«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Составил: учитель – логопед
Демиденко О. С.
МДОУ "ЦРР д/с 102"
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного
тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа
включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и
ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической
моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Составил: учитель – логопед
Демиденко О. С.
МДОУ "ЦРР д/с 102"
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного
тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа
включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и
ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической
моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.
Задачи логоритмики:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
- формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
- развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)
К методическим приемам относятся:
- показ упражнений
- совместное выполнение движений
- словесная инструкция
- пояснение с конкретным показом движения
Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Ритмопластика - своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку.
«Ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений.
Ребенок приобретает умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.
Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.
Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.
Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит.
Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.
Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка.
Важными задачами ритмического воспитания являются:
- Развитие музыкальности
- Развитие пластичности
- Развитие умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях
Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
В результате этого у детей:
- нормализуются психические процессы и свойства;
- быстрее формируются двигательные навыки;
- чище и грамотнее станет речь;
- эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.
Примерные упражнения для логоритмики:
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга),
Он становится большой (медленно развести руки в стороны).
Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши),
Воздух вышел (подуть на ладони),
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).
«Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У-ку-шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
«Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь),
Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед).
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед).
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз).
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест).
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
«Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
«Правая и левая»
Эта ручка – правая!
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
«Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
«Деревцо»
Ветер дует нам в лицо (махать руками ладошками к себе),
Закачалось деревцо (руки подняты, покачивание туловищем из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише (плавно опускают руки).
Деревцо всё выше, выше (поднять руки и потянуться вверх).
«Ветер»
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...
Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но ...
Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...
семинар-практикум «КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» выступление на тему: «Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников»
составила учитель-логопед Тихонова М.А....
«Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ЗПР средствами логопедической ритмики»
Перед нами, специалистами, работающими с такими детьми, встала проблема – создать оптимальные условия одновременно для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфе...
Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
Имея в группе детей с проблемной речью и заиканием я решила использовать занятия с элементами логоритмики- соединение движений, речи и музыки. Детям это интересно и весело. В результате у детейнормали...
«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»
У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую ...