Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Слоголандию».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Тема: «Путешествие в Слоголандию».
Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).
Оборудование:
- для детей: стулья, столы, мяч, билеты, игра «Составь из слогов слова», игра «Слогоцветики», Лэпбук «Слоговичок».
- для взрослых: набор посуды, посылка для Печкина, стол, дом для Слоговичка, карты для цыганки (в виде игры), костюмы для героев.
Приоритетная образовательная область: Познавательное и речевое развитие.
Цель: Развитие звуковой стороны речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Совершенствовать навыки составления и чтения слогов.
- Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков «Л» и «Р» в свободной речевой деятельности.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, все виды восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_seminarposledniy.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей подготовительной группы.
Тема: «Путешествие в Слоголандию».
Дата проведения занятия: 28.02.2018 год.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР 3 уровня (2 год обучения).
Оборудование:
- для детей: стулья, столы, мяч, билеты, игра «Составь из слогов слова», игра «Слогоцветики», Лэпбук «Слоговичок».
- для взрослых: набор посуды, посылка для Печкина, стол, дом для Слоговичка, карты для цыганки (в виде игры), костюмы для героев.
Приоритетная образовательная область: Познавательное и речевое развитие.
Цель: Развитие звуковой стороны речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Совершенствовать навыки составления и чтения слогов.
- Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков «Л» и «Р» в свободной речевой деятельности.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, все виды восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Ход занятия:
(в зале сидят гости, они являются пассажирами «Логопедического экспресса». Дети заходят вместе с логопедом в зал, затем присоединяются к гостям)
I часть. Создание мотивационного поля (организационный момент).
- Приветствие.
Логопед: - Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами…
(читает логопед и выполняет вместе с детьми)
Игра-приветствие «Доброе утро» (стоим в кругу)
- речевая настройка для формирования положительных межличностных отношений, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом.
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Дети: «Доб-ро-е ут-ро!» (дети стоят в кругу и произносят по слогам с хлопками)
Логопед: «Доброе утро солнцу и птицам!»
Дети: «Доб-ро-е ут-ро!» (дети произносят по слогам с хлопками)
Логопед: «Доброе утро приветливым лицам!»
Дети: «Доб-ро-е ут-ро!» (дети произносят по слогам с хлопками)
Логопед: «И каждый становится добрым, доверчивым»
Доброе утро!- длится до вечера.
Дети: «Доб-ро-е ут-ро!» (дети произносят по слогам с хлопками)
- Введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений.
(звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино»)
вбегает Печкин
Печкин:- Здравствуйте, мои друзья!
Адрес ваш – Площадь Радужная 2 А?
Логопед и дети: - Да!
Печкин:- Адрес точный, мне сюда!
Детский сад здесь? «Малышок»?
Логопед и дети: - Да!
Печкин:- Наконец-то вас нашёл!
Вот посылка вам, ребята
Очень срочная пришла.
Распишитесь в полученье,
Ну а мне идти пора!
Логопед и дети: - Спасибо, почтальон Печкин за доставку!
Логопед: - Давайте нам посылку.
Печкин:- Нет, друзья, просто так вам
Я посылку не отдам. (прячет за спину)
Логопед: - Как же быть нам? (обращаясь к Печкину и детям)
Печкин:- Для начала вы скажите
Все слова мне по слогам.
(Печкин достаёт из своей сумки парные картинки: лама-рама, рука-Лука, юла-Юра, малина-Марина, лак-рак, валить-варить.)
Игра «Скажи слова по слогам»
- задание на закрепление навыков правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р], закрепление и совершенствование умения делить слова на слоги на слух и по слоговым схемам, определение количества слогов в слове.
