Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ромашина Светлана Аркадьевна

Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).

Оборудование:

- для детей: стулья, столы, мяч, билеты, игра «Составь из слогов слова», игра «Слогоцветики», Лэпбук «Слоговичок».

- для взрослых: набор посуды, посылка для Печкина, стол, дом для Слоговичка, карты для цыганки (в виде игры), костюмы для героев.

Приоритетная образовательная область: Познавательное и речевое развитие.

Цель: Развитие звуковой стороны речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

- Совершенствовать навыки составления и чтения слогов.

- Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков «Л» и «Р» в свободной речевой деятельности.

-  Развивать фонематический слух.

-  Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать связную речь, все виды восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_seminarposledniy.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы.

Тема: «Путешествие в Слоголандию».

Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).

Оборудование:

- для детей: стулья, столы, мяч, билеты, игра «Составь из слогов слова», игра «Слогоцветики», Лэпбук «Слоговичок».

- для взрослых: набор посуды, посылка для Печкина, стол, дом для Слоговичка, карты для цыганки (в виде игры), костюмы для героев.

Приоритетная образовательная область: Познавательное и речевое развитие.

Цель: Развитие звуковой стороны речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

- Совершенствовать навыки составления и чтения слогов.

- Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков «Л» и «Р» в свободной речевой деятельности.

-  Развивать фонематический слух.

-  Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать связную речь, все виды восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Ход занятия:

(в зале сидят гости, они являются пассажирами «Логопедического экспресса». Дети заходят вместе с логопедом в зал, затем присоединяются к гостям)

I часть. Создание мотивационного поля (организационный момент).

  1. Приветствие.

Логопед: - Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами…

(читает логопед и выполняет вместе с детьми)

Игра-приветствие «Доброе утро» (стоим в кругу)

- речевая настройка для формирования положительных межличностных отношений, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом.

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

 «Доброе утро!» 

Дети: «Доб-ро-е    ут-ро!» (дети стоят в кругу и произносят по слогам с хлопками)

Логопед: «Доброе утро солнцу и птицам!»

Дети: «Доб-ро-е    ут-ро!» (дети произносят по слогам с хлопками)

Логопед: «Доброе утро приветливым лицам!»

Дети: «Доб-ро-е    ут-ро!» (дети произносят по слогам с хлопками)

Логопед: «И каждый становится добрым, доверчивым»

Доброе утро!- длится до вечера.

Дети: «Доб-ро-е    ут-ро!» (дети произносят по слогам с хлопками)

  1. Введение в игровую ситуацию  с использованием игр и упражнений.

(звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино»)

вбегает Печкин

Печкин:- Здравствуйте, мои друзья!

Адрес ваш – Площадь Радужная 2 А?

Логопед и дети: - Да!

Печкин:- Адрес точный, мне сюда!

Детский сад здесь? «Малышок»?

Логопед и дети: - Да!

Печкин:- Наконец-то вас нашёл!

Вот посылка вам, ребята

Очень срочная пришла.

Распишитесь в полученье,

Ну а мне идти пора!

Логопед и дети: - Спасибо, почтальон Печкин за доставку!

Логопед: - Давайте нам посылку.

Печкин:- Нет, друзья, просто так вам

                 Я посылку не отдам. (прячет за спину)

Логопед: - Как же быть нам? (обращаясь к Печкину и детям)

Печкин:- Для начала вы скажите

Все слова мне по слогам.

(Печкин достаёт из своей сумки парные картинки: лама-рама, рука-Лука, юла-Юра, малина-Марина, лак-рак, валить-варить.)

Игра «Скажи слова по слогам»

- задание на закрепление навыков правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р],  закрепление и совершенствование умения делить слова на слоги на слух и по слоговым схемам, определение количества слогов в слове.

