Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
статья по логопедии
В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_minina_av.docx | 19.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Минина А.В.
Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма
у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
ГБДОУ детский сад № 151 Адмиралтейского района
(г. Санкт-Петербург)
Аннотация. В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию.
Ключевые слова: дети, стертая дизартрия, музыкальная игра.
Интерес к проблеме нарушения чувства ритма при стертой дизартрии вызван его значимой ролью в развитии моторной сферы, речи и ее коммуникативной функции. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи. Она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, что ограничивает его общение со сверстниками [5, с. 52].
У детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией чувство ритма характеризуется нарушением восприятия и воспроизведения различных ритмов; замедленным или ускоренным темпом речи, сбивчивым ритмом; трудностью использования ритмического и мелодического ударений; расстройством паузации; разобщённостью музыки и ритма движений; общей аритмичностью движений. [1, 2, 3, 4] В дальнейшем это вызывает сложности при заучивании стихов и воспроизведении слоговой структуры слов. Дети пропускают или переставляют местами слоги, звуки, потому что не ориентируются на ритмическую основу слова, не чувствуя ее [3].
Одним из эффективных средств формирования ритмического чувства у дошкольников с речевыми нарушениями является музыкальная игра. Она даёт возможность проводить коррекционное обучение в ведущей для дошкольников деятельности – игровой форме, а музыка способствует преодолению скованности движений, которые становятся более ритмичными, четкими, координированными. Играя, ребенок активно слушает музыку и реагирует на неё в соответствии с мелодией, ритмическим рисунком. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей.
Серия музыкальных игр, которую можно проводить как во время занятий, так и вне, предполагает постепенный переход от восприятия к самостоятельному воспроизведению и придумыванию ритмов детьми через усложнение содержания всех этапов коррекционной работы.
Музыкальная игра будет эффективным средством формирования чувства ритма у старших дошкольников со стертой дизартрией при соблюдении следующих условий:
- при разработке серии музыкальных игр должны учитываться индивидуальные, возрастные и речевые возможности каждого ребёнка;
- при подборе репертуара, применяемого в музыкальных играх, необходимо, чтобы ритмическая структура всех музыкальных произведений была с ярко выраженными акцентами, несложная, доступная для восприятия детьми со стертой дизартрией, легко прочитываемая и узнаваемая ими;
- в ходе проведения музыкальных игр использовать такие приёмы работы, как показ движений, повторные инструкции, совместное проговаривание/ выполнение с педагогом;
- использование большого количества разнообразного наглядного материала, различных дидактических средств (ложки, кубики, ритмические молоточки и др.).
В результате проведения цикла музыкальных игр уже на заключительном этапе у дошкольников можно наблюдать тенденцию к улучшению воспроизведения ритма как в музыке, так и в стихотворном тексте.
Мы склонны полагать, что с помощью музыкальных игр общая моторная подготовленность (как всех, так и отдельных групп мышц) положительно влияет на нормализацию артикуляторных и дыхательных мышц. А выполнение ритмических движений на фоне позитивного эмоционального состояния способствует воспитанию правильной речи, поскольку она воспроизводится из стремления к общению, участию в игре и двигательной импровизации.
Библиографический список
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352 с.
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
3. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – Спб.: КОРОНА принт, 2005. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Картотека музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста...
Сборник музыкальных игр направленный на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Данный сборник музыкальных игр предназначен для развития чувства ритма у детей 5 – 7 лет. Музыкальные игры из сборника развивают у детей чувство ритма, формируют интерес к музыкальной деятельности....
Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей чувства ритма....
Перспективный план работы музыкального руководителя по теме «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Перспективный план работы музыкального руководителя...
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...
Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...
Роль музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим с...