Дети:
- лама-рама (в слове ла-ма 2 слога и в слове ра-ма тоже 2 слога)
- рука-Лука (в слове ру-ка 2 слога и в слове Лу-ка тоже 2 слога)
- юла-Юра (в слове ю-ла 2 слога и в слове Ю-ра тоже 2 слога)
- малина-Марина (в слове ма-ли-на 3 слога и в слове Ма-ри-на тоже 3 слога)
- лак-рак (в слове лак 1 слог и в слове рак тоже 1 слог)
- валить-варить (в слове ва-лить 2 слога и в слове ва-рить тоже 2 слога)
Печкин:- Молодцы, ребята! Вот вам посылка. А вы, дамочка, распишитесь в полученье. (обращается к логопеду)
Ну а мне уж в путь пора!
До свиданья, детвора!
(Печкин уходит)
II часть. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Логопед: - Ну что, ребята, открываем посылку? (да) В посылке лежит письмо – прочитаем его:
В гости жду вас с нетерпеньем,
Приезжайте поскорей.
Поиграем вместе с вами,
И попьём чаёк.
Будет весело, уверен!
Жду вас – ваш Слоговичок!
Логопед: - Ребята, а в посылке есть ещё что то. Что это? (достаю билеты)
Дети: - Билеты на поезд.
Логопед: - А для чего нужны билеты и для кого они?
Дети: - Билеты для нас, чтобы мы отправились к Слоговичку на поезде.
Логопед: - Вы согласны отправиться со мной в гости к Слоговичку?
Дети: - Да, согласны!
Логопед: - Ну что, тогда мы отправляемся с вами в Слоголандию! Нам надо занять свои места, согласно билетам. Но билеты не простые, а с заданием. Каждому из вас нужно узнать номер вашего места. На билете нарисована картинка. Нужно догадаться, сколько слогов в этом слове и эта цифра будет номером вашего места. (слова со звуками Р-Л)
Игра «Сосчитай слоги»
(на билете картинка, по которой они определяют своё место, подсчитав количество слогов в слове)
(игра на закрепление умения определять количество слогов в слове)
Дети: 1ребёнок - У меня на билете нарисована картинка ВЕДРО. В слове ВЕД-РО 2 слога и поэтому мой номер билета – 2.
2 ребёнок - У меня на билете нарисована картинка РАК. В слове РАК 1 слог и поэтому мой номер билета – 1.
3 ребёнок - У меня на билете нарисована картинка ВИНОГРАД. В слове ВИ-НОГ-РАД 3 слога и поэтому мой номер билет – 3.
(Дети выполняют задания и присаживаются на свои места)
Проводник: - Уважаемы пассажиры! Наш экспресс отправляется в Слоголандию. Желаю вам удачного пути! (и уходит из вагона)
(звучит музыка - гости, и дети едут в Слоголандию)
III часть. Открытие детьми нового знания или закрепление пройденного материала.
Логопед: - Путь не близкий в Слоголандию и очень интересный.
(звучит музыка и неожиданно в вагоне появляется цыганка
и приносит игру, похожую на карты)
Цыганка: - Здравствуйте, мои хорошие! Ай-ай, какие красивые!
Дайте, я вам погадаю?! (подходит к детям) Позвольте вашу ручку!? (обращается к ребёнку) Ой, дорогу вижу, дорогу дальнюю, в страну интересную, в страну Слоголандию!
(подходит к логопеду)
Цыганка: - Позвольте вашу ручку. Дайте-ка, я угадаю, как вас зовут… (читает по руке) Так... Похоже, что имя ваше состоит из 5 букв. Может быть, Света? (поднимает глаза и смотрит на логопеда) Хотя нет, тут явно Светлана. Да тут не просто Светлана, а ещё и Аркадьевна. Вижу много работы у вас. Книжки какие-то... Может библиотекарь? Да тут ещё и тетрадки проявились. Значит, учитель. Да! Учитель, но в детском саду! Значит учитель-логопед!
Логопед:- Угадала цыганка и всю правду нам рассказала.
Цыганка: - А хотите я вам на новых картах погадаю?
Дети: - Да!
Цыганка: - Я их приобрела в той самой стране Слоголандии.
