Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Автоматизация звука [Ц]. Словообразование, словоизменение»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Задыхина Марина Николаевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Автоматизация звука [Ц]. Словообразование, словоизменение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Автоматизация звука [Ц]. Словообразование, словоизменение»

Задачи.

1. Автоматизировать звук [ц] в словах и предложениях.

2. Продолжать знакомить детей с родственными словами. Учить подбирать слова-родственники к слову цветок.

3. Упражнять в словообразовании и словоизменении:

  • образование уменьшительно-ласкательных форм  имён существительных среднего рода (платье – платьице…);
  • образование имён  существительных женского рода с суффиксом  -иц  (школьник – школьница…);
  • правильное употребление окончаний имён существительных во множественном числе именительного падежа (лица, яйца; овцы, птенцы).

4. Развивать связную речь. Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений.

Ход занятия.

1. Орг. момент.                                                                                                                                                    

- Отгадайте загадку: лепестки, листок, стебелёк, что это? (цветок).  Какой 1-й звук в слове цветок?   Расскажите о звуке [ц], какой он (согласный, твёрдый, глухой). Каким кружком мы его обозначаем (синим)?  Какой буквой обозначаем этот звук?                                                             

(На доске к картинке с изображением цветка ставим синий кружок и букву Ц)

 

2. Сообщение цели занятия.                                                                                                                                      

- Сегодня на занятии мы будем стараться чётко проговаривать звук [ц] в словах и предложениях.  Мы увидим, как он помогает образовывать новые слова.                                         

(Дети встают перед экраном).

 

3. Работа со словами – родственниками.

(2-й слайд презентации. Сначала по щелчку появляется картинка, дети называют её, затем появляется слово, дети читают его).

- А вот и наш … (цветок).

- Прочитайте слово… (цветок).

- Как ласково назвать маленький цветок? (цветик, цветочек)

- Как можно назвать клумбу с цветами?  (цветник)

- Магазин, где продаются цветы?  (цветочный)

- Человек, который разводит  цветы? (цветовод)

- Девочка, которая продаёт цветы? (цветочница)

- Цветы, которые первыми появляются из-под снега весной? (первоцветы)

- Как  сказать о луге, когда он цветёт? Какой он? (цветущий)

- Пустой цветок без завязи, из которого не вырастет  огурец  (пустоцвет)

- Посмотрите на все эти слова. Какая у них есть общая часть? (цвет).  Все эти слова по смыслу связаны с цветением растений.  Как мы называем такие слова? (слова - родственники).

 

4. Упражнение «Картинки из ларца»

(3-й слайд презентации)                                                                                                        

- К нам на занятие прилетела сказочная птица Она принесла ларец с заданиями и хочет посмотреть, как вы с ними справитесь. Присаживайтесь.

Задание 1.                                                                                                                                                            

- Достать из ларца картинку и назвать предмет ласково, так, чтобы в слове появился звук [ц]. (Дети выставляют картинки на доску: масло, кресло, платье, дерево, вареньице, письмо ).

Задание 2.                                                                                                                                                        

- Сказать, что вам нужно из этих предметов и для чего.

(Мне нужно маслице, чтобы намазывать булку.)

 

5. Игра «Магазин».

На доске вывеска и картинки с изображениями предметов посуды.                            

- Следующее задание птицы: купить для неё  предметы посуды, в названиях которых есть звук [ц]. Надо сказать, что и для чего ты купишь: «Я куплю салатницу для салата.»  (супница, хлебница, сахарница,  конфетница, перечница, селёдочница, поднос, стакан…). Картинки складываем  в ларец.

 

6. Игра с мячом

(4-й слайд презентации)                                                                                                                     

- В ларце появился мяч, поиграем с ним. Посмотрите на экран.  Как называется мальчик, который учится в школе? (школьник).  А девочка? (школьница). Частица -иц- помогла нам  образовать новое слово. Я назову слово и брошу вам мяч, а вы образуете новое слово и вернёте его мне.                     

Ученик – ученица, озорник -…, умник -…, отличник -…, лыжник -…, читатель - ...,   певец -…, мастер -…, учитель -…, уборщик - …,  птичник - …, пленник-…,  царь-… .

 

7. Игра «Зоопарк» или «Найди пару»

(5-й слайд презентации)                                                                         

- А теперь мы с вами отправимся в зоопарк, поищем частицу -иц- там.                                                                                   

(Дети подходят к столу, на котором лежат конверты с написанными названиями детёнышей животных  и их мам, внутри соответствующие картинки.)                                                   

- У каких детёнышей маму можно назвать так, чтобы в слове слышалась эта частица?                               

- В зоопарке случилась беда: детёныши потеряли своих мам. 

Чтобы помочь им найти друг друга, прочитайте надписи на конвертах (не открывая их) и найдите свою пару (мама и детёныш).                                                                                                                                                  

Когда дети встанут парами, предлагаю им достать картинки и каждой паре сказать, у кого кто: у волчат мама - волчица, у львят мама - львица и т.д.(тигрица, лисица, медведица, ослица, верблюдица).

 

8. Игра «Кто кого боится?»

(6-11 слайды презентации)                                                                                                       

- В зоопарке звери стали спорить, кто сильнее и кто кого боится. Поможем зверям разобраться.

(Дети садятся перед  экраном.)                                                                                                              

- Вот гусеница, вот синица, кто кого боится? Ребёнок: «Гусеница боится синицы.»  (Ящерица – курица, овца –волчица, курица – лисица, ослица – тигрица, верблюдица –львица.)

 

9. Упражнение «Скажи правильно». 

(Читаем на отдельных табличках слоги ЦА и ЦЫ, ставим их на верхнюю и нижнюю рейку доски). 

-У нас осталось последнее задание от птицы.

Надо сказать, что нарисовано на картинке и внимательно послушать конец слова, что там звучит, ЦА или ЦЫ, поставить картинку к нужному слогу.                                                                                                                                      

Картинки: лица, яйца, блюдца, полотенца, щупальца, кольца, гусеницы, овцы, рукавицы, теплицы, пальцы, колодцы.

Повторим те слова, в которых ошибались.

 

10. Оценка.

(12-й слайд презентации).                                                                                                                                        

- Какой звук был у нас сегодня самым главным на занятии? Вы увидели, как звук [ц] (частица -иц-) помогает образовывать новые слова. Вы справились со всеми заданиями волшебной птицы и она дарит вам цветы с буквами.                                                                                                    

Часть детей берут по одному цветку и встают в ряд от самого большого до самого маленького. Остальные дети читают, какое слово получилось (молодцы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Р» Тема: « В поиске сокровищ»

Конспект содержит подробное изложение хода индивидуального занятия воспитателя. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Созданы условия и...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема "Дифференциация звуков [К]-[К\']-[Г]-[Г\']"

Конспект логопедического занятия был разработан и апробирован на открытом занятии в подготовительной группе...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: Автоматизация звука"Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе. Возраст: 5 лет, логопедическое заключение ФФН у ребенка с дизартрическим компонентом. Тема: Автоматизация звука "Ш"....