Технология автоматизации звуков с использованием мнемотехники.
методическая разработка по логопедии
Краткое содержание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
I теоретическая часть
1. Актуальность. ________________________________________________2
2. Цель, задачи. _________________________________________________5
3. Планируемые результаты. ______________________________________6
4. Особенности речевого и психического развития детей с ОНР. _______7
5. Что такое мнемотехника? _______________________________________8
6. Подходы в работе с мнемотехникой. ______________________________8
7. Требования к оформлению моделей мнемотаблиц. __________________9
8. С какого возраста можно заниматься мнемотехникой? ______________ 10
9. Последовательность обучения старших дошкольников приемам моделирования. _______________________________________________11
10. Что такое чистоговорка, скороговорка? __________________________ 13
11. Этапы работы по заучиванию стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек ___ 13
12. Какое значение имеют скороговорки для ребенка? _________________ 16
13. Маленькие секреты упражнений со скороговорками. _______________ 16
14. Скороговорки бывают разные…_________________________________ 17
15. Виды заданий. ________________________________________________ 17
16. Методика исследования звукопроизношения_______________________18
17. Результаты диагностики. _______________________________________20
18. Структура логопедических Занятий. ______________________________ 22
19. Литература____________________________________________________31
II Работа с родителями.
III Работа с педагогами.
V Картотека чистоговорок, скороговорок.
V Картотека мнемотаблиц
Авторы: Ткаченко Т.А., Сычева Г.Е., Ленковец Т.И.
Краткое содержание
Актуальность
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Опираясь на современные требования к образованию, педагоги, в первую очередь, должны учитывать индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворять особые потребности каждого ребенка. В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития любого человека, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более раннем возрасте и с помощью соответствующих методов и приемов .
У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер – помимо речевых проблем у ребенка наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием и много других им сопутствующих проблем, что еще раз доказывает необходимость комплексной работы с дефектом . В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.
Многие логопеды согласятся с тем, что автоматизация звука – это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если детям постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в любое логопедическое занятие.
Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Всем известно, что слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно, тем более детям с ОВЗ (в автоматизации подбираются слова, показывающие разное место звука в слове, и они не всегда соответствуют словарному запасу ребенка). Если такое слово «заучить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Многим детям данный способ и вовсе не доступен.
Для прочного и одновременно лёгкого запоминания, слово наполняется содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. У детей с ОВЗ это может быть опора на сохранный анализатор (если говорить о сочетанных дефектах).
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в логопедической практике объясняется тем, что технология:
* открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя-логопеда;
* гармонично вписывается в работу по развитию индивидуальных способностей каждого, использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
* способствует обогащению и актуализации словаря;
* способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;
* способствует более качественной автоматизации звуков;
* носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Цель: Совершенствование произносительной стороны речи.
Задачи:
* Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в
самостоятельной речи.
* Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки.
* Формировать тонкие звуковые дифференцировки.
* Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.
* Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов
сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
* Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее
богатой интонационно-мелодической окраски.
* Развивать память, зрительное внимание, образное мышление.
Этапы работы по заучиванию стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек (мнемотаблиц и коллажей) включает в себя:
1. Вступительная беседа.
2. Выразительное чтение стихотворения (наизусть) логопедом без установки на запоминание..
3. Анализ произведения.
4. Построчная, покуплетная зарисовка содержания стихотворения в виде мне-мотаблицы или коллажа.
5. Повторное чтение стихотворения логопедом.
6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми по мнемотаблице или кол-лажу.
7. Чтение стихотворения без опоры на мнемотаблицу или коллаж.
В результате использования технологии позволило:
- повысить речевую мотивацию. Появления интерес к правильному произношению звука, в специально подобранном материале, насыщенном звуками, а также в самостоятельной речи.
- ускорить процесс автоматизации необходимых звуков в результате лёгкого запоминания большого количества речевого материала.
- повысит скорости запоминания и улучшение речевого продуцирования;
- развить умения детей видеть главное, систематизировать полученные знания
- Улучшить интонационную правильность и выразительность.
- развить умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- обеспечить психологический комфорт на логопедических замятиях;
- повысить осмысленность детьми литературного материала, то есть полное понимание текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники
Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь...
Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"
В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой технологии "Автоматизация звука "л".
Представленный конспект может быть использован на занятии по автоматизации звука"л" в слогах, словах и предложениях...
Автоматизация звука с использованием мнемотехники
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциац...
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники у детей с ТНР
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»
Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи:Автоматизация звука Р в слогах, с...