Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_4.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц | Тема | Направление работы | Упражнение |
Январь | Зимние забавы | Развитие орального праксиса | «Ловим снежинки» Цель: развитие способности удержания широкого языка Ход игры: «представь, идёт снегопад. Давай будем ловить снежинки ртом». На счёт 5-10 удерживаем язык в спокойном состоянии на нижней губе «Сосульки» Цель: развитие способности удержания узкого наряженного языка Ход игры: «Представь, твой язычок тянется облизнуть сосульку, но она далеко. Потянись, оближи сосульку». Удерживаем на счет 5-10 язык в напряженном состоянии на нижней губе. |
Развитие ручного праксиса | Играем в зимний зоопарк. Какие животные не впадают в спячку? Сейчас будем слушать стишки и изображать этих животных. «Заяц» Цель: развитие способности к поиску и удержанию пальцевой позы Ход игры: «Вот смотри, два пальчка Это – ушки зайчика От страха заинька дрожит И ушами шевелит» «Коза» Цель: развитие способности к поиску и удержанию пальцевой позы Ход игры: «У козы торчат рога, может забодать она!» | ||
Февраль | День защитника Отечества | Развитие орального праксиса | Превратимся сегодня в машину! «Труба» Цель: развитие способности к удержанию трубочки из губ Ход игры: Повторяем 3-5 раз. Удерживаем под счет 5-10. «У машины есть труба, Очень длинная она!» «Улыбка» Цель: развитие способности к удержанию улыбки. Ход игры: Повторяем 3-5 раз. Удерживаем под счет 5-10. «Улыбается машинка – у неё помыта спинка» |
Развитие ручного праксиса | «Цепочка» Цель: развитие способности к удержанию кольца из 1-2/3/4/5 пальцев. Ход игры: Поочередно соединяем большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, поочередно пропуская через них колечки из пальчиков другой руки. | ||
Март | Весна | Развитие орального праксиса | Почувствуем ароматы весны: Цель: развитие речевого выдоха Оборудование: Разные цветы, например, ромашка, роза, мимоза и пр. Аромат цветов: Поднести настоящий цветок с запахом к носу ребенка: вдох через нос, выдох через рот - 3 раза. Цель: развитие подвижности артикуляционных мышц Оборудование: кофе в зернах, палочки корицы, цельный мускатный орех, кольца свежего апельсина, ветки свежего розмарина, листья мяты, бутоны гвоздики, зерна целого кардамона. Аромат кофе: Сплевывать кофейные зерна, уложенные на нижнюю губу Аромат корицы: Удерживать палочку корицы на верхней губе положив ее на кончик языка Аромат муската: Перекатывать мускатный орех внутри полости рта от щеки к щеке : Аромат апельсина: Облизывать по часовой стрелке кружки апельсина кончиком языка, зафиксировав голову ребенка сзади. Аромат розмарина: Покалывание/проведение легкого массажа веточками розмарина по щекам, губам. Аромат мяты: Удерживая листочки мяты за щекой, вытолкнуть их языком. Аромат гвоздики: Сплевывать бутоны гвоздики с кончика языка. Аромат кардамона: Сплевывать зерна кардамона с кончика языка. |
Развитие ручного праксиса | «Кошка» Цель: развитие способности к удержанию пальцевой позы. Ход игры: «А у кошки ушки, Ушки на макушке. Чтобы лучше слышать Мышь в её норушке». Удерживаем согнутые фаланги мизинцев, остальные пальчики согнуты в кулачок и прижаты друг к другу. «Бабочка» Цель: развитие способности к удержанию пальцевой позы Ход игры: Изобразим бабочку, которая только проснулась. Расправленные ладошки рядом друг с другом, большие пальцы переплетаются. Теперь пошевелим крылышками – подвигаем ладонями. | ||
Апрель | Деревня, деревенский быт. | Развитие орального праксиса | «Поездка в деревню» Цель: развитие подвижности органов артикуляционного аппарата. Метериал: Деревянный, железный и пластиковый шпатели, палочки корицы, ватные палочки, зубочистки с подстриженными кончиками, мёд жидкий и в сотах, если у ребенка нет аллергии, сухарик, обмазанный малиновым вареньем, гладкая шерстяная нитка. Бабушкины блины: положить широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, похлопать по нему шпателем. Мостик через реку: Удерживая палочку корицы между верхней губой и носом, поднять-опустить голову Коромысло: удержать ватную палочку кончиком языка на носогубной складке Забор: удержать зубочистку кончиком языка на носогубной складке Бабушкин мёд: Облизать губы, обмазанные мёдом, по часовой стрелке; проводить языком по сотам с медом вверх-вниз, влево- вправо Сон на природе: Позёвывание с произнесением звуков «а, э» Бабушкина улыбка: Улыбнуться, губы втягивая внутрь, натягивая на зубы Малиновое варенье: Слизывать малиновое варенье с длинного сухарика Вязание шерстяных носочков: Проведение языком по натянутой шерстяной нитке слева направо, снизу-вверх |
Развитие ручного праксиса | Пальцовка - Заборчик: Цель: развитие способности к удержанию и переключению заданной ручной позы Ход игры: Займите начальное положение: сожмите левую ладонь в кулак и согните руку в локте так, чтобы кулак оказался на уровне ваших глаз. Правую руку поднимите так, чтобы прямая ладонь шла перпендикулярно левой руке. Пальцы правой руки выпрямите, соедините вместе и сделайте так, чтобы средний палец правой руки касался запястья левой руки (там, где измеряют пульс). После этого поменяйте руки местами: правую ладонь сожмите в кулак и согните руку в локте так, чтобы кулак оказался на уровне ваших глаз. Левую руку необходимо поднять так, чтобы её прямая ладонь шла перпендикулярно правой руке. Делайте упражнение так, чтобы сверху всегда был кулак, а с другой стороны была ладонь. «Мы с тобой построим загон Будут коровки/собачки/лошадки жить в нём» | ||
Май | Здравствуй, лето. | Развитие орального праксиса | Изображаем цвета лета. Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата. Оборудование: Помидоры черри, ягоды клюквы и малины, кольца апельсина, апельсин и лимон, кукуруза целая, зерна кукурузы, листья мяты, соцветия капусты брокколи, мелкая брюссельская капуста, морская каруста, базилик, шалфей, цветы голубого цвета по сезону, синие бабочки, вырезанные из бумаги, фиолетовая слива и чернослив. Красный цвет в радуге. Перекатывание языком мелких помидоров черри от одной щеки к другой, не открывая рта. Кислая клюква – сладкая малина. Улыбнуться в момент демонстрации малины – наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации клюквы. Оранжевый цвет в радуге. Облизывание колец апельсина по кругу по часовой стрелке и против, не двигая головой (взрослый фиксирует голову ребенка сзади): Кислый лимон — сладкий апельсин. Улыбнуться в момент демонстрации апельсина - наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации лимона. Желтый цвет в радуги. Сплевывание с кончика языка зерен кукурузы -проведение языком вверх-вниз по початку кукурузы. Зеленый цвет в радуге. Вдох носом (вдохнуть аромат), выдох ртом на листья мяты, базилика, шалфея. Разная капуста. Проведение языком слева направо по соцветиям капусты брокколи - перекатывание внутри рта маленькой брюссельской капусты - втягивание в рот морской капусты. Голубой цвет в радуге. Носом вдыхать аромат сезонных цветов голубого цвета, выдох ртом на их соцветия Синий цвет в радуге Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на синих бабочек, вырезанных из бумаги. Фиолетовый цвет в радуге. Слива и чернослив. Надуть щеки при демонстрации сливы, втянуть щеки внутрь рта при демонстрации чернослива. |
Развитие ручного праксиса | «Мостик через реку» Цель: развитие способности к удержанию и переключению заданной ручной позы. Ход игры: Согните левую руку в локте и отведите локоть в сторону так, чтобы пальцы оказались на уровне вашего подбородка. Оптимальное расстояние между вашим подбородком и пальцами – 20 – 35 см. Выпрямите и соедините вместе указательный и средний пальцы левой руки (они должны «смотреть» в правую сторону), остальные пальцы держите в согнутом виде. Аналогичным образом согните правую руку в локте и отведите локоть в сторону. Выпрямите и соедините вместе безымянный палец и мизинец (они должны «смотреть» в левую сторону), остальные пальцы держите в согнутом виде. Соедините выпрямленные пальцы правой и левой рук так, чтобы получился своеобразный пазл. Выполнив эти действия, поменяйте руки местами и соедините выпрямленные указательный и средний пальцы правой руки с выпрямленными безымянным пальцем и мизинцем левой руки. Тщательно следите за тем, чтобы все пальцы были вместе и старайтесь их не оттопыривать. «Мы с тобой построим мостик Чтобы к лету прийти в гости Мы с тобой создали мост Здравствуй, долгожданный гость!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Консультация для педагогов....
Доклад «Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры»
Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры....
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) для детей дошкольного возраста с тяжѐлыми нарушениями речи (ТНР) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общео...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего и гармоничного развития детей с ТНР, что достигается путём создания комплекса коррекц...
Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Развитие познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью слайдовых презентаций и настольных дидактических игр....