Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
план-конспект урока по логопедии по теме

Рябоконь Наталья Николаевна

Коррекционно-образовательные цели:

-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;

-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);

-развитие фонематического восприятия (выделение звука [р] в ряде звуков, в слогах, словах).

Коррекционно-развивающие цели:

-грамматического строя речи,

-развитие тонкой и общей моторики,

-развитие зрительного внимания,

-развитие речевого дыхания;

Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizaciya_zvuka_r.docx47.17 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом.

(индивидуальное занятие для детей  с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;

-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);

-развитие фонематического восприятия (выделение звука [р] в ряде звуков, в слогах, словах).

Коррекционно-развивающие цели:

-грамматического строя речи,

-развитие тонкой и общей моторики,

-развитие зрительного внимания,

-развитие речевого дыхания;

Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать активность на занятиях:

- воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Оборудование: мягкая игрушка – “собачка”, знаки – символы, снежинки для дыхательной гимнастики; мяч, розы, ваза, слоговой домик, запись лая щенка, картинки со звуком Р в начале слова.

Предварительная работа: работа со знаками-символами на предшествующих занятиях.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Послушай. Кто голос подает? (запись лая щенка)

- А теперь, посмотри, кто пришёл к нам в гости? ( Щенок)

- Щенок хочет с тобой поиграть.

II. Игра на развитие дыхания “Снежинка”.

(Снежинку положить на ладонь, поднести к губам, и сдуть длительным, плавным выдохом)

Логопед: - Молодец, какой снегопад ты устроил.

III. Автоматизация изолированного звука «Тихо-громко»

Логопед: - Щенка зовут Рекс. Послушай, как он рычит: Р-Р-Р.

Логопед: - Порычи как он. Да, правильно. У тебя хорошо получается. Рекс убежал далеко. Он рычит тихо. Покажи, как Рекс рычит тихо. (Ребенок произносит  изолированный звук Р) Молодец. А теперь он прибежал и громко зарычал. Покажи, как Рекс рычит громко. Молодец.

IV. Показ знаков – символов.

Логопед: - Когда ты «рычишь», ты  произносишь  звук Р. Посмотри на картинку, что делают твои ушки. Что делают губы  и язычок? Губки улыбаются, язычок вверху  за зубками «дрожит», и т.д.

- ты  слушаешь, правильно  произносишь звук или нет.

- ты  чувствуешь, что делают губки, язычок.

- ты видишь, что делают губки,  язычок.

- ты ощущаешь, работает горлышко или нет, тёплый  ветерок или                           холодный.

Логопед: - Молодец, Рексу очень интересно!

V. Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

Логопед: Наш щенок  очень любит играть с мячиком. Лови мяч, повторяй за Рексом.

ра – ро  

ру – ры

ро – ра

ры – ру

ры – ру

ра – ро

VI. Физкультминутка “Мячик”.

Раз, два, прыгай мячик, – Взмахи правой ладонью, имитирующие удары по мячу.

Раз, два, и мы поскачем. – Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

Девочки и мальчики – Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

Прыгают, как мячики.

VII. Автоматизация звука в словах.

Логопед: - Наш щенок уже наигрался и захотел посмотреть с тобой картинки. Щенок покажет тебе картинку, а ты назови её.

Логопед:-  Эти слова начинаются  на звук Р.  Посмотри на  домик, в неё три  окошка. В этих словах звук Р живет в первом окошке. Поставь в первое  окошко фишку.

Радио, рак, раковина, рама,  рабочий, ракета,   расчёска, рыба, рыжик, рынок, рысь, руки,  ручка, рубанок,  ружьё, рукав, рукавица,  рог,  рожки, роза,  Рома.

VIII. Совершенствование грамматического строя речи. Упражнение

 «Собери букет»

Логопед: Молодец, ты справился. Помоги  Рексу собрать букет. (На столе 5 роз и ваза)

- А теперь давайте посчитаем, сколько роз в букете. Считать будем так (дается образец, дальше дети считают сами):

- Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

X. Итог.

Логопед. Сегодня на занятии ты познакомился с Рексом, научился сами произносить звук [р]. У тебя хорошо получается, а на следующем занятии получится еще лучше! Рексу очень понравилось с тобой играть. Он будет  ждать встречи с тобой.

Список использованной литературы

Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. М.: ТЦ Сфера, 2004. 112 с.

Нищева Н.В.  Будем говорить правильно.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Р] в начале слова

Презентация предназначена для использования во время индивидуальных и/или подгрупповых занятий по автоматизации звука [Р] в начале слова. Подборка фотографий, иллюстрирующая более 30 слов русского язы...

Игра-презентация. Найди 10 отличий. "Дюймовочка" Автоматизация звука [С] в начале слова

Игра-презентация. Найди 10 отличий. "Дюймовочка" Автоматизация звука [С] в начале словаСравни две картинки и найди 10 отличий.На первой картинке кликни по той детали, которой нет на второй картинке.[[...

Автоматизация звука [Б] в начале слов в безударном слоге

Автоматизация звука [Б] в начале слов в безударном слоге...

Автоматизация звука Р в начале слова на материале однокоренных слов "РЫБА"

этот материал позволяет одновременно отработать понятие "Родственные" слова и автоматизировать звук Р в начале слова...

Тема: «Путешествие в цирк» Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука «Р»  в слогах, словах и предложениях. Конспект  индивидуального  логопедического занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»

Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....

Автоматизация твёрдого звука [В] в начале слов в ударном слоге

Автоматизация твёрдого звука [В] в начале слов в ударном слоге...