Конспект НОД" Развитие фонематических процессов на речевых звуках".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Петрова Татьяна Николаевна

Конспект НОД - знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие фонематических процессов на речевых звуках.

Коррекционно-образовательные

-учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки (без терминов);

-учить называть слова с заданным звуком;

- продолжать знакомить с позицией звука в слове (начало, середина, конец).

Коррекционно-развивающие

- развивать фонематическое восприятие детей;

-развивать слуховое внимание;

-развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

Коррекционно-воспитательные

- воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, карточки для определения позиции звука в слове, фишки, презентация по теме в Microsoft PowerPoint.

Ход:

1. Организационный момент.

Добрый день, мои друзья

Перед вами снова я

Очень рада видеть всех

Ждет сегодня всех успех!

2.Игра «Поймай звук»

Логопед: Ребята, ловить –хлопнув в ладоши, вы будете, когда услышите среди звуков звук а: т, б, а, м, у, а,

Затем дети садятся за столы.

3. Развитие мелкой моторики. Вспоминают названия пальчиков руки в пальчиковой гимнастике «Наши пальчики» с видео на слайде презентации.

4.        Массаж лица.

 Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

1.Солнышко проснулось,

Проводим поглаживание:

— от середины лба к вискам:

Лобика коснулось,

— вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками провело,

— по мышцам щек от крыльев носа к вискам;

И погладило, и погладило.

— от середины подбородка к ушам.

2.Солнце личико согрело,

проводим поглаживание щек круговыми движениями:

Потеплело, потеплело,

надавливания кулачками;

Наши ручки потянулись,

надавливания на уголки рта:

Наши губки улыбнулись.

Т. Куликовская

растягивания губ в улыбку.

5.Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом: «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели», «Часики», «Иголочка».

6.        Развитие слухового внимания.
Логопед: А теперь я хочу вас познакомить с нашими сегодняшними героями. Они пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно

Замок выстроить за ночь

Злые силы превозмочь

Чудеса творят любые

И совсем они не злые

Им не нужны учебники

Ведь их зовут волшеб…

7.Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы узнаем какие бывают звуки, будем учиться находить их место в словах

-Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим –младшего брата (Ть)? Как звучит этот звук ласково, мягко или грубо и твердо? (Мягко.) И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой. Все звуки, которые звучат мягко мы будем называть песенкой младшего братца.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том, он старший брат (Т)? Как звучит этот звук ласково, мягко или грубо и твердо? (Твердо.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри. Все звуки, которые звучат твердо мы будем называть песенкой старшего брата.

Так как же называются звуки, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются звуки, которые любит Тим? (Мягкие.)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие обозначаются зеленым цветом, как мягкая нежная трава а твердые синим, как твердый лед.)

8. Игровые упражнения на определение позиции звука в слове (с презентации).

Какой первый звук в слове азбука? (утка, ослик, иголка)

9. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.

 Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топают.

Ручками хлопают.

Глазками моргают.

      Потом отдыхают.

10. Игровые упражнения на определение позиции звука в слове (с презентации). Логопед: Мы сегодня продолжаем говорить о речевых звуках и о том где они могут находится в словах: в начале, в середине, в конце. Сейчас вы возьмете по одной фишке с тарелочки   и положите на картинку с карточки в соответствующее место.

Где находится звук Т в слове мост? (в конце). Где находится звук Д в слове дом? (в начале). Где находится звук Р в слове рот? (в начале). Где находится звук Ш в слове кошка? (в середине). Где находится звук Х в слове кухня ? (в середине).

11.        Рефлексия. Подведение итогов.

Логопед: О чем мы сегодня говорили? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фонетико-фонематического занятия по теме: «Звук «С»» в старшей группе

Тема: Звук «С»Цели:1.Закрепить правильную артикуляцию и произношение звука.2.Характеристика звука (согласный, глухой, твердый).3.Развивать фонематическое восприятие.4.0предилять позицию звука «с» в сл...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»

Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии....

Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

        На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями....

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я тоже хочу предложить Вашему вниманию подборку игр на автома...