Дети:

  1. лама-рама (в слове ла-ма 2 слога и в слове ра-ма тоже 2 слога)

  1. рука-Лука (в слове ру-ка 2 слога и в слове Лу-ка тоже 2 слога)

  1. юла-Юра (в слове ю-ла 2 слога и в слове Ю-ра тоже 2 слога)

  1. малина-Марина (в слове ма-ли-на 3 слога и в слове Ма-ри-на тоже 3 слога)

  1. лак-рак (в слове лак 1 слог и в слове рак тоже 1 слог)

  1. валить-варить (в слове ва-лить 2 слога и в слове ва-рить тоже 2 слога)

Печкин:- Молодцы, ребята! Вот вам посылка. А вы, дамочка, распишитесь в полученье. (обращается к логопеду)

Ну а мне уж в путь пора!

До свиданья, детвора!

(Печкин уходит)

II часть. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

Логопед: - Ну что, ребята, открываем посылку? (да) В посылке лежит письмо – прочитаем его:

В гости жду вас с нетерпеньем,

Приезжайте поскорей.

Поиграем вместе с вами,

И попьём чаёк.

Будет весело, уверен!

Жду вас – ваш Слоговичок!

Логопед: - Ребята, а в посылке есть ещё что то. Что это? (достаю билеты)

Дети:  - Билеты на поезд.

Логопед: - А для чего нужны билеты и для кого они?

Дети:  - Билеты для нас, чтобы мы отправились к Слоговичку на поезде.

 Логопед: - Вы согласны отправиться со мной  в гости к Слоговичку?

Дети:  - Да, согласны!

 Логопед: - Ну что, тогда мы отправляемся с вами в Слоголандию! Нам надо занять свои места, согласно билетам. Но билеты не простые, а с заданием. Каждому из вас нужно узнать номер вашего места. На билете нарисована картинка. Нужно догадаться, сколько слогов в этом слове и эта цифра будет номером вашего места. (слова со звуками Р-Л)

Игра «Сосчитай слоги»

(на билете картинка, по которой они определяют своё место, подсчитав количество слогов в слове)

(игра на закрепление умения определять количество слогов в слове)

Дети: 1ребёнок - У меня на билете нарисована картинка ВЕДРО. В слове ВЕД-РО 2 слога и поэтому мой номер билета – 2.

2 ребёнок - У меня на билете нарисована картинка РАК. В слове РАК 1 слог и поэтому мой номер билета – 1.

3 ребёнок - У меня на билете нарисована картинка ВИНОГРАД. В слове ВИ-НОГ-РАД  3 слога и поэтому мой номер билет – 3.

 (Дети выполняют задания и присаживаются на свои места)

Проводник: - Уважаемы пассажиры! Наш экспресс отправляется в Слоголандию. Желаю вам удачного пути! (и уходит из вагона)

(звучит музыка - гости, и дети едут в Слоголандию)

III часть. Открытие детьми нового знания или закрепление пройденного материала.

Логопед: - Путь не близкий в Слоголандию и очень интересный.

(звучит музыка и неожиданно в вагоне появляется цыганка

и приносит игру, похожую на карты)

Цыганка: - Здравствуйте, мои хорошие! Ай-ай, какие красивые!

Дайте, я вам погадаю?! (подходит к детям) Позвольте вашу ручку!? (обращается к ребёнку) Ой, дорогу вижу, дорогу дальнюю,  в страну интересную, в страну Слоголандию!

(подходит к логопеду)

Цыганка: - Позвольте вашу ручку. Дайте-ка, я угадаю, как вас зовут… (читает по руке) Так... Похоже, что имя ваше состоит из 5 букв. Может быть, Света? (поднимает глаза и смотрит на логопеда) Хотя нет, тут явно Светлана. Да тут не просто Светлана, а ещё и Аркадьевна. Вижу много работы у вас. Книжки какие-то... Может библиотекарь? Да тут ещё и тетрадки проявились. Значит, учитель. Да! Учитель, но в детском саду! Значит учитель-логопед!

Логопед:- Угадала цыганка и всю правду нам рассказала.

Цыганка: - А хотите я вам на новых картах погадаю?

Дети: - Да!

Цыганка: - Я их приобрела в той самой стране Слоголандии.

(раскладывает на столе игру и хочет начать гадать, но не умеет читать)

Цыганка: - Только вот беда - читать я не умею и без вашей помощи не справлюсь. Поможете мне?

Дети: - Да!

Игра «Составь из слогов слова»

 (упражнение на совершенствование навыков составления и чтения слогов, дифференциация звуков Р и Л)

(из лэпбука со звуками Р-Л)

(игра – состоит из карточек, на каждой карточке нарисована картинка и ниже картинки пустые окошки. В эти окошки дети должны подобрать нужные слоги и прочитать слово по слогам)

Слова: роза, луна, жираф, корона, рыба, радуга

Дети: -

(после того, как ребёнок найдёт нужные слоги и выложит слово, прочитает его - цыганка подбирает объяснение слову по картинке

 и говорит ребёнку, что его ждёт)

Цыганка: - Ну, вот и погадала вам! Надеюсь, что не огорчила вас? А вам за помощь спасибо, буду теперь знать какие слова там собирать из слогов разных.

- В благодарность хочу вас пригласить на танец свой цыганский.

(цыганка танцует, и дети ей подтанцовывают)

Цыганка: - До свидания, ребята!

(цыганка уходит из этого вагона)

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Проводник: - Уважаемые пассажиры! Мы прибываем на станцию «Слоголандия».

Станция  «Слоголандия»

Логопед: - Ребята, это наша станция. Нам пора выходить.

Слоговичок:    (он встречает детей) – Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! (обнимает всех детей и дарит им «Слогоцветики»)

Дети: - Здравствуйте!

Логопед: - Ребята, какие интересные цветы подарил вам Слоговичок! Как они называются? (обращаясь к Слоговичку)

Слоговичок:- Это «Слогоцветики» - они не только красивые, но и интересные.

Логопед: - Ребята, посмотрите, что особенного в них?

Дети: - 1 ребёнок. У меня слогоцветик с картинками, в названиях которых 1 слог.

2 ребёнок. У меня  слогоцветик с картинками, в названиях которых 2 слога.

3 ребёнок. У меня слогоцветик с картинками, в названиях которых 3 слога.

Слоговичок:- У нас таких много,  вон на той зимней полянке. (провожает нас на поляну) А давайте соберём все слогоцветики на поляне? Только задания у каждого будет своё.

  1. Собрать слогоцветики с картинками, в названиях которых 1 слог.

  1. Собрать слогоцветики с картинками, в названиях которых 2 слога.

  1. Собрать слогоцветики с картинками, в названиях которых 3 слога.

Игра «Слогоцветики»

(упражнение на умение находить и определять по нескольким картинкам, сколько слогов в слове, дифференциация звуков Л и Р)

Дети: 1. Я собрал цветики с картинками, в названиях которых 1 слог: (перечислить слова)

  1. Я собрала цветики с картинками, в названиях которых 2 слога: (перечислить слова)
  2. Я собрал цветики с картинками, в названиях которых 3 слога: (перечислить слова)

Логопед: - Слоговичок, отгадай загадку. А вы ребята, ему помогайте.

Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет…

Дети и Слоговичок: - Мяч.

Игра с мячом «Посчитай, сколько слогов»

(физминутка в кругу – умение определять и называть на слух, сколько слогов в слове, придумывать самостоятельно слова с нужным количеством слогов, при этом выполнять движения с мячом, дифференциация звуков Л и Р)

Логопед: - Поиграем в мяч? Я буду кидать мяч, и называть слово, а вы будете называть, сколько слогов в этом слове и кидать мне его обратно.

Лак, рак, рыба, пила, картина, малина.

Дети: -

Логопед: - Теперь наоборот. Я буду кидать вам мяч, и называть число, а вы придумывать слово, в котором столько же слогов в слове и кидать мяч обратно мне.

Дети: -

Логопед: - Молодцы, ребята, справились с заданиями!

Слоговичок:-  Мне очень понравилось с вами играть. А теперь я приглашаю вас к себе домой. Давайте попьём холодный чай?