(раскладывает на столе игру и хочет начать гадать, но не умеет читать)
Цыганка: - Только вот беда - читать я не умею и без вашей помощи не справлюсь. Поможете мне?
Дети: - Да!
Игра «Составь из слогов слова»
(упражнение на совершенствование навыков составления и чтения слогов, дифференциация звуков Р и Л)
(из лэпбука со звуками Р-Л)
(игра – состоит из карточек, на каждой карточке нарисована картинка и ниже картинки пустые окошки. В эти окошки дети должны подобрать нужные слоги и прочитать слово по слогам)
Слова: роза, луна, жираф, корона, рыба, радуга
Дети: -
(после того, как ребёнок найдёт нужные слоги и выложит слово, прочитает его - цыганка подбирает объяснение слову по картинке
и говорит ребёнку, что его ждёт)
Цыганка: - Ну, вот и погадала вам! Надеюсь, что не огорчила вас? А вам за помощь спасибо, буду теперь знать какие слова там собирать из слогов разных.
- В благодарность хочу вас пригласить на танец свой цыганский.
(цыганка танцует, и дети ей подтанцовывают)
Цыганка: - До свидания, ребята!
(цыганка уходит из этого вагона)
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Проводник: - Уважаемые пассажиры! Мы прибываем на станцию «Слоголандия».
Станция «Слоголандия»
Логопед: - Ребята, это наша станция. Нам пора выходить.
Слоговичок: (он встречает детей) – Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! (обнимает всех детей и дарит им «Слогоцветики»)
Дети: - Здравствуйте!
Логопед: - Ребята, какие интересные цветы подарил вам Слоговичок! Как они называются? (обращаясь к Слоговичку)
Слоговичок:- Это «Слогоцветики» - они не только красивые, но и интересные.
Логопед: - Ребята, посмотрите, что особенного в них?
Дети: - 1 ребёнок. У меня слогоцветик с картинками, в названиях которых 1 слог.
2 ребёнок. У меня слогоцветик с картинками, в названиях которых 2 слога.
3 ребёнок. У меня слогоцветик с картинками, в названиях которых 3 слога.
Слоговичок:- У нас таких много, вон на той зимней полянке. (провожает нас на поляну) А давайте соберём все слогоцветики на поляне? Только задания у каждого будет своё.
- Собрать слогоцветики с картинками, в названиях которых 1 слог.
- Собрать слогоцветики с картинками, в названиях которых 2 слога.
- Собрать слогоцветики с картинками, в названиях которых 3 слога.
Игра «Слогоцветики»
(упражнение на умение находить и определять по нескольким картинкам, сколько слогов в слове, дифференциация звуков Л и Р)
Дети: 1. Я собрал цветики с картинками, в названиях которых 1 слог: (перечислить слова)
- Я собрала цветики с картинками, в названиях которых 2 слога: (перечислить слова)
- Я собрал цветики с картинками, в названиях которых 3 слога: (перечислить слова)
Логопед: - Слоговичок, отгадай загадку. А вы ребята, ему помогайте.
Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет…
Дети и Слоговичок: - Мяч.
Игра с мячом «Посчитай, сколько слогов»
(физминутка в кругу – умение определять и называть на слух, сколько слогов в слове, придумывать самостоятельно слова с нужным количеством слогов, при этом выполнять движения с мячом, дифференциация звуков Л и Р)
Логопед: - Поиграем в мяч? Я буду кидать мяч, и называть слово, а вы будете называть, сколько слогов в этом слове и кидать мне его обратно.
Лак, рак, рыба, пила, картина, малина.
Дети: -
Логопед: - Теперь наоборот. Я буду кидать вам мяч, и называть число, а вы придумывать слово, в котором столько же слогов в слове и кидать мяч обратно мне.
Дети: -
Логопед: - Молодцы, ребята, справились с заданиями!
Слоговичок:- Мне очень понравилось с вами играть. А теперь я приглашаю вас к себе домой. Давайте попьём холодный чай?
Логопед и дети: - Холодный чай нам пить нельзя, а вот от тёплого чая мы не откажемся.
(дети проходят и подходят к столу - на столе посуда разная и чайник с чаем для детей, но на столе небольшой беспорядок)
Игра «Разложи правильно посуду»
(упражнение на закрепление умения делить слова на слоги, определяя количество слогов в слове, дифференциация звуков Л и Р)
Логопед: - Слоговичок, почему у тебя так много посуды на столе?
Слоговичок:- Не успел я до вашего приезда разложить чистую, помытую посуду по местам. Может вы, ребята, мне поможете? Только разложить её нужно правильно - та посуда, в названии которой 1 слог - лежит на 1-ой полочке, та, в которой 2 слога - на 2- ой полочке, и т.д.
(ответы детей)
(ребята помогают раскладывать посуду по местам и присаживаются пить тёплый чай)
Слоговичок:- Спасибо, ребята, что приехали ко мне в гости, и что помогли мне навести порядок на столе. Я для вас приготовил подарок – вот он (и достаёт лэпбук «Слоговичок»). Будете в него играть и обо мне вспоминать.
(отдаёт логопеду, дети благодарят Слоговичка)
Логопед: – Ребята, нам пора собираться в дорогу, мы не должны опоздать на поезд. (Слоговичок нас провожает до вагона, и мы присаживаемся на свои места)
Проводник: - Уважаемые пассажиры! Наш экспресс возвращается на станцию «Малышок». Удачного пути!
(поезд отправляется)
V. Рефлексия.
(выходим из вагона)
Логопед: - Ну, вот мы и вернулись в свой детский сад «Малышок». Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, кого мы встретили во время путешествия?
Дети: - Мы во время нашего путешествия встретили: Печкина, Цыганку и Слоговичка.
Логопед: - Кто был первым?
Дети: - Первым был Печкин.
Логопед: - Какое задание приготовил нам Печкин?
Дети: - Печкин попросил произнести все слова по слогам.
Логопед: - Кто помнит эти слова? Назовите их.
Дети: - Слова: лама-рама, рука-Лука, юла-Юра, малина-Марина, лак-рак, валить-варить.
Логопед: - Кто потом встретился в нашем путешествии?
Дети: - Потом мы встретили Цыганку.
Логопед: - Какое задание вы выполняли с цыганкой?
Дети: - Мы составляли на её картах слова из слогов и читали эти слова, потому что она не умела читать.
Логопед: - Кто из вас запомнил слова, которые вы собирали по слогам? Назовите их.
Дети: - Слова: роза, луна, жираф, корона, рыба, радуга.
Логопед: - К кому мы ехали в гости?
Дети: - Мы ехали в гости к Слоговичку.
Логопед: - В какие игры мы играли с ним?
Дети: - Мы играли в игру «Слогоцветики», в игру с мячом, и помогали ему расставить посуду по полочкам.
Логопед: - Какая игра вам больше понравилась?
Дети: - Мне понравилась игра «Слогоцветики», мы собирали цветы, на которых были картинки со 1 слогом, с 2-мя слогами и с 3-мя слогами.
- Мне понравилась игра с мячом, где мы кидали мяч и считали, сколько слогов в слове, и сами придумывали слова с 1, 2-мя, 3-мя слогами.
- Мне понравилось помогать Слоговичку расставлять посуду по разным полочкам.
Логопед: - Какое задание (игра) из всех было самым трудным? Почему?
- А с какими заданиями вам удалось справиться быстро и легко?
Дети: -
Логопед: - Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями! И я горжусь, что вы у меня такие умные и добрые воспитанники.
- А теперь, давайте попрощаемся с гостями. И я предлагаю вам пройти в группу и там рассмотреть, и поиграть в Лэпбук с другими ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....
Методические рекомендации по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР
Коррекция слоговой структуры слов- одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения г...
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлени...
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...
Коррекция нарушений слоговой структуры слов (для детей 5-6 лет)
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявления...