Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Мосияш Екатерина Валерьевна

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_2.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Месяц

Тема

Направление работы

Упражнение

Сентябрь

Осень

Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия

«Потянулись-сломались».

Цель: обучение релаксации, снятия напряжения в теле.

Ход игры: Исходное положение – стоя, руки и все тело направлены вверх, пятки не отрывать от пола.

Инструкция: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать выше (но в реальности пятки на полу). А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Сейчас руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Расслабились.

«Осенний ветер»

Цель: развитие речевого дыхания, активизация энергетического потенциала.

Ход игры: На столе -  дорожки из карандашей/палочек/трубочек/кубиков. Задача ребенка – дуть на шарик, переместить его с одного конца стола на другой, чтобы он смог пройти все виражи и повороты.

Инструкция: «Представь, что стол – тропинка, на которой лежат листики, опавшие с деревьев. Твоя задача – сдуть листики».

Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле

«Звери фотографируются на фоне осенних деревьев».

Цель: определение положение предметов относительно других предметов.

Ход игры: Педагог-фотограф, хочет сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и так далее.

Инструкция: Привет! Мне нужна твоя помощь. Я хочу сделать красивую фотографию, посади пожалуйста мишку справа от зайчика/мишку слева от мышки и т.д.

«Волшебный маршрут»

Цель: ориентация в собственном теле, формирование графомоторных навыков.

Ход занятия: Положите перед ребенком листок в клеточку и продиктуйте последовательно все шаги рисунка: направление и количество клеточек. Выберите в центре листа точку старт, от которой ребенок должен вести линию, следуя инструкции. В случае правильного выполнения должно получиться изображение петуха. Если ребенку сложно ориентироваться – рисуем подсказки. Например, вверху солнышко, внизу травку, слева и справа начальные буквы направления.

«Тут приглашение на праздник! Тут написано, как идти, но не написано кто тебя позвал. Если ты пройдешь весь путь, то ты это узнаешь. Поехали!

1 клеточка вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 4 влево, 1 вниз, 2 влево, 4 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево.

Отлично! Посмотри, кто тебя позвал в гости?

Развитие тактильных ощущений.

«Найди овощ»

Цель: формирование способности к поиску необходимых предметов с помощью тактильных ощущений.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку пары предметов, отличающиеся друг от друга (например: толстая и тонкая веточка, короткая и длинная морковка, узкий и широкий огурец и т.п.), а затем кладет их в непрозрачный мешочек. Ребенку нужно на ощупь найти парные предметы и определить, чем они отличаются друг от друга.

Инструкция: Посмотри, перед тобой разные овощи. Чем отличаются они друг от друга. Сейчас я их спрячу в свой волшебный мешочек, а ты постарайся отгадать, что это.

Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики

«Дудочка-дуда».

Цель: совершенствование фонематического слуха, развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дудкой в руках. Дети неторопливо поют.

Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.

Октябрь

Домашние животные

Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия

«Котята».

Цель: активизация внимания, развитие способности к переключению с одного вида деятельности на другой.

Ход игры: Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Котята играют». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Котята упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.

Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле

«Птичка и кошка»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

Инструкция: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Затем птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птицу  и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

Развитие тактильных ощущений.

«Касалки»

Цель игры: развитие тактильных ощущений

Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к рукам, ногам, щекам и спине ребенка предметами разной фактуры (кусочком меха, мочалкой, шишкой, ватой и т.д.). Ребенку нужно угадать и назвать предметы.

Прикосновения не должны вызывать у ребенка неприятных ощущений.

Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики

«Лошадки». (Музыка М. Раухвергера.).

Цель: развитие праксиса в крупной моторике, подготовка к развитию орального праксиса.

Ход игры: Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, копируя топот копыт. Музыка обрывается. Лошадки стопорятся. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» —двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

Ноябрь

Дикие животные

Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия

«Ковер-самолет».

Цель: обучение релаксации, развитие воображения.

Ход игры: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле

«Лисички и зайчата»

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в сову и мышки. Выбирается водящий – «лиса», остальные дети – «зайчики», обручи – «норки зайчиков». Воспитатель задает «зайчикам» местонахождение их «норок» по отношению от ребенка (слева, справа, впереди, сзади и.д.). Педагог побуждает детей изображать «зайчиков» и по команде «день» передвигаться по площадке (бегать, прыгать). «Лиса» сидит «на пригорочке» - на веранде. По команде «ночь» - «лиса» вылетает из «дупла» и начинает охотиться за «зайчатами», а они должны верно найти каждый свою «норку». Спрятавшимися от «лисы» считаются те «зайчата», у которых «норка» была расположена в соответствии с заданием педагога.

Развитие тактильных ощущений.

«Рисунок на спине»

Цель: развитие тактильных ощущений

Ход игры: Педагог на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т.д. Ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый.

«Не зевай, угадай»

Цель: развитие кинестетических тактильных ощущений

Ход игры: с закрытыми глазами ребенка, педагог складывает руку ребенка в какую-либо позицию. Затем просит повторить.

Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики

«Шмели и жуки».

Цель: развитие фонематического слуха, слухоречевого внимания и общей моторики.

Ход занятия: Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку. Пи сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.

Декабрь

Зима

Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия

«Огонь и лед»

Цель: обучение попеременному напряжению и расслаблению всего тела. Ход игры: Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде педагога «Огонь» дети принимаются делать интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает по желанию. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той или другой.

«Дует ветер»

Цель: развитие речевого дыхания и оптимизация энергетического потенциала

Ход игры: «Сейчас вы превратитесь в ветер и будете соревноваться в своей силе. Вам нужно дуть на листок так сильно, чтобы он зашевелился. Для этого вам необходимо сделать носом глубокий вдох, набрать много-много воздуха и потом подуть чрез рот. Тот, кто сделает это лучше всех, то есть у кого лист сильнее всех затрепыхается, тот будет самым сильным ветром».

Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле

«Зимний сундучок»

Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

Развитие тактильных ощущений.

«Что это такое?»

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация предикативного словаря.

Взрослый кладёт перед ребенком несколько предметов. Ребенку нужно закрыть глаза, потрогать предметы, назвать их и рассказать об их свойствах - холодные-теплые, гладкие-шершавые, мягкие-твердые и т.п.

Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики

Ветерок и ветер.

Цель: обучение релаксации.  развитие общей моторики, совершенствование неречевого слуха.

Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.

1)«Ветерок слабо качает ветви деревьев (кустов)» - дети перемещают перед собой обе руки то вправо, то влево, понемногу поднимая их впереди вверх. Движения плавные.

2) Тоже самое, но с поднятыми вверх руками.

3) «Поднялся ветер» — дети сильно бросают руки то вправо, то влево.

4) «Ветер улегся» —дети повторяют движения № 1, понемногу опуская руки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи

В презентации представлен Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей:  основные направления взаимодействия, содержание коррекционно-развивающей деятельности....

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....