Тематическое планирование , тетрадь взаимосвязи с воспитателями и советы логопеда для родителей по лексической теме "Сад. Фрукты"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В методической разработке содержится материал для написания тематического планирования, тетради взаимосвязи с воспитателями и оформления стенда советов логопеда на примере лексической темы " Сад. Фрукты" для старшей группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_i_planirovanie_leksicheskaya_tema_frukty.docx | 50.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА НЕДЕЛИ «Сад. Фрукты»
Вид деятельности | Источник | Содержание | |
словарь | Нищева Н.В. | Существительные – сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград Глаголы – зреть, собирать, заготавливать Прилагательные – спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый Наречия – вкусно, полезно. | |
Развитие речевых навыков | Нищева Н.В. | - Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт» - преодоление твердой атаки гласных «Лесенка» А,У - плавный вдох, выдох на счет 1-5, добор воздуха и выдох на 5-1 - работа над интонационной выразительностью закреплять умение выразительно читать стихи | |
Артикуляционная гимнастика | картотека | «Индюк», «качели», «лошадка», «грибок», «гармошка», «чашечка», «фокус», «парус», «маляр», «бублик», «вкусное варенье», «почистим зубки» (по кругу), «автобус» тшшш, «мотоцикл» джжжж. Причешем язычок и губки | |
Общая моторика с речью | картотека | В саду фруктовом яблоня машут руками над головой Посажена была сажают яблоню Она цветами белыми руки вверх бутоны Весною расцвела раскрытый цветок Следил наш старый дедушка изображают дедушку с палочкой Известный садовод Чтоб наливала яблоня машут руками над головой Румяный сладкий плод пощипывают щеки | |
Пальчиковая гимнастика | картотека | «Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будим, мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять варят и мешают | |
Графические навыки | Нищева Н.В. | Обведи и раскрась грушу | |
Психические процессы | Дидактические игры | Лото, «что перепутал художник», «четвертый лишний» , «собери кубики» и «пазлы», «узнай по тени» , «волшебный мешочек» | |
Слоговая структура | Большакова С.Е. , Травкина | Четкое проговаривание предложений со словами 3 класса Прохлопай слова ( по лексической теме и слоговых классов) | |
ЛГ ФС | Нищева Н.В | Поймай слово» «Слушай, повторяй» *на-да-та. (Н-Д-Т) «Что лишнее» | |
СР | 1.Нищева Н.В. 2.Арбекова Н.Е. 3.Бардышева Т.Ю. | Составление описательного рассказа. Составление рассказа цепной структуры | |
ОГ | Гомзяк О.С. | Звук У Выкладывание из пуговиц, палочек, шнурка , рисование в воздухе Определи первый звук в слове Подбери слова на заданный звук Поймай звук |
ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
ЛЕКСИЧЕКАЯ ТЕМА: «Фрукты»
Направление | Содержание |
Словарь | Существительные – сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград Глаголы – зреть, собирать, заготавливать Прилагательные – спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый Наречия – вкусно, полезно. |
Артикуляционная гимнастика | «Индюк», «качели», «лошадка», «грибок», «гармошка», «чашечка», «фокус», «парус», «маляр», «бублик», «вкусное варенье», «почистим зубки» (по кругу), «автобус» тшшш, «мотоцикл» джжжж. Причешем язычок и губки |
развитие речевых навыков | - Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт» - преодоление твердой атаки гласных «Лесенка» А,У - плавный вдох, выдох на счет 1-5, добор воздуха и выдох на 5-1 - работа над интонационной выразительностью закреплять умение выразительно читать стихи |
-слуховое внимание и фонематический слух | «Поймай слово» «Слушай, повторяй» *на-да-та. (Н-Д-Т) «Что лишнее» |
Пальчиковая Гимнастика | «Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будим, мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять варят и мешают |
Речь с движением | В саду фруктовом яблоня машут руками над головой Посажена была сажают яблоню Она цветами белыми руки вверх бутоны Весною расцвела раскрытый цветок Следил наш старый дедушка изображают дедушку с палочкой Известный садовод Чтоб наливала яблоня машут руками над головой Румяный сладкий плод пощипывают щеки |
Слоговая структура | Четкое проговаривание предложений со словами 3 класса Прохлопай слова ( по лексической теме и слоговых классов) |
Обучение грамоте | Звук У Выкладывание из пуговиц, палочек, шнурка , рисование в воздухе Определи первый звук в слове Подбери слова на заданный звук Поймай звук |
Грамматический строй речи | Используя словарь по лексической теме поиграть в речевые игры используя список рекомендуемых игр + использование пособий Н.С. Руслановой, Н. Э. Теремковой , З.Е. Агранович |
Связная речь | Составление рассказа по мнемотаблице и рассказов описаний по альбому Арбековой Н.Е и Теремковой Н.Э. Составление сравнительного рассказа Отгадывание и составление загадок Путаница |
Психические процессы | «Зашумованные картинки», Лото, «что перепутал художник», «четвертый лишний» , «собери кубики» и «пазлы», «узнай по тени» , «волшебный мешочек», «мемо», «ассоциации», «что изменилось», «что спряталось», «что из чего», «что сначала, что потом» |
1.«Назови ласково».
Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).
2. «Один - много».
Персик – персики – много персиков т.д.
3. «Счет фруктов».
Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
4. «Подбери признак ».
Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.
5. «Назови сок и варенье».
Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.
Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.
8. «Назови, какое дерево? И что на нём растёт».
Дерево с яблоками – яблоневое – яблоки.
Дерево с грушами – грушевое - груши
Дерево со сливами – сливовое – сливы.
Дерево с персиками – персиковое – персики.
Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикосы.
9. «Четвертый лишний».
Персик, хурма, репа, банан;
лимон, малина, абрикос, вишня;
огурец, тыква, чеснок, яблоко.
10. «Скажи наоборот».
Персик большой, а абрикос маленький.
У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.
Апельсин больше, а мандарин меньше.
Лимон кислый, а персик сладкий.
11. Составить описательный рассказ про фрукты по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УГОЛКА
в раздевалке ( для родителей)
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «Фрукты»
Направление | Содержание |
Словарь | Существительные – сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, виноград Глаголы – зреть, собирать, заготавливать Прилагательные – спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый Наречия – вкусно, полезно. |
развитие речевых навыков | - Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт» - преодоление твердой атаки гласных «Лесенка» поем А,У - плавный вдох, выдох на счет 1-5, добор воздуха и выдох на 5-1 |
-слуховое внимание и фонематический слух | «Поймай слово» «Слушай, повторяй» *на-да-та. (Н-Д-Т) «Что лишнее» «Прохлопай слова по слогам» |
Пальчиковая Гимнастика | «Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будим, мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Левую ладошку держат «ковшиком» пальцем правой руки мешают. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять варят и мешают |
Обучение грамоте | Звук У Выкладывание из пуговиц, палочек, шнурка , рисование в воздухе Подбери слова на заданный звук Поймай звук |
Связная речь | Составление описательных рассказов Составление сравнительного рассказа Отгадывание и составление загадок |
Психические процессы | «что перепутал художник», «четвертый лишний», лото «собери пазлы», «узнай по тени», «волшебный мешочек», |
1.«Назови ласково».
Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).
2. «Один - много».
Персик – персики – много персиков т.д.
3. «Счет фруктов».
Одно яблоко – два яблока – пять яблок.
4. «Подбери признак ».
Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.
5. «Назови сок и варенье».
Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.
Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.
8. «Назови, какое дерево? И что на нём растёт».
Дерево с яблоками – яблоневое – яблоки.
Дерево с грушами – грушевое - груши
Дерево со сливами – сливовое – сливы.
Дерево с персиками – персиковое – персики.
Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикосы.
9. «Четвертый лишний».
Персик, хурма, репа, банан;
лимон, малина, абрикос, вишня;
огурец, тыква, чеснок, яблоко.
10. «Скажи наоборот».
Персик большой, а абрикос маленький.
У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.
Апельсин больше, а мандарин меньше.
Лимон кислый, а персик сладкий.
11. Составить описательный рассказ про фрукты по плану:
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Бланк заданий для воспитателей по индивидуальной работе в вечернее время
Ф.И ребенка / лексическая тема | Овладение материалами по лексической теме (ЛГ, СР,ОГ) (указываем что не получается) | Артикуляционная моторика, дыхательная и мимическая гимнастика | Автоматизация\ дифференциация звуков слоговая структура слов | Примечание (по звукопроизношению) |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное тематическое планирование с учетом преемственности в работе учителя-логопеда, инструктора физкультуры, музыкального руководителя.
Работа специалистов ДОУ с детьми средней группы с нарушениями речи...
Учебно-тематическое планирование индивидуальной организационной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
Этот материал подробно раскрываеи всё этапы логопедической работы, напрвления работы и расчет времени на каждого ребенка отдельно и всех (25) детей в целом, что помогает детально планировать свою лого...
Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"
Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...
Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты", для детей с нарушением интеллекта
Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты", для детей с нарушением интеллекта...
Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты. Сад"
Рекомендации для родителей по лексической теме "Фрукты. Сад"...
Рекомендации родителям по лексической теме "Фрукты"
Данный материал содержит рекомендации для родителей в рамках лексической темы " Фрукты" по формированию лексико - грааматических категорий у детей с нарушениями речи....
Пример заданий из тетради взаимосвязи с воспитателем Средняя группа для детей с ЗПР
Пример заданий из тетради взаимосвязи с воспитателем Средняя группа для детей с ЗПР...