«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»
статья по музыке по теме

Огородникова Ирина Владимировна

 

Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется  в настоящее время.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар,
она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и
многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается          Проблемой настоящего времени является недостаточное использова­ние в практике работы дошкольных учреждений коррекционной направ­ленности логопедической ритмики, включающей в себя средства логопедического, му­зыкально-ритмического и физического воспитания

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И.В. Огородникова, музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №375 комбинированного вида»

«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»

Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется  в настоящее время.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар,
она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и
многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается          Проблемой настоящего времени является недостаточное использова ние в практике работы дошкольных учреждений коррекционной направ ленности логопедической ритмики, включающей в себя средства логопедического, му зыкально-ритмического и физического воспитания

Цель логоритмических занятий – преодоление речевых нарушений путем развития  и коррекции у детей с нарушениями речи двигательных и психических процессов.

Для систематизации данных занятий творческой группой (В составе учителя-логопеда, педагога-психолога и музыкального руководителя) под эгидой департамента образования города была разработана образовательная программа «Использование логоритмики в психолого-логопедическом сопровождении коррекции речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях ДОУ», получившая положительную рецензию ОГПУ, СибГУФК. Основу данной программы составили  специальные конспекты  по лексическим темам. Данная  программа была представлена на городской ярмарке социально-психологических проектов и методических разработок.

Занятия  по программе проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей и исходя из диагноза их заболеваний. Так, для детей с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одна и та же тема  повторяется  2-4 раза, пока дети ее не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи),  предпочтительнее работа  над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.  

Логоритмические занятия  составлены с опорой на лексические темы, например: «Осень», «Игрушки», «Домашние животные», «Перелетные птицы» и т.д и  проводятся в форме игровых упражнений, имеют развивающую и оздоровительную направленность

Опорные компоненты, на которых строится логопедическая ритмика – это движение, музыка и слово.

Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Развиваются детские эмоции.

Первый компонент системы – движение. В его состав входят:

  1. основные виды движения.
  2. упражнения ритмической гимнастики, включающие в себя средства музыкально-ритмического воспитания:
  3. строевые упражнения в согласовании с музыкой;
  4. общеразвивающие упражнения под музыку, носящие оздоровительный характер.
  5. элементы различных танцев и средства хореографии.
  6. специальные упражнения: пальчиковые, артикуляционные, дыхательные.

В  занятия  включены упражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.

Второй компонент системы – слово.

В занятиях используются различные формы речевого материала: проговаривание специально подобранных речитативов, песен, звуковую гимнастику. При выборе речевого материала для разучивания с детьми логопедических групп обращаем внимание на их соответствие возможностям детей, включающие  доступное содержание, удобный для произношения текст, фразы не очень длинные, коррекционную направленность речевого материала, разноплановость  песен по характеру исполнения и содержанию.

Исполнение песен, хороводов, использование ролевых игр вызывает у детей эмоциональный подъем и желание двигаться, а слова запоминаются быстрее, если сопровождаются определенными движениями и чётким ритмом музыки. При этом развивается способность к согласованию движений со словом и ритмическим рисунком музыкального произведения.

Третьим компонентом системы является музыка.

Движения, выполняемые под музыку в соответствии с ее структурными особенностями, характером, ритмом и темпом, являются основой для развития  двигательных способностей занимающихся, позволяют свободно, красиво и координационно точно выполнять двигательные задания. Правильный подбор музыкального сопровождения улучшает не только эмоциональное состояние детей, но и качество движений, придает им особую выразительность, развивает координацию, способствует развитию различных типов памяти. Выполняя упражнения в согласовании с музыкой, дошкольники учатся отличать музыкальные произведения по темпу, громкости звучания, размеру.

Музыка является организующим фактором занятий. Для этого  подобран:

  1. музыкальный материал доступной восприятию ребенка; содержание которого несет положительный эмоциональный настрой;
  2. музыкальный темп (на протяжении всего занятия он меняется). В основном используется средний темп, быстрый составляет 10-15% от всего занятия;
  3. музыка, обладающая четким ритмом.

На логоритмических занятиях разучиваются разные движения под музыку: построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа и ритма. Используем отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.

Основа занятий  разнообразна: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия,  сюжетные и дидактические игры. Тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной, речевой и двигательной деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Результаты диагностики, проводимой на начале года, в конце, позволяют делать оптимистический  прогноз на перспективу:

Совместная  очень тесная работа всех специалистов, работающих в речевых группах, дает свои положительные результаты:

Выпускники речевых групп  детского сада успешно обучаются не только в массовых школах, но и в лицеях, гимназиях, дополнительное образование получают в театральных кружках, школах искусств по классу фортепиано, скрипки, флейты. Занимаются в школе олимпийского резерва (спортивные бальные танцы). Становятся дипломантами и лауреатами региональных, городских танцевальных конкурсов. Являются участниками Омского государственного детского ансамбля. Ежегодно дети логопедических групп принимают участие в фестивале детского творчества «Роднички» ЦАО города Омска.

Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмические занятия помогают ребенку стать физически, социально и интеллектуально совершенным. Поэтому мы - педагоги должны творчески подходить к использованию учебного материала, учитывать свой опыт и психофизиологический уровень детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Сказкотерапия как средство воздействия на речевые и моторные нарушения у детей дошкольного возраста

Метод  сказкотерапииявляется здоровьесберегающей технологией ,  комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и по...

Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушения звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровь...

Музыкальная игра как средство коррекции речи и профилактики нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природ...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...


 

Комментарии

Спасибо интересно