Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.
Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.
Занятие содержит задания на развитие ритма, на умение работать с ритмическими схемами, также присутствуют логопедические задания на деление слов на слоги, составление предложений. Дети учатся выкладывать узоры в определенном ритме использовать музыкальные инструменты для воспроизведения определеного ритмического рисунка.
К занятию дети готовят хоровод и инсценировку песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие по развитию речи | 102.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Теремок»
НОД
«В гости к весенней березке»
Интегрированное занятие по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе
Волкова Татьяна Евгеньевна,
учитель-логопед компенсирующей группы
МДОУ д/с №4 «Теремок»
г.Козьмодемьянск
г.Козьмодемьянск,
2020
Цель: Развитие ритмической способности у детей как неотъемлемой части формирования всесторонне развитой личности.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять умение строить предложения;
- закреплять умение игры музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, блокфлейте;
- закреплять умение создавать коллективную композицию в поделке, используя прием чередования (художественный ритм).
- Развивающие:
- развитие речевого дыхания;
- развивать фонематический слух;
- развивать просодическую сторону речи (подготовка к понятию «ударение», «паузация» в речи, выразительность речи);
- развивать музыкальный слух, память, воображение, ритмическое восприятие, уметь работать по ритмическим карточкам-схемам;
- развивать общую моторику;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать у ребёнка позицию активного участника, исполнителя, творческого созидателя («Придумай мелодию»);
- развивать навык игры на музыкальных инструментах.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к музыке;
Предварительная работа: работа по формированию слоговой структуры слова, понятием ударение; разучивание стихотворение Е.А.Алябьевой «Березка»; разучивание песни-хоровода “Ай, да берёзка!” (сл. Ж. Агаджановой, муз. Т.Попатенко); слушание музыкального произведения «Жаворонок» П.И.Чайковского;
Инсценирование песни Сергея Суэтова «Шел по лесу музыкант» с использованием музыкальных инструментов: металлофона, ксилофона, деревянных ложек, колокольчиков, шумелок; работа по выкладыванию ритмического узора.
Методы и приемы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, словесные упражнения, дидактические упражнения, игра на музыкальных инструментах, использование художественной литературы.
Оборудование: Макет березы; платочки по количеству девочек; схемы для приветствий; схемы для игры на блокфлейте; березовые листочки на обратной стороне которых приклеены половинки картинок (капель, проталина, жаворонок, подснежник, скворец); музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, ложки, шумелки, колокольчики, блокфлейты; маски-шапочки: дятел, волк; голубые ленточки; палочка для дирижера; две картины, для оформления рамочек; детали для оформления; столы; клей.
Структура и методические приемы:
I.Вводная часть - 3 мин.
а) пропевание приветствия.
II. Основная часть - 22 мин.
а) ритмическая разминка под музыку
б) работа по схемам
в) чтение стихотворения
г) танец - хоровод
д) беседа и упражнение в делении слов на слоги, составление предложений, пропевание
е) слушание музыки, работа с блокфлейтами
ж) инсценировка песни
з) выкладывание рамки на картинах в виде ритмического рисунка.
III. Заключительная часть – 3 мин.
а) пропевание прощания
б) обобщение логопеда.
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят в зал. Подходят к логопеду.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А теперь, послушайте еще раз как я поздороваюсь с вами:
Здравс - твуй - те ре – бя – та!
(слоги, выделенные жирным шрифтом пропеваются длительно, остальные отрывисто).
Одновременно логопед прохлопывает свое приветствие.
Несколько детей повторяют приветствие.
Логопед: Сегодня на занятии, ребята, мы с вами отправимся в гости. К кому? Об этом мы узнаем позже! В путь!
Основная часть
Звучит музыка. Дети идут по залу.
Логопед комментирует путь.
Логопед: Мы идем по тропинке (обычный марш);
- На тропинке лужи, перешагиваем их (широкий шаг, на сильную долю);
- Дорожка стала узкая (идем на носочках);
- На пути мостик (боковой приставной шаг);
- Дорожка ровная (обычный марш);
- Дорожка стала широкая (перестроение по парам);
- Дорожка ровная (обычный марш);
- Подскоками с камня на камень;
- Ровная дорожка (обычный марш).
Дети переходят в другую часть зала, оформленную в виде весенней полянки, в центре которой стоит макет дерева – березки.
Логопед: Вот мы с вами и пришли. А где мы?
Дети: На лесной полянке.
Логопед: И кто же нас здесь встречает?
Дети: Березка.
Логопед: - Нас встречает березка, давайте с ней поздороваемся
Здравс - твуй – бе – рез – ка (слоги, выделенные жирным шрифтом пропеваются длительно, остальные отрывисто). Одновременно логопед прохлопывает свое приветствие. Несколько детей повторяют приветствие.
Логопед: Посмотрите, ребята, а у березки для вас уже приготовлено первое задание. Посмотрите на схемы. Где схема нашего приветствия с березкой?
На мольберте несколько схем. Дети выбирают нужную схему.
Логопед: Молодцы! А давайте мы березке тоже сделаем небольшой подарок.
Выходят двое детей, рассказывают стихотворение Е.А.Алябьевой.
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки - ветки,
Опустит ветки – пальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Дети встают в круг, девочки берут платочки, которые лежат под березой. Исполняют песню-хоровод “Ай, да берёзка!” (сл. Ж. Агаджановой, муз. Т.Попатенко.)
Мы вокруг берёзки
Встанем в хоровод,
Радостно и звонко
Каждый запоёт.
Припев. Ай да берёзка.
Белый ствол!
Зеленей, зеленей
Ты листвой!
Яркие платочки
В руки мы возьмём,
У берёзки стройной
Песни запоем.
Припев.
К вечеру мы дружно
Скажем ей: “Прощай!”
Ты без нас, берёзка,
В поле не скучай!
Припев.
Дети садятся полукругом около березы. Перед ними сидит логопед.
Логопед: Ребята, скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: А что случается с деревьями весной?
Дети: На деревьях появляются листья.
Логопед: Вы заметили, что на нашей березке тоже есть листья, но некоторые из них не совсем обычные. На этих листьях спрятались половинки весенних картинок. Сейчас я вам предлагаю, с разрешения березки, сорвать один необычный листочек найти половинку своей картинки и сесть со своей парой рядом около березки.
Звучит музыка. Сначала к березке подходят девочки, срывают по одному листочку, потом выходят мальчики. Дети под музыку ходят по залу ищут свою пару, чтобы получилась целая картинка: капель, скворец, проталина, жаворонок, подснежник. Рассаживаются по парам около березки.
Логопед: Я приглашаю вас выйти со своей парой, назвать картинку, которая у вас получилась, один из вас ее протанцует, а другой простучит на клавесах-палочках (Стукнуть палочками столько раз, сколько слогов в слове Протанцевать – значит выполнить на каждый слог одно движение)
Слушаем все пары.
Логопед: А сейчас давайте придумаем со своим словом предложение, и пропоем его.
Дети пропевают придуманные предложения на любой знакомый или придуманный самими детьми мотив. Задание заканчивается пропеванием предложения со словом «жаворонок», сразу же звучит фрагмент музыкального произведения «Жаворонок» П.И.Чайковского. Дети слушают музыку.
Музыкальный руководитель: Ребятки, какое произведение мы сейчас прослушали? Какое оно по характеру? По настроению?
Музыкальный руководитель проводит беседу с детьми.
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте игрой на блокфлейте изобразим пение жаворонка.
Музыкальный руководитель предлагает две блокфлейты.
Заслушиваем игру на инструменте двоих детей.
Музыкальный руководитель: Ребята, а теперь попробуем изобразить пение жаворонка игрой на блокфлейте, но по схемам, которые предлагает нам волшебная березка (большие листочки – долгий звук, маленькие листочки – короткий звук, червячок - пауза).
| |
схемы для игры на блокфлейте
Музыкальный руководитель: Вот какие мы музыканты! А сейчас давайте мы сделаем нашей березке еще один сюрприз!
Инсценировка песни Сергея Суэтова «Шел по лесу музыкант» с использованием музыкальных инструментов: металлофона, ксилофона, деревянных ложек, колокольчиков, шумелок.
Логопед: Ребята, оказывается, не мы одни были на этой полянке. До нас сюда приходил художник и оставил для березки в подарок картины. Что он на них изобразил?
Дети: Весеннюю полянку с березой.
Логопед: Но чего-то не хватает у этих картин?
Дети: Не хватает рамочки.
Логопед: Сейчас мы с вами сделаем красивые рамочки для картин, а березка нам даст все необходимые материалы, но помните, рисунок на рамочке должен быть ритмичным, т.е. детали должны правильно чередоваться между собой.
Дети делятся на две группы-команды, им предлагаются детали для оформления рамки: божьи коровки, листочки, червячки: . Работа идет за столами. Картины оформляются узором по выбору детей, например, листочек-листочек-червячок-божья коровка-листочек-листочек… и т.д. Взрослые (логопед и музыкальный руководитель) помогает приклеивать детали к картинке. По окончании дети рассматривают получившиеся работы. Встают в круг.
Заключительная часть
Логопед подводит итог путешествия на волшебную полянку.
Логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте скажем березке «До свидания» по схеме: До – сви - да –ни – я! (слоги, выделенные жирным шрифтом пропеваются длительно, остальные отрывисто).
Одновременно логопед прохлопывает прощание. Дети повторяют.
Логопед: А теперь скажите, что вам понравилась в нашем путешествии на полянку?
Ответы детей.
Звучит музыка, дети выходят из зала.
Литература
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Бекина С.И., Ломова Т.П, Соковнина Е.Н Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки» Этот удивительный ритм. – СПб.: Издательство Композитор, 2005.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ "Поход в весенний лес".
Занятие проводится с подгруппой детей. Используется: мультимедия, броссовый материал(апилки), аудиозапись....
план-конспект непосредственно-образовательной деятельности "в гости к белой березке"
Цель: Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей....
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе « Весенняя прогулка».
Ф.И.О. Малашинская Екатерина АлександровнаМесто работы Детский сад №125 Выборгского района Санкт-ПетербургаВозрастная группа1 младшая группаКонспект НОД по образовательной области«Познават...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весенний лес»
Цель непосредственно образовательной деятельности: знакомство воспитанников второй младшей группы с цветовыми оттенками, для развития креативных способностей в процессе изобразительной деятельности....
Конспект интегрированного познавательно - речевого досуга "Необычный гость"
Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( морфологический анализ, метод фокальных объектов). Использование элемент...
Конспект занятия по ИЗО в нетрадиционной технике "Весенняя березка"
ИЗОдеятельность с применением нетрадиционной техники рисования...