Использование логоритмики в речевой коррекции
статья по логопедии

Пахомова Светлана Анатольевна

Что такое логоритмика? Где и как её можно использовать? Какие задачи она решает?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логоритмика в логопедии16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логоритмики в логопедической коррекции

Ребенок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику.

Логоритмика – это система речедвигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмику можно использовать в условиях обычного детского сада с детьми с незначительными нарушениями речи.

В содержание логоритмических занятий входят двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, артикуляционная гимнастика, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию.

Любые ритмические движения способствуют активизации деятельности мозга. Именно поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься с детьми развитием чувства ритма в доступной для них форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика направлена на нормализацию двигательных функций и речи, включая дыхание, голос, ритм, темп речи.  

Логопедическая ритмика решает образовательные, воспитательные, коррекционные задачи.

Образовательные задачи включают в себя знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

К воспитательным задачам относится воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и к речи.

Коррекционные задачи направлены на преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Логоритмические занятия опираются на связь слова, музыки и движения и представляют интеграцию трех образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура». Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Все виды логоритмических игр и упражнений проводятся в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или стихотворное сопровождение.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, а также занятия на развитие чувства ритма или внимания. При этом соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала; отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, происходит обогащение словаря детей.  

С помощью логоритмики можно решить следующие задачи:

− развитие чувства ритма – используются упражнения, музыкально-дидактические, ритмические, речевые, подвижные игры, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

− формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

− развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие мимических мышц;

− развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

− развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

У детей младшего дошкольного возраста большинство понятий только начинают формироваться, поэтому им требуется наглядный показ, словесная инструкция и выполнение педагогом заданий вместе с детьми. Рекомендуется использовать метод опережающего показа для того, чтобы они успевали переключаться на новое движение.

Музыка играет большую роль на логоритмических занятиях. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Педагог должен постоянно обращать внимание на точность выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Разучивание танцевальных движений проводится постепенно. При работе над дыханием особое внимание обращается на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Пение способствует развитию продолжительности выдоха и мелодико-интонационной стороны речи. Песни подбираются эмоционально-выразительные, образные, с доступным текстом. Хорошо подходят русские народные прибаутки, заклички.

Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Главное – ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Это дает возможность хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал одновременно с ним. Игры с выбором участника или приглашением позволяют привлекать к участию малоактивных и стеснительных детей.

Перед началом игры педагог должен объяснить ее правила. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т.п.) приучает детей и взрослых к установленному щадяще-оздоровительному режиму. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в режим дня детского сада:

- утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;

- проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов – умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям;

- речевые игры перед едой;

- логоритмические паузы на занятиях;

- динамические паузы между занятиями;

- физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

- бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

- подвижные игры с пением (на прогулке);

- игры малой подвижности (в группе);

- логоритмические досуги.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Чем гармоничней творческий союз педагогов, тем выше уровень знаний и умений воспитанников, тем будет выше результат детской деятельности.

Таким образом, логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия по логоритмике оказывают благотворное влияние на здоровье ребенка, на состояние дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной систем. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений приучает детей к установленному оздоровительному режиму. Здоровые двигательные динамические стереотипы образуются только при многократных систематических повторениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»

Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется  в настоящее время.Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобре...

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Консультация для педагогов«Логоритмика  как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...

« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой....

Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"

Цель: преодоление у детей речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Использование логоритмики в коррекции речевых нарушений

Использование логоритмики в коррекции речевых нарушений...