Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_2.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц | Тема | Направление работы | Упражнение |
Сентябрь | Осень | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Потянулись-сломались». Цель: обучение релаксации, снятия напряжения в теле. Ход игры: Исходное положение – стоя, руки и все тело направлены вверх, пятки не отрывать от пола. Инструкция: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать выше (но в реальности пятки на полу). А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Сейчас руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Расслабились. «Осенний ветер» Цель: развитие речевого дыхания, активизация энергетического потенциала. Ход игры: На столе - дорожки из карандашей/палочек/трубочек/кубиков. Задача ребенка – дуть на шарик, переместить его с одного конца стола на другой, чтобы он смог пройти все виражи и повороты. Инструкция: «Представь, что стол – тропинка, на которой лежат листики, опавшие с деревьев. Твоя задача – сдуть листики». |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Звери фотографируются на фоне осенних деревьев». Цель: определение положение предметов относительно других предметов. Ход игры: Педагог-фотограф, хочет сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и так далее. Инструкция: Привет! Мне нужна твоя помощь. Я хочу сделать красивую фотографию, посади пожалуйста мишку справа от зайчика/мишку слева от мышки и т.д. «Волшебный маршрут» Цель: ориентация в собственном теле, формирование графомоторных навыков. Ход занятия: Положите перед ребенком листок в клеточку и продиктуйте последовательно все шаги рисунка: направление и количество клеточек. Выберите в центре листа точку старт, от которой ребенок должен вести линию, следуя инструкции. В случае правильного выполнения должно получиться изображение петуха. Если ребенку сложно ориентироваться – рисуем подсказки. Например, вверху солнышко, внизу травку, слева и справа начальные буквы направления. «Тут приглашение на праздник! Тут написано, как идти, но не написано кто тебя позвал. Если ты пройдешь весь путь, то ты это узнаешь. Поехали! 1 клеточка вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 4 влево, 1 вниз, 2 влево, 4 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево. Отлично! Посмотри, кто тебя позвал в гости? | ||
Развитие тактильных ощущений. | «Найди овощ» Цель: формирование способности к поиску необходимых предметов с помощью тактильных ощущений. Ход игры: Взрослый показывает ребенку пары предметов, отличающиеся друг от друга (например: толстая и тонкая веточка, короткая и длинная морковка, узкий и широкий огурец и т.п.), а затем кладет их в непрозрачный мешочек. Ребенку нужно на ощупь найти парные предметы и определить, чем они отличаются друг от друга. Инструкция: Посмотри, перед тобой разные овощи. Чем отличаются они друг от друга. Сейчас я их спрячу в свой волшебный мешочек, а ты постарайся отгадать, что это. | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | «Дудочка-дуда». Цель: совершенствование фонематического слуха, развитие артикуляционной моторики. Ход игры: Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дудкой в руках. Дети неторопливо поют. Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется. | ||
Октябрь | Домашние животные | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Котята». Цель: активизация внимания, развитие способности к переключению с одного вида деятельности на другой. Ход игры: Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Котята играют». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Котята упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают. |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Птичка и кошка» Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка. Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию: Инструкция: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Затем птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птицу и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». | ||
Развитие тактильных ощущений. | «Касалки» Цель игры: развитие тактильных ощущений Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к рукам, ногам, щекам и спине ребенка предметами разной фактуры (кусочком меха, мочалкой, шишкой, ватой и т.д.). Ребенку нужно угадать и назвать предметы. Прикосновения не должны вызывать у ребенка неприятных ощущений. | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | «Лошадки». (Музыка М. Раухвергера.). Цель: развитие праксиса в крупной моторике, подготовка к развитию орального праксиса. Ход игры: Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, копируя топот копыт. Музыка обрывается. Лошадки стопорятся. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» —двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают. | ||
Ноябрь | Дикие животные | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Ковер-самолет». Цель: обучение релаксации, развитие воображения. Ход игры: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем». |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Лисички и зайчата» Цель: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около). Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в сову и мышки. Выбирается водящий – «лиса», остальные дети – «зайчики», обручи – «норки зайчиков». Воспитатель задает «зайчикам» местонахождение их «норок» по отношению от ребенка (слева, справа, впереди, сзади и.д.). Педагог побуждает детей изображать «зайчиков» и по команде «день» передвигаться по площадке (бегать, прыгать). «Лиса» сидит «на пригорочке» - на веранде. По команде «ночь» - «лиса» вылетает из «дупла» и начинает охотиться за «зайчатами», а они должны верно найти каждый свою «норку». Спрятавшимися от «лисы» считаются те «зайчата», у которых «норка» была расположена в соответствии с заданием педагога. | ||
Развитие тактильных ощущений. | «Рисунок на спине» Цель: развитие тактильных ощущений Ход игры: Педагог на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т.д. Ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый. «Не зевай, угадай» Цель: развитие кинестетических тактильных ощущений Ход игры: с закрытыми глазами ребенка, педагог складывает руку ребенка в какую-либо позицию. Затем просит повторить. | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | «Шмели и жуки». Цель: развитие фонематического слуха, слухоречевого внимания и общей моторики. Ход занятия: Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку. Пи сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны. | ||
Декабрь | Зима | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Огонь и лед» Цель: обучение попеременному напряжению и расслаблению всего тела. Ход игры: Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде педагога «Огонь» дети принимаются делать интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает по желанию. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той или другой. «Дует ветер» Цель: развитие речевого дыхания и оптимизация энергетического потенциала Ход игры: «Сейчас вы превратитесь в ветер и будете соревноваться в своей силе. Вам нужно дуть на листок так сильно, чтобы он зашевелился. Для этого вам необходимо сделать носом глубокий вдох, набрать много-много воздуха и потом подуть чрез рот. Тот, кто сделает это лучше всех, то есть у кого лист сильнее всех затрепыхается, тот будет самым сильным ветром». |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Зимний сундучок» Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева". Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся. | ||
Развитие тактильных ощущений. | «Что это такое?» Цель: развитие тактильных ощущений, активизация предикативного словаря. Взрослый кладёт перед ребенком несколько предметов. Ребенку нужно закрыть глаза, потрогать предметы, назвать их и рассказать об их свойствах - холодные-теплые, гладкие-шершавые, мягкие-твердые и т.п. | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | Ветерок и ветер. Цель: обучение релаксации. развитие общей моторики, совершенствование неречевого слуха. Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей. 1)«Ветерок слабо качает ветви деревьев (кустов)» - дети перемещают перед собой обе руки то вправо, то влево, понемногу поднимая их впереди вверх. Движения плавные. 2) Тоже самое, но с поднятыми вверх руками. 3) «Поднялся ветер» — дети сильно бросают руки то вправо, то влево. 4) «Ветер улегся» —дети повторяют движения № 1, понемногу опуская руки вниз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи
В презентации представлен Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей: основные направления взаимодействия, содержание коррекционно-развивающей деятельности....
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в старшей группе компенсирующей наплавленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
6-10 декабря. Тема недели: "Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам"....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....