лепки блина педагог просит ребенка сказать, каким бывает блин.

В конце лепки с помощью трафарета в середине блина логопед предлагает с помощью точечных нажатий карандаша написать букву Р.

Педагог просит вспомнить ребенка, с чем едят блины? (со сгущенкой, с вареньем, со сметаной, с маслом и т.д.)

Педагог предлагает рассмотреть слайд и сказать какое варенье варят из ягод  и фруктов, изображенных на слайде, а затем ответить с каким вареньем скоморохи любят кушать блины.

Логопед контролирует  произношение звука Р в словах.

Изучает план – схему, проговаривает последовательность действий и по плану лепит блин.

Ребенок подбирает качественные прилагательные (сладкий, теплый, круглый, желтый, мягкий и т.д.)

Ребенок называет существительные в творительном падеже.

Ребенок называет варенье, а затем ставит слово в творительный падеж («грушевое – с грушевым», «виноград – с виноградным», «брусничное – с брусничным, «черничное – с черничным», «смородиновое – со смородиновым»

Отработать навык работы по плану - схеме.

Развивать мелкую моторику.

Активировать и расширять  словарь качественных  прилагательных.

Закрепить графический образ буквы Р.

Упражнять в изменении  существительных и прилагательных по падежам (творительный падеж).

Упражнять в образовании относительных прилагательных.

Закреплять правильное произношение звука Р в середине слов.

Зрительная гимнастика «Покатилось солнышко»

Логопед на расстоянии 1 метр от лица ребенка водит изображением солнышка влево-вправо, вверх – вниз, вперед – назад и просит ребенка проследить  глазками за  солнышком.

Ребенок следит за движением солнышка, выполняя взглядом ритмичные движения.

Соблюдать режим охраны зрения.

II.5

Контроль знаний и умений.

Д/и «Покупки»

Логопед сообщает ребенку, что на масленичной ярмарке продают много игрушек.

Макар купил только те игрушки в названиях, которых есть звукР, и предлагает ребенку найти эти игрушки из предложенных на картинках.

Затем педагог предлагает определить место звука Р в каждом названии игрушки и заполнить звуковую схему (в соответствующем квадратике написать букву Р).  

Педагог проверяет правильность выполнения и помогает найти ошибки.

Ребенок называет предметы, изображенные на карточках, самостоятельно выбирает картинки со звуком Р и заполняет звуковую схему, расположенную под ними.

Упражнять в звуко-буквенном анализе слов (определять наличие и место звука в слове).

Упражнять в проговаривании слов со звуком Р в разных позициях.

III.1

Итог занятия.

Оценка деятельности ребенка.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, с кем он познакомился на ярмарке, что ему больше всего понравилось делать на занятии, и какие слова со звуком «Р» он сегодня произносил.

Затем педагог оценивает деятельность ребенком и дарит ему тарелочку с буквой  «Р» для его блина.

Ребенок отвечает на вопросы и вспоминает слова со звуком Р, которые он произносил на занятии.

Обобщить  тему занятия.

Развивать память.

Закрепить произношение звука Р в словах.

III.2

Домашнее задание.

Педагог предлагает домашнее задание по пройденной теме.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

Приложение: распечатка  слайдов презентации, план  - схема лепки из пластилина, предметные картинки со схемами  для звукового анализа слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация твердого звука «Р» в словах и предложениях».Цель: доведение до автоматизма правильного произношения звука «Р» в словах и предложениях.Зада...

План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.

Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:-     Закреплять...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"Автоматизация звука СЬ"

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.Тема: Автоматизация звука «Сь» в прямых слогах, словах.Цель: 1. Развитие артикуляционной , мелкой моторики,...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Тема: «Путешествие в Слоголандию».Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).Оборудование: - для детей: стулья, сто...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции слоговой структуры слова «Поможем буратино»

В занятии используется новое дидактическое пособие Орловой Ю. "Первоклассные слова", которое помогает ребенку воспринимать задание, как увлекательную и интересную игру....