Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"
консультация (логопедия, старшая группа) по теме

Пачкова Лариса Александровна

В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                                                       

                                                                                                                          Учитель-логопед: Пачкова Л.А.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами  .

     На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

  • Нарушение произношения звуков 
  • Неумение согласовывать слова в предложении
  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас и т.д                                                          

     Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи.   Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и др. - наглядность.

      Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна и я считаю, что экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков является метод мнемотехники.

     Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе, при постановки звуков, дает значительную положительную динамику.

    В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в “кладовые” долговременной памяти.

     При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

     Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;

– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;

– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;

– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

     Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Для изготовления  картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов .

  • Артикуляционные признаки звука.С» и «Ц»

Положение:  губ                 языка                 зубов              . Голос

Воздушная струя

Когда мы произносим «С», губы в улыбке, широкий язык  за нижними зубами. Струя воздуха выходит холодная. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой.

  • Артикуляционные признаки звука. «З»

Положение:  губ                 языка                 зубов              . Голос

Воздушная струя

Когда мы произносим «З», губы в улыбке, широкий язык  за нижними зубами. Струя воздуха выходит холодная. Голосовые связки  дрожат, значит, звук звонкий.

          Звуковая характеристика звука : «С» «Сь»

                                  _______________

          Звуковая характеристика звука : «З», «Зь»

                                 _                              ______

 Звуковая характеристика звука : «Ц»

                        __________________________________

Артикуляционная гимнастика

Перед нами лежит таблица, которая нам поможет выполнить артикуляционную гимнастику. На каждое артикуляционное упражнение читаем стихотворение.

  • Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

«Улыбка»

   «Заборчик»

«Чистим зубки»

«Прятки»

«Сердитая кошка»

   «Блинчик»

«Иголочка»

«Холодная струя»

 1. «Улыбка»

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Описание: растянуть губы в улыбке и удержать 5-6сек.

2. «Заборчик»

Широка Нева – река, 
И улыбка широка. 
Зубки все мои видны – 
От краёв и до десны.

Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10р

3. «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь, 
Свои зубки покажите, 
Чистим верхние и нижние, 
Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

4. «Прятки»

Язычок играет в прятки -
Поиграйте с ним, ребятки!

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.

5. «Сердитая кошка»

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко –
Поцарапать может киска!

Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.Выполнять упражнение 4—6 раз.

6.«Блинчик»                                                                                                                                             Пусть язык наш отдыхает, 
Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе

7.  «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

8.  «Холодная струя»

Ветер дул на одуванчик -
Разлетелся сарафанчик.

Описание: Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4—6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь...

Консультация для родителей Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста ...

Консультация для родителей в средней группе «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Консультация для родителей в средней группе "Использование мнемотехники в развитии речи детей"Консультация предназначена для ознакомления родителей с технологией мнемотехники.Даются основные...

Автоматизация звука с использованием мнемотехники

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциац...

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники у детей с ТНР

Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной...

Конспект открытого подгруппового занятия для педагогов и родителей логопедической подготовительной к школе группы на тему «Трудные свистящие звуки» с использованием аква-терапии.

Цель данного занятия: уточнение и закрепление правильного произношения свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц в словах. Занятие построено на чередовании различных коррекционных игр и упражнений для детей ст...