Роль музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа)

Титкова Елена Сергеевна

Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой, пространство ребенок ощущает более полно, развивается чувство времени. В дошкольном возрасте у детей наиболее доступным методом развития чувства ритма являются музыкально-дидактические игры.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры - это универсальный вид музыкальной деятельности и метод музыкального воспитания, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Цель музыкально-дидактических игр - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры являются важным компонентом музыкальной предметно-развивающей среды в группах. Они развивают у детей координацию движений, творческие способности. Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. Требования к музыкально-дидактическим играм следующие:

- игры должны быть разнообразны по содержанию;

 - должны быть эстетично оформлены;

- игры должны быть интересны и понятны детям;

-соответствовать возрасту детей.

Наиболее востребованная классификация музыкально-дидактических игр по их направленности на развитие основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

Дети могут использовать дидактические игры не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Основная цель музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности - закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях, продолжать развивать музыкальное восприятие через развитие чувства ритма, музыкально-слуховых впечатлений. Систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к музыкальной деятельности, к музыкально-творческим заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания: выразительное исполнение музыкальных произведений, беседу о музыке, творческие задания, наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, художественное слово, художественно-практический метод, методы развивающего обучения как проектирование, моделирование.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Однако, организуя музыкально-дидактические игры со старшими дошкольниками, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Характер руководства со стороны воспитателя заключается в его заинтересованности в обогащении ребенка музыкальными впечатлениями, полученными на музыкальном занятии, в обеспечении мотивации к самостоятельной музыкальной деятельности (в данном случае в форме музыкально-дидактической игры), в создании условий для организации игры, поддержке инициативы. При проведении музыкально-дидактических игр ведущее место занимает выразительный показ педагога. Он формирует правильные представления о чувстве ритма. Сначала детям следует предложить подражать педагогу, а затем стимулировать самостоятельность исполнения. Целесообразно использовать следующие приемы: объяснения, музыкальные фрагменты, иллюстрирование, позитивное обсуждение и оценка результатов музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические игры необходимо проводить с нарастания сложности, с использованием занимательных ситуаций, сюрпризов, соревнований, то есть в доступной и понятной для детей форме. Работу по развитию чувства ритма средствами музыкально-дидактических игр можно разделить на 3 этапа.

Первый этап направлен на накопление музыкального опыта, проявление и развитие чувства ритма.

Второй этап предполагает активное включение детей в музыкально - дидактическую игру, проявление и развитие чувства ритма.

Третий этап направлен на стимулирование самостоятельности и творческого подхода (импровизированное воспроизведение или сочинение простейших ритмических композиций).

Работая с детьми над развитием чувства ритма можно обратиться к методике Т.Э. Тютюнниковой , где педагога обязательно заинтересует ряд приёмов, объединённых идеей обучения ритму через творчество. Вся работа поданной методики подразделяется на блоки: музыка моего тела (звучащие жесты), игры со звуками, речевая и двигательная импровизация. Термин «звучащие жесты», который использует Т.Э. Тютюнникова, это ритмичная игра звуками своего тела: хлопки (звонкие - всей ладонью; тихие - согнутыми ладонями и потирание ладоней). Шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам). Притопы (всей стопой, пяткой, носком). Щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам). Звучащие жесты - эффективный способ формирования чувства ритма. Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать), станет их словарём для двигательного переживания музыки. Звучащие жесты на определенном этапе принято «переносить» на инструменты.

Предлагаемый обобщенный систематизированный материал со старшими дошкольниками по развитию у них чувства ритма доступен для в овладения любым педагогам, и может быть рекомендован для использования в дошкольных образовательных учреждениях, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...