Автоматизация звуков с использованием мнемотехники у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nushtaeva_mnemotehnika.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Автоматизация звуков с использованием мнемотехники у детей с ТНР»
Учитель-логопед
Нуштаева Яна Андреевна
МАОУ ДС №80 «Песенка»
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Дошкольники с нарушениями речи без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей отмечаются нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания.
На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речью. Поэтому очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.
Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения, связывающие словесный и зрительный ряды (анализаторы) способствуют развитию речи, памяти, логического и образного мышления.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии:
• связанной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.
На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:
1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;
2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;
3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.
В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.
При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.
5. Повторное чтение с установкой на запоминание.
6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники
Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь...
Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"
В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.Мнемотехника это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс...
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Автоматизация звука с использованием мнемотехники
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциац...
Технология автоматизации звуков с использованием мнемотехники.
Краткое содержание...