Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_3.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц | Тема | Направление работы | Упражнение |
Сентябрь | Осень | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Потянулись-сломались». Цель: обучение релаксации, снятия напряжения в теле. Ход игры: Исходное положение – стоя, руки и все тело направлены вверх, пятки не отрывать от пола. Инструкция: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать выше (но в реальности пятки на полу). А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Сейчас руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Расслабились. «Осенний листопад». Цель: активизация внимания, развитие способности к переключению с одного вида деятельности на другой. Ход игры: Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «листики падают с деревьев». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Листики упали на землю и ветерок их шевелит». По сигналу педагога быстро встают. |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Звери фотографируются на фоне осенних деревьев». Цель: определение положение предметов относительно других предметов. Ход игры: Педагог-фотограф, хочет сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: зайца, - справа от мишки лисичку – слева от мышки и так далее. Инструкция: Привет! Мне нужна твоя помощь. Я хочу сделать красивую фотографию, посади пожалуйста мишку справа от зайчика/мишку слева от мышки и т.д. | ||
Развитие суксессивных функций | «Собери бусы из осенних листьев» Цель: формирование способности соблюдения последовательности, развитие мелкой моторики. Ход игры: Необходимо нанизать, , различающиеся цветом или формой листики: сначала по образцу (от 3 до 10 элементов), потом по памяти (от 2 до 6). | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | Прогулка в осеннем лесу. Цель: развитие координации движений, общей моторной ловкости. Ход игры: Ходьба через «лужу», «камень» в осеннем лесу, по ранее расчерченным «кругам». А также: прыжки на одной ноге через лужи; ходьба и стояние на носках «на камнях», ходьба по прямой линии – дорожке и т.д. | ||
Октябрь | Домашние животные | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Котята». Цель: активизация внимания, развитие способности к переключению с одного вида деятельности на другой. Ход игры: Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Котята играют». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Котята упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают. «Веревочные игрушки» Цель игры: обучение релаксации Детям предлагается представить, что они игрушки, которые после выступления в цирке висят на гвоздиках в шкафу. Ход игры: Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за плечо и т.д. Ваше тело упирается в одной точке, все остальное болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах. |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Птичка и кошка» Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка. Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию: Инструкция: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Затем птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птицу и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». «Веселая зарядка» Цель: формирование представления о схеме тела, обучение переводу с зрительно-гностического пространство в телесно-гностическое и наоборот. Ход игры: схематично нарисуйте вместе с ребенком на листах бумаги человечков в разных поза, а затем показывайте их ему в любом порядке. Задачей ребенка будет быстро принять нарисованную позу. Вы можете показывать друг другу карточки по очереди, дав ребенку задание проверять, правильно ли у вас получилось. | ||
Развитие суксессивных функций | «1-2-3 что изменилось - назови» Цель: формирование способности соблюдения последовательности, развитие зрительной памяти, грамматического строя речи. Ход игры: Необходимо по памяти обнаружить какие-либо изменения в последовательности из 3-6 предметов-животных. «Курятник» Цель игры: формирование навыка последовательности. Ход игры: необходимо по предварительному показу правильно расселить курочек в курятнике. Например, | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | «Два и три». Цель: развитие общей моторной ловкости, фонематического слуха, соблюдение последовательности действий. Ход игры: Дети под музыку ходят или бегают врассыпную. На сигнал педагога «два» дети создают пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку), где строятся пара за парой в том порядке, в котором они подбегают. На сигнал «три» дети создают тройки и затем уже бегут к месту построения. | ||
Ноябрь | Дикие животные | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Ковер-самолет». Цель: обучение релаксации, развитие воображения. Ход игры: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем». «Шарик». Цель игры: активизация энергетического потенциала ребенка, развитие речевого дыхания. Ход игры: Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, вероятен образ шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку еще предлагается петь на выдохе, припевая некоторые звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т. п.). |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Лисички и зайчата» Цель: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в процессе активного передвижения; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около). Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в сову и мышки. Выбирается водящий – «лиса», остальные дети – «зайчики», обручи – «норки зайчиков». Воспитатель задает «зайчикам» местонахождение их «норок» по отношению от ребенка (слева, справа, впереди, сзади и.д.). Педагог побуждает детей изображать «зайчиков» и по команде «день» передвигаться по площадке (бегать, прыгать). «Лиса» сидит «на пригорочке» - на веранде. По команде «ночь» - «лиса» вылетает из «дупла» и начинает охотиться за «зайчатами», а они должны верно найти каждый свою «норку». Спрятавшимися от «лисы» считаются те «зайчата», у которых «норка» была расположена в соответствии с заданием педагога. «В зоопарке» Цель игры: формирование пространственных представлений. Ребенку говорят: «Представь, что ты работаешь помощником в зоопарке. Чтобы зрители лучше видели животных, попробуй расставить их разными способами: положи жирафа рядом с волком; положи волка за тигром; и т.п. | ||
Развитие суксессивных функций. | «1-2-3 что изменилось - назови» Цель: формирование способности соблюдения последовательности, развитие зрительной памяти, грамматического строя речи. Ход игры: Необходимо по памяти обнаружить какие-либо изменения в последовательности из 3-6 диких-животных. Затем необходимо по памяти вернуть последовательность. | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | «Волк во рву». Цель: развитие общей моторной ловкости, фонематического слуха, соблюдение последовательности действий. Ход игры: в середине зала чертятся две линии на расстоянии 70—100 см одна от другой - это «ров». В стороне описан «жилище коз». «Волк» располагается во «рве», а «козы» — в «жилище». По сигналу педагога: «Козы, на луг» — дети мчатся на противоположную сторону зала, перескакивая через «ров» («волк» в это время «спит» и не трогает их). Затем педагог говорит: «Козы, бегут домой!» Дети перебегают на другую сторону зала — в «дом», перескакивая через «ров», а «волк» пытается их поймать{затронуть). После 2—3 перебежек все захваченные «козы» возвращаются в свой «дом» и назначается новый «волк» (но не из числа пойманных). | ||
Декабрь | Зима | Выравнивание тонуса коры головного мозга по I функциональному блоку А. Р. Лурия | «Огонь и лед» Цель: обучение попеременному напряжению и расслаблению всего тела. Ход игры: Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде педагога «Огонь» дети принимаются делать интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает по желанию. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той или другой. «Потянулись-сломались». Цель: обучение релаксации, снятия напряжения в теле. Ход игры: Исходное положение – стоя, руки и все тело направлены вверх, пятки не отрывать от пола. Инструкция: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать выше (но в реальности пятки на полу). А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Сейчас руки сломались в локтях, плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Расслабились. |
Формирование пространственных представлений и ориентации в собственном теле | «Зимний сундучок» Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева". Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся. «Карта сокровищ» Цель игры: развитие ориентации на листе бумаги Ход игры: На самостоятельно нарисованной карте комнаты, кабинета и т.д. необходимо обозначить место сокровищ. Затем просим ребенка найти «сокровище». | ||
Развитие суксессивных функций. | «1-2-3 за мною повтори» Цель: обучение соблюдению последовательности. Ход игры: Педагог показывает ряд из снежинок, просит ребенка запомнить его и повторить. | ||
Формирование праксиса в крупной моторике с использованием средств логоритмики | «Белки и мышки». Цель: развитие общей моторной ловкости, соблюдение последовательности действий. Играющие делятся на две группы: «белок» и «мышек». На расстоянии 3-5 м вправо от гимнастической стенки очерчивается «лес», а на расстоянии 8-9 м на противоположной стороне находится «луг». Мыши помещаются на гимнастической стенке - «норки». По сигналу педагога «белки» летят на «луг» и играют. Как только «белки» убегут, «мыши» влезают на стенку — в «дупло» и лакомятся «орешками». По сигналу: «Мышки» «белки» — бегут к «дуплам» и ловят «мышей»: дотрагиваются до них рукой, затем, «мышки» снова становятся в «норку», и игра возобновляется. Пойманая «мышка» не выходит за «медом». После повторения игры 2 - 3 раза дети меняются ролями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи
В презентации представлен Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей: основные направления взаимодействия, содержание коррекционно-развивающей деятельности....
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в старшей группе компенсирующей наплавленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
6-10 декабря. Тема недели: "Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам"....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....