Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
консультация

Капитунова Татьяна Викторовна

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Еще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушиваются к звукам песни, начинают узнавать различные пьесы, петь несложные песни. В это время у них развиваются музыкально-сенсорные способности.

Для развития у детей чувства ритма в настоящее время разработаны педагогические  технологии, включающих в себя несколько этапов. На первом игровом этапе «Ритм- слово» решаются следующие задачи:

- научить ребенка понимать и слышать рифму, ритм слов и стихов, самостоятельно придумывать рифмы к словам;

-научить ребенка определять наличие ударения и расположения его в словах, передавая его  с помощью сильных и слабых хлопков.

На этом этапе педагоги организуют работу с подгруппой детей или индивидуально с ребенком, учитывая их возможности и интересы. Алгоритм этой работы моно представить так:

1.Игровая задача – услышать, найти, придумать ритм.

2.Возможные способы решения: нахождение ритма в стихотворении, нахождение логического ударения в фразе, ритмическое интонирование фразы.

3.Рекомендуемые игры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Подскажи словечко», «Найди друга» и др.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Еще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушиваются к звукам песни, начинают узнавать различные пьесы, петь несложные песни. В это время у них развиваются музыкально-сенсорные способности.

Для развития у детей чувства ритма в настоящее время разработаны педагогические  технологии, включающих в себя несколько этапов. На первом игровом этапе «Ритм- слово» решаются следующие задачи:

- научить ребенка понимать и слышать рифму, ритм слов и стихов, самостоятельно придумывать рифмы к словам;

-научить ребенка определять наличие ударения и расположения его в словах, передавая его  с помощью сильных и слабых хлопков.

На этом этапе педагоги организуют работу с подгруппой детей или индивидуально с ребенком, учитывая их возможности и интересы. Алгоритм этой работы моно представить так:

1.Игровая задача – услышать, найти, придумать ритм.

2.Возможные способы решения: нахождение ритма в стихотворении, нахождение логического ударения в фразе, ритмическое интонирование фразы.

3.Рекомендуемые игры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Подскажи словечко», «Найди друга» и др.

 Игра «Имена и ритм»

Цель: учить определять наличие ударения в словах, передавать его с помощью сильных и слабых звуков.

Ход игры.

Педагог предлагает ребенку назвать имя, только постараться услышать его  и помочь зазвучать по-новому с помощью ладошек. Например, ребенок называет имя «Петр». Сколько слогов в имени «Петр?» . Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на это имя? (Ответы детей). Сколько хлопков нужно сделать? Правильно, один. А как зазвучит имя «Коля»? Сколько слогов? А сколько хлопков нужно сделать? Верно, два. Какой слог в этом имени ударный?  Пропойте имя и сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет более протяжный. Разумеется, ударный слог- первый. Какой хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный?  Правильно, первый  хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй. Далее детям предлагается  отстучать ритм на ложках, бубне, барабане.

Игра «Давайте познакомимся»

Цель: учить ребенка понимать и слышать рифму, ритм слов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам.

Ход игры. Педагог вносит игрушку –петрушку из кукольного театра и обыгрывает ее появление:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки,

Маленькие и большие!

Пухленькие и худые!

Всех сегодня видеть рад,

Вашу группу, детский сад!

Я – веселая игрушка,

А зовут меня – Петрушка!

А как вас зовут? (Ответы).  Не слышу, ну-ка громко, все вместе! Давайте по очереди познакомимся: я буду представляться, а потом вы. Только к имени своему надо еще какое-нибудь словечко придумать.  

-«Я  Петрушка – игрушка! А ты кто? Не стесняйся, если что, мы с ребятами поможем тебе»

1-й ребенок. Маринка – мандаринка!

Петрушка. Молодец! А ты кто?

2 ребенок. Таня.

Петрушка. Давайте скажем – Танюшка.

2 ребенок. Танюшка – хлопушка!

Игра продолжается. Петрушка хвалит детей и предлагает им научить  его прохлопать имя «Петрушка». (Дети показывают на примере своих имен).

Игра «Подскажи словечко»

Цель: Учить детей различать рифму, самостоятельно додумывать рифмы к словам.

Ход игры. Педагог показывает детям «чудесный мешочек», в который спрятались карточки-слова: «Ребята, я буду называть слово, вам нужно рифму подобрать – слово подходящее, почти так же звучащее». Педагог вытаскивает слова из «чудесного мешочка», называет их, а дети придумывают рифму. Например,

Печка – свечка, галка- палка-скакалка, лесенка-песенка.

Усложнение:

Лег Петрушка на ……(подушку)

Утром встал и съел…..(ватрушку, лягушку и т.п.)

У Петрушки есть……(игрушки, веселушки, попрыгушки)

Далее педагог предлагает подобрать рифмы  к словам:  снежок, плот, рост, мост, лужок, флот, песок, картина, сладко, машина, лесок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....

Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...