Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника
статья по логопедии
В статье описаны формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_microsoft_word.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мешкова А.П., учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 39 компенсирующего вида
Центрального района Санкт-Петербурга
Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи дошкольника
Общение ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.
Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Особенно «чувствительны» к недостатку общения дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Одной из задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Применительно к семьям, в которых воспитываются дети с ОНР, особенно значимым становится организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и микросоциального окружения дошкольника в процессе коррекции речи. Так, О.В. Бачина и Л.Н. Самородова отмечают, что «создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга». Можно выделить ряд функций родителей в коррекционном процессе: консультирование и лечение ребенка у специалистов медицинского профиля; помощь в закреплении речевых умений и навыков, усвоенных детьми на занятиях; содействие развитию неречевых процессов. Поскольку далеко не все родители ориентируются в вопросах логопедии, реализация перечисленных функций требует формирования у них ряда умений и навыков. В этой связи работа учителя-логопеда с семьями воспитанников представляет собой два блока: просветительский (психолого-педагогическое, логопедическое просвещение) и практический (навыки и умения в сфере развития и коррекции речи).
По источнику информации все формы работы условно можно разделить на следующие группы: словесные, наглядные и практические.
Словесные формы
1. Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Одной из первых задач в работе учителя-логопеда является изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка для выбора оптимальной индивидуальной программы развития. Для этого необходимо в начале учебного года поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей.
В течение года с родителями воспитанников проводятся индивидуальные беседы по запросу родителей.
2. Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал.
3. Анкетирование проводится по вопросам воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка и т.п. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки.
4. Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводиться в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.
Наглядные формы
1. Речевой уголок. Он дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми, даёт практические рекомендации по формированию различных речевых навыков.
2. Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. Здесь представляются работы воспитанников и их родителей по заданной тематике. Например: «Осенние фантазии», «Новогодняя открытка», «Любимая сказка нашей семьи» и др.
Практические формы
1. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь для домашних занятий. Она служит “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.
2. Открытые занятия. Они позволяют родителям увидеть и оценить уровень развития своего ребёнка, познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми.
3. День открытых дверей. Он позволяет родителям увидеть своих детей в различных видах деятельности, поближе познакомиться с распорядком дня и правилами дошкольного учреждения.
4. Занятия-практикумы. Это индивидуальные занятия логопеда, на которых родители не только наблюдают за коррекционной работой, но и обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
5. Семинары-практикумы. К данным семинарам организуется выставка методической литературы и пособий «Занимаемся логопедией дома», на которой родители могут ознакомиться с пособиями по коррекции и развитию речи, а также получить практические советы и рекомендации.
6. Родительский клуб. В клубе можно осуществлять различные групповые формы работы с родителями: мастер - классы для родителей, анкетирование, тематические консультации, родительские собрания с просмотром фрагментов занятий.
Таким образом, используя разнообразные формы взаимодействия с родителями, логопед стремиться, чтобы родители были не «зрителями», а активными участниками и помощниками образовательного процесса. Только так можно добиться положительных результатов и помочь детям преодолеть трудности.
Литература
1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994г.
2. Бабина, Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе. // Логопед. № 5. 2005. - С. 57 – 61.
3. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
4. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. - М., 2005г.
4. Лебедева, С.С., Маневцева, Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб., 2001г.
5. Овчинникова, Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей. // Логопед. № 6. 2007. - С. 74-78.
6.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
7.Стряпина Л.Н. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей. // Логопед. № 1. 2009. -– С. 58-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями."
В статье раскрываются направления, формы и методы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи....
Тематическая гостиная для родителей "Организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР"
Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с...
Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"
Основная цель проекта: оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения; формиро...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...
Организация взаимодействия учителя логопеда и семьи
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определ...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта.
Из опыта работы учителя-логопеда с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения, в условиях логопункта....