Логопед и дети: - Холодный чай нам пить нельзя, а вот от тёплого чая мы не откажемся.

(дети проходят и подходят к столу - на столе посуда  разная и чайник с чаем для детей, но на столе небольшой беспорядок)

Игра «Разложи правильно посуду»

(упражнение на закрепление умения делить слова на слоги, определяя количество слогов в слове, дифференциация звуков Л и Р)

Логопед: - Слоговичок, почему у тебя так много посуды на столе?

Слоговичок:- Не успел я до вашего приезда разложить чистую, помытую посуду по местам. Может вы, ребята, мне поможете? Только разложить её нужно правильно - та посуда, в названии которой 1 слог - лежит на 1-ой полочке, та,  в которой 2 слога - на 2- ой полочке, и т.д.

(ответы детей)

(ребята помогают раскладывать посуду по местам и присаживаются пить тёплый чай)

Слоговичок:- Спасибо, ребята, что приехали ко мне в гости, и что помогли мне навести порядок на столе. Я для вас приготовил подарок – вот он (и достаёт лэпбук «Слоговичок»). Будете в него играть и обо мне вспоминать.

(отдаёт логопеду, дети благодарят Слоговичка)

Логопед:  Ребята, нам пора собираться в дорогу, мы не должны опоздать на поезд. (Слоговичок нас провожает до вагона, и мы присаживаемся на свои места) 

Проводник: - Уважаемые пассажиры! Наш экспресс возвращается на станцию «Малышок». Удачного пути!

(поезд отправляется)

V. Рефлексия.

(выходим из вагона)

Логопед: - Ну, вот мы и вернулись в свой детский сад «Малышок». Вам понравилось наше путешествие?

- Ребята, кого мы встретили во время  путешествия?

Дети: - Мы во время нашего путешествия встретили: Печкина, Цыганку и Слоговичка.

Логопед: - Кто был первым?

Дети: - Первым был Печкин.

Логопед: - Какое задание приготовил нам Печкин?

Дети: - Печкин попросил произнести все слова по слогам.

Логопед: - Кто помнит эти слова? Назовите их.

Дети: - Слова: лама-рама, рука-Лука, юла-Юра, малина-Марина, лак-рак, валить-варить.

Логопед: - Кто потом встретился в нашем путешествии?

Дети: - Потом мы встретили Цыганку.

Логопед: - Какое задание вы выполняли с цыганкой?

Дети: - Мы составляли на её картах слова из слогов и читали эти слова, потому что она не умела читать.

Логопед: - Кто из вас запомнил слова, которые вы собирали по слогам? Назовите их.

Дети: - Слова: роза, луна, жираф, корона, рыба, радуга.

Логопед: - К кому мы ехали в гости?

Дети: - Мы ехали в гости к Слоговичку.

Логопед: - В какие игры мы играли с ним?

Дети: - Мы играли в игру «Слогоцветики», в игру с мячом, и помогали ему расставить посуду по полочкам.

Логопед: - Какая игра вам больше понравилась?

Дети: - Мне понравилась игра «Слогоцветики», мы собирали цветы, на которых были картинки со 1 слогом, с 2-мя слогами и с 3-мя слогами.

- Мне понравилась игра с мячом, где мы кидали мяч и считали, сколько слогов в слове, и сами придумывали слова с 1, 2-мя, 3-мя слогами.

- Мне понравилось помогать Слоговичку расставлять посуду по разным полочкам.

Логопед: - Какое задание (игра) из всех было самым трудным? Почему?

- А с какими заданиями вам удалось справиться быстро и легко?

Дети: -

Логопед: - Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями!  И я горжусь, что вы у меня такие умные и добрые воспитанники.

- А теперь, давайте попрощаемся с гостями.  И  я предлагаю вам пройти в группу и там рассмотреть, и поиграть в Лэпбук с другими ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР

Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения г...

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлени...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Коррекция нарушений слоговой структуры слов (для детей 5-6 лет)

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявления...