Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"
консультация (логопедия, старшая группа) по теме
В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
постановка звука с использованием мнемотехники | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Пачкова Л.А.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами .
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
- Нарушение произношения звуков
- Неумение согласовывать слова в предложении
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас и т.д
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. - наглядность.
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна и я считаю, что экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков является метод мнемотехники.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе, при постановки звуков, дает значительную положительную динамику.
В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в “кладовые” долговременной памяти.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для изготовления картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов .
- Артикуляционные признаки звука.С» и «Ц»
Положение: губ языка зубов . Голос
Воздушная струя
Когда мы произносим «С», губы в улыбке, широкий язык за нижними зубами. Струя воздуха выходит холодная. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой.
- Артикуляционные признаки звука. «З»
Положение: губ языка зубов . Голос
Воздушная струя
Когда мы произносим «З», губы в улыбке, широкий язык за нижними зубами. Струя воздуха выходит холодная. Голосовые связки дрожат, значит, звук звонкий.
Звуковая характеристика звука : «С» «Сь»
_______________
Звуковая характеристика звука : «З», «Зь»
_ ______
Звуковая характеристика звука : «Ц»
__________________________________
Артикуляционная гимнастика
Перед нами лежит таблица, которая нам поможет выполнить артикуляционную гимнастику. На каждое артикуляционное упражнение читаем стихотворение.
- Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
«Улыбка» | «Заборчик» | «Чистим зубки» | «Прятки» | ||||||||||||||||||||
«Сердитая кошка» | «Блинчик» | «Иголочка» | «Холодная струя» |
1. «Улыбка»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Описание: растянуть губы в улыбке и удержать 5-6сек.
2. «Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10р
3. «Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
4. «Прятки»
Язычок играет в прятки -
Поиграйте с ним, ребятки!
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.
5. «Сердитая кошка»
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.Выполнять упражнение 4—6 раз.
6.«Блинчик» Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе
7. «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
8. «Холодная струя»
Ветер дул на одуванчик -
Разлетелся сарафанчик.
Описание: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4—6 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники
Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь...
Консультация для родителей Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста
Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста ...
Консультация для родителей в средней группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Консультация для родителей в средней группе "Использование мнемотехники в развитии речи детей"Консультация предназначена для ознакомления родителей с технологией мнемотехники.Даются основные...
Автоматизация звука с использованием мнемотехники
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциац...
Технология автоматизации звуков с использованием мнемотехники.
Краткое содержание...
Автоматизация звуков с использованием мнемотехники у детей с ТНР
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной...
Конспект открытого подгруппового занятия для педагогов и родителей логопедической подготовительной к школе группы на тему «Трудные свистящие звуки» с использованием аква-терапии.
Цель данного занятия: уточнение и закрепление правильного произношения свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц в словах. Занятие построено на чередовании различных коррекционных игр и упражнений для детей ст...