КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ по теме: «Звук [л]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шагина Анна Николаевна

Цели:

  1. Уточнить произношение звука [л].
  2. Учить определять позицию звука в слове.
  3. Упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных.
  4. Упражнять в согласовании числительных и местоимений- числительных с существительными.
  5. Отрабатывать дикцию.
  6. Развивать слуховую память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_zvuk_l.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Школа «КвантУм»

 дошкольное отделение – детский сад № 61

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

по теме: «Звук [л]»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Шагина А.Н.

с. Ершово, 2024 год

Цели:

  1. Уточнить произношение звука [л].
  2. Учить определять позицию звука в слове.
  3. Упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных.
  4. Упражнять в согласовании числительных и местоимений- числительных с существительными.
  5. Отрабатывать дикцию.
  6. Развивать слуховую память.

Оборудование:

  1. Модель самолета.
  2. Сигнальные фонарики.
  3. Листы бумаги.
  4. Зеркала.
  5. Предметные картинки.
  6. Разрезные картинки.
  7. Рабочие листы.
  8. Ноутбук.
  9. Инопланетянин Юпик.

Лексический материал:

  1. Слова со звуком [л].
  2. Скороговорки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, и увидел много интересного, и совершенно для него не понятного. А еще он никак не мог понять, что ему говорят люди. Давайте, поможем гостю разобраться в звуках нашей речи!

- Произнесите отчетливо скороговорку: «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке»

 

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Почистить верхние зубки», «Качели», «Лошадка», «Парус»

  1. Знакомство со звуком [л].

- Узнай предмет по его частям: крылья, салон, шасси, хвост, кабина. (Самолет)

- Посмотрите на модель самолета-лайнера. Лайнер – это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния.

- Высоко в небе за облаками летит лайнер. До нас доносится его гул: лллл

- Покажите, как гудит лайнер?

Дети произносят звук [л] хором.

  1. Анализ артикуляции звука [л] (по схеме).

- Ребята, давайте научим Юпика правильно произносить звук [л].

Произнесение звука [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами остаются щели, через которые проходит воздушная струя. Голос работает.

  1. Упражнение в произношении звука [л].

Индивидуальное произношение звука [л].

- Юпик никогда не летал на лайнере. Давайте, покатаем Юпика на лайнере. Передавайте лайнер друг другу, покажите, как он гудит.

Дети друг за другом, по цепочке, произносят звук [л] и передают модель лайнера друг другу.

  1. Закрепление звука [л].

а) характеристика звука [л].

- Посмотрите на слайд с изображением лайнера. Как гудит лайнер? Почему Юпик поднял синюю фишку?

б) Игра «Сигнальщики».

Мы с вами научились правильно произносить звук [л]. А как вы слышите звук [л]? Покажите фонариком.

Штурвал                аэрофлот                салон

Ракета                пилот                салон        

Припомните и назовите слова со звуком [л].

в) выделение звука [л] из состава слова.

- А теперь полетели отдыхать.

- Рассмотрите картинку «На отдыхе». Назовите слова со звуком [л].

 - Рассмотрите схемы на рабочих листах (приложение1). Подберите к каждой схеме слова со звуком [л].

г) Игра «Положи, как я скажу»

лайнер, лошадь, ласты, лавка

ласты, лошадь, лыжник, лавка

  1.  Физминутка.

а) Игра «Летает – не летает»

Кто летит, кто не летит?

Кто ответит без подсказок, то в игре и победит.

Слова: самолет, лесенка, вертолет, лиса, мотылек, лев, олень, лебедь, лес, пеликан.

Если предмет не летает – дети приседают. Если летает – «летают» по группе, изображая полет самолета.

б) Игра «У кого вторая половина?»

По игровой комнате разложены разрезные пополам картинки в названиях которых есть звук [л].

- Возьмите картинки-половинки. Посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас.

Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит: «У меня половина лопаты.» Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывая свою половину и говорит: «И у меня половина лопаты». Затем дети вместе говорят: «У нас получилась лопата». Дети голосом выделяют звук [л].

  1. Звуковой анализ.

- Назовите картинки, которые вы видите на слайде (лампа, клумба, волна).

Составим схемы этих слов.

Один ребенок у доски составляет схему слова «лампа». Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов «клумба», «волна».

  1. Упражнение в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными.

- Закончите предложение словами «лампа», «клумба», «волна»:

В зале погасло несколько ….

Около школы дети вскопали пять ….

На море много ….

  1.  Итог занятия.

- Молодцы! Юпик говорит вам: «Огромное спасибо!»

- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Что было трудно? С каким звуком мы сегодня познакомили Юпика?

Приложение 1

Рабочий лист к занятию по теме

«Звук [л]»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».

В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии  внесён персонаж – гном Лапушка...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической строны речи на тему: "Звуки К - Кь"

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Главная цель данной деятельности - это научить детей различать звуки К и Кь....

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....