План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лызуненко Эльвира Шамильевна

Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях.

 

Цель:

Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.

Задачи:

-     Закреплять правильное произношение звуков  и Ж и Ш в слогах, словах и предложениях.

-     Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

-     Развивать силу и  направленность речевого выдоха.

-     Развивать фонематических слух, восприятие, внимание, память.

-     Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-     Формировать и развивать навыки звукового анализа и синтеза.

-     Продолжить знакомство с компьютерной программой « Игры для Тигры» и правилами поведения при работе с компьютером.

Воспитывать самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное оздоровительное

образовательное казенное учреждение санаторного типа для детей,

нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 5 г. Иркутска

ОГООУ «Санаторный детский дом № 5» г. Иркутска

664049  г. Иркутск ул. Багратиона, 52  А,  тел./факс 53-70-67

План-конспект

индивидуального логопедического занятия  по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица  и применением компьютерных технологий.

Тема:  Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях.

Составил:

Учитель-логопед

Лызуненко Э.Ш.

Иркутск, 2014 год.

Тема: Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях.

Цель:

Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.

Задачи:

  • Закреплять правильное произношение звуков  и Ж и Ш в слогах, словах и предложениях.
  • Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.
  • Развивать силу и  направленность речевого выдоха.
  • Развивать фонематических слух, восприятие, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Формировать и развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Продолжить знакомство с компьютерной программой « Игры для Тигры» и правилами поведения при работе с компьютером.
  • Воспитывать самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, стол,  компьютер, логопедическая игра « Игры для Тигры», д/ игра «Путаница», простой карандаш, д/игра «Коллекция» .

Ход занятия

  1. Организационный момент

Массаж лица

Комплекс№1 Поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к вискам, от крыльев носа к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха

Комплекс №2 Спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям, вибрация  лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям.

Точечный массаж.

 Массируем спиралевидно  мочки ушей (точки, отвечающие за речевое развитие)

  1. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика  (развитие артикуляционной моторики)

 «Улыбка-хоботок»

Улыбнуться широко, затем вытянуть губы вперед трубочкой, как хоботок у слона, при этом произносим звуки [иии] – на улыбке, [ууу] – представляя хоботок.

«Лопатка»

Попросите ребенка представить себе язычок широким, как лопатка или как блинчик на сковородке.

Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. Нужно удержать его под счет от 1 до 5. Если не получается, надо выполнить упражнение «Наказать язычок».

«Часики»

Перемещать кончик языка в правый угол рта, в левый. При этом сохранять положение губ в улыбке и следить, чтобы язык перемещался между губами, а не по нижней губе.

«Качели»

Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз-два или под команду вверх-вниз.

«Чашечка»

Выполнить упражнение «Лопатка», поднять вверх кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка». Удержать под счет от 1 до 5.

«Вкусное варенье»

Выполнить упражнение «Чашечка». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и, не отрывая языка от губы, занести кончик языка в рот, как бы слизывая с губы варенье.

Из положения языка на верхней губе сдуть с кончика носа легкую ватку или пушинку.

«Индюк»

Рот широко открыт. Широким кончиком языка производим движения по верхней губе вперед, назад, не отрывая язык от губы. Сначала движения беззвучные, потом подаем голос и подражаем индюку: «бла-бла-бла».

«Чистим зубы»

Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая языком вправо-влево, изнутри и снаружи.

«Маляр»

Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.

«Лошадка»

Губы в улыбке, рот открыт, поднимаем язык к нёбу и щелкаем языком, присасывая кончик языка к нёбу и резко отрывая его.

«Грибок»

Присосать язык к нёбу и медленно открыть рот пошире, чтобы язык стал похож на гриб.

Удержать под счет, резко оторвать язык от нёба.

2. Пальчиковая гимнастика

Кулак-ребро-ладонь

Кольцо - кулак

На слово «кулак» - показывай кулак, на слово «ладонь» – ладонь, на слово «ребро» – ребро ладони.

3.Актуализация знаний

Характеристика звука, уклад органов артикуляции.

Звук [ш]

• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

• Зубы сближены.

• Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твёрдого нёба и образует с ними щель.

• Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.

• Воздушная струя идет через рот.

• Голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Звук [ж]

• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

• Зубы сближены.

• Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твёрдого нёба и образует с ними щель.

• Посередине языка идёт теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.

• Воздушная струя идет через рот.

4. Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в  слогах и словах

 Игра «Послушай и повтори»

.

Лужок

Жок-жок-жок – вот лужок.

Жок-жок-жок – зеленый лужок.

Шке-шке-шке – травки много на лужке.

Жок-шок-жок – коровы вышли на лужок.

Шок-жок-шок – пасет животных пастушок.

Шок-шок-шок – Алеша-пастушок.

                                                 Жок-жок-жок – У Алеши есть рожок

5. Дифференциация звуков Ж и Ш во фразах.

Дидактическая игра «Путаница»

-Послушай и исправь ошибку, в этом тебе помогут картинки, будь внимателен.

У мышки в лапках кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелем.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит жабой карандаш.

6. Работа над развитием силы и  направленности речевого выдоха.

Компьютерная игра « Игры для Тигры», блок «Просодика», модуль «Дыхание»

Упражнения: «Ветерок», «Кораблики», « Одуванчики».

7.Формирование лексико-грамматической стороны речи и автоматизация звука Ш  словах.

Компьютерная игра « Игры для Тигры», блок «Фонематика» и « Лексика»

 Модуль «Слова»

Упражнение «Поезд», « Четвертый лишний».

III. Домашнее задание.

Дидактическая игра «Коллекция»

Назови слова со звуком Ж проведи стрелочки к  джипу,  а с звуком Ш к машине.

IV. Итог занятия.

Оценка работы ребенка на занятии.

Используемая литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М., 2008.
  2. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб, 1995.
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М., 2007.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Л у дошкольников. -М., 2001.
  5. Лизунова Л.Р Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи « Игры для тигры».- Перьм, 2009.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа

(для старшего дошкольного возраста).

Тема: Вызывание свистящих звуков.

Цели: 

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование направленного речевого выдоха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к вызыванию свистящих звуков;
  • вызывание свистящих звуков;
  • обучение самомассажу;
  • формирование лексико-грамматических категорий: относительные прилагательные, единственное и множественное число существительных;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: бумажные листья клена, березы и дуба; игрушечный резиновый ежик; электрический массажер; массажные зонды; схемы для самомассажа; зеркало для артикуляционной гимнастики; картинка для вызывания свистящих звуков “Чайник”; предметные картинки для игры “Один-много” (лист-листья, куст-кусты, дерево-деревья, гриб-грибы, туча-тучи).

Ход занятия

I. Оргмомент.

Беседа о признаках осени.

Логопед:

- Какое сейчас время года?

- Что происходит с деревьями осенью?

- А какой дует ветер осенью?

II.

1) Дыхательная гимнастика.

Д/и “Осенний ветер”.

Ребенок сдувает с ладошки желтые бумажные листья и называет их (дубовый лист, кленовый лист, березовый лист).

2) Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резиновой игрушки и аппаратный массаж).

Логопед:

- Прибежал ежик. Он хочет унести осенние листья к себе в норку. А что будет делать ежик зимой? Зачем он осенью строит норку?

Давай потрогаем, какие колючие у ежика иголки. (Ребенок попеременно то правой, то левой рукой сжимает резинового ежика.)

Затем логопед выполняет аппаратный массаж кистей рук ребенка электрическим массажером.

3) Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих звуков.

“Сказка о веселом язычке”

Жил-был веселый язычок. Как-то раз осенью проснулся язычок, почистил зубки (упр. “Чистим зубки”), причесался (упр. “Причешем язычок” - самомассаж языка). А потом захотелось язычку погулять. Открыл он двери своего домика (выполняются упражнения “Улыбочка” и “Окошко”) и вышел на улицу (упр. “Лопаточка”). Решил язычок сначала на качелях покачаться (упр. “Качели”). Затем прокатился с горки во дворе (упр. “Горочка”). Посмотрел язычок на часы (упр. “Часики”). “Пора идти домой” - подумал язычок и отправился в свой домик (упр. “Окошко” и “Улыбочка”).

4) Зондовый массаж языка.

Логопед:

- А теперь сделаем язычку массаж.

Звучит тема осени из произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Логопед выполняет зондовый массаж языка ребенка.

III. Динамическая пауза

Самомассаж лица.

Этот массаж ребенок выполняет совместно с логопедом с опорой на схемы в стихотворном сопровождении:

Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.

(поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к вискам, от крыльев носа к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха)

Осень в гости к нам пришла,
Сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят…
Осень любит листопад!

(спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям)

Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.

(вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям).

Точечный массаж (точки, отвечающие за речевое развитие).

Логопед:

- Осень уже поздняя. На улице холодно. Наши ушки замерзли. Давай их погреем.

(Правой рукой беремся за мочку левого уха, левой – за мочку правого. Массируем спиралевидно одновременно обе мочки.)

IV.

5)Вызывание свистящих звуков.

Логопед:

- Пришли мы домой и решили погреться – выпить чаю. Чайник закипел и засвистел. Как свистит чайник? 

(Ребенок ведет указательным пальцем ведущей руки по дорожке на предметной картинке с изображением чайника и произносит звук С – кончик языка зажат между зубов, губы – в улыбке. Упражнение повторяется 2-3 раза.)

6)Д/И “Один – много”

Логопед:

- Выпили мы чаю. Согрелись. А теперь давай поиграем с осенними словами. Назови, что нарисовано на картинках:

Лист – листья

Туча – тучи

Дерево – деревья

Куст – кусты

Гриб – грибы.

V. Итог. Оценка деятельности ребенка.

Логопед:

- Наше занятие закончилось. Мы очень многое успели сделать: сдували осенние листья, познакомились с ежиком, погуляли с язычком, сделали язычку массаж, выпили чаю, поиграли с осенними словами.

За это осень подарила тебе один из своих последних цветов (Логопед ставит печать с изображением цветочка в тетрадь ребенку).

Цель данного занятия – показать основные виды логопедического массажа. Совсем не обязательно использовать такое количество массажей на одном занятии. Достаточно одного-двух видов массажа. Например, вы можете предложить ребенку выполнить самомассаж кистей рук, а затем провести зондовый массаж языка. Все зависит от степени выраженности речевого нарушения, длительности занятия и этапа логопедической работы.

В заключении хочется отметить, что результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения очевидна. Однако, массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: 
festi

Выучи скороговорку
Ал- ал- ал- пенал на пол упал,
Ол-ол-ол- пенал упал на стол,
Ул-ул-ул- пенал упал на стул,
Ыл-ыл-ыл- Павел пенал забыл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация твердого звука «Р» в словах и предложениях».Цель: доведение до автоматизма правильного произношения звука «Р» в словах и предложениях.Зада...

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения"Автоматизация звука СЬ"

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.Тема: Автоматизация звука «Сь» в прямых слогах, словах.Цель: 1. Развитие артикуляционной , мелкой моторики,...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. Тема: Автоматизация звука [Р].

Материал можно использовать учителям - логопедам детских садов на занятиях в старшей или подготовительной группе в работе по коррекции звука [Р]. Целью занятия является автоматизация звука [ Р]....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ЭОР для детей ОВЗ по автоматизации звука «р» в слогах со стечением согласных «др».

Конспект разработан для индивидуальной работы логопеда с детьми с ОВЗ. Позволит в игровой форме автоматизировать звук «р» в слогах со стечением согласных «др». Конспект создан ...