Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема занятия: «Словообразование. Животные жарких стран»
Цель занятия: образование названия детенышей при помощи суффиксов - ОНОК -, -ЁНОК-
Задачи:
- обучающие: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран»; учить образовывать названия детенышей животных жарких стран; закреплять знание графических схем предлогов «в», «на», «под», учить употреблять предлоги «в», «на», «под» в речи; учить отвечать полной фразой;
- развивающие: развивать слуховое восприятие, зрительный гнозис, логическое мышление, развивать общую и мелкую моторику, развивать связную речь;
- воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия; воспитывать любознательность, эмоциональность;
- коррекционные: преодолевать речевой негативизм.
Оборудование: изображения животных жарких стран и их детенышей, аудиозапись голосов животных, схемы предлогов: «в», «на», «под», разрезные картинки детенышей животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zharkih_stran.docx | 575.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие по
формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
логопед: Гавура Евгения Андреевна
Тема занятия: «Словообразование. Животные жарких стран»
Цель занятия: образование названия детенышей при помощи суффиксов - ОНОК -, -ЁНОК-
Задачи:
- обучающие: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран»; учить образовывать названия детенышей животных жарких стран; закреплять знание графических схем предлогов «в», «на», «под», учить употреблять предлоги «в», «на», «под» в речи; учить отвечать полной фразой;
- развивающие: развивать слуховое восприятие, зрительный гнозис, логическое мышление, развивать общую и мелкую моторику, развивать связную речь;
- воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия; воспитывать любознательность, эмоциональность;
- коррекционные: преодолевать речевой негативизм.
Оборудование: изображения животных жарких стран и их детенышей, аудиозапись голосов животных, схемы предлогов: «в», «на», «под», разрезные картинки детенышей животных.
Ход занятия
Этапы | Время | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Огр. момент | 1 | Здравствуйте, ребята. Вижу вы в хорошем настроении. Сядем правильно: спина касается спинки стула, ноги дорожкой, руки – на ногах. | Дети садятся удобно. |
Повто-рение изучен-ного | 3 | Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Сейчас я включу запись. Послушайте звуки и попробуйте угадать, кто их издаёт. Логопед включает запись звуков обезьяны, тигра и слона. Логопед открывает на доске изображения названных животных.
Ребята, о чем мы будем сегодня говорить? Где живут эти животные? Правильно. Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран. Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте их отгадать. По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит... (крокодил). Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог). Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей, и питается он листьями – листьями деревьев (жираф). Логопед открывает изображения животных: крокодил, носорог, жираф.
Каких животных жарких стран вы еще знаете? Молодцы. Логопед выставляет изображения, названных животных.
| Дети называют животных, издающих звуки. О животных. В жарких странах. Дети отгадывают загадки. Бегемот. Лев. |
Предъяв- ление нового материа-ла | 5 | Ребята, у животных, как и людей, есть дети. Посмотрите, кто изображен на картинке? Логопед предъявляет изображение слона со слоненком. Слон – большой, а рядом с ним детеныш? Как его называют? Детеныш слона называется слоненок. Повторим вместе, слоненок. Ребята, помогите мне, подскажите, как называются детеныши у животных жарких стран. Мы уже знаем, что детеныш слона – слоненок. Упражнение «Назови детеныша» « Это кто? показ картинок животных и их детенышей.
У льва детеныш как называется? Данис, повтори, пожалуйста. Молодец. Это … У тигра …
Давид, повтори, пожалуйста. Хорошо. Это … У верблюда … Верблюжонок.
Скажем вместе. Верблюжонок. Логопед стимулирует к ответу молчащих детей. Это … У кенгуру детеныш называется …
Кенгуренок. Повторим все вместе. Смотрим дальше. Это … У неё детеныш называется … Нет, ребята. Детеныш черепахи – черепашонок. Повторим вместе, черепашонок.
Напомните мне, как мы назовем всех этих малышей (показ детенышей) одним словом. Ребята, сейчас проверим, как вы запомнили названия детенышей животных жарких стран. Игра «Путаница» Я буду называть детеныша и его родителя, а вы мне будете помогать: говорить верно я сказала или ошиблась? Готовы? Верблюжонок – это детеныш зебры. А чей же тогда? Скажите полной фразой. Ладно. Черепашонок – детеныш кенгуру. Как нет? А чей же тогда? Кристина ответит полной фразой. А у кенгуру, тогда как детеныш называется? Хорошо. Слоненок – детеныш верблюда. Помогите, мне, я запуталась. Слоненок, чей детеныш? Вася, ответь полной фразой. Хорошо, Вася. Ребята, вы помогли мне разобраться с названиями детенышей животных. | Слон. Слоник. Слоненок. Лев. Львенок. Львенок. Тигр. Тигренок. Тигренок. Верблюд. Дети затрудняются с ответом. Верблюжонок. Кенгуру. Дети затрудняются с ответом. Кенгуренок. Черепаха. Черепашка. Черепашонок. Это детеныши. Нет. Верблюда. Верблюжонок – детеныш верблюда. Нет. Черепашонок – детеныш черепахи. Кенгуренок. Нет. Слоненок – детеныш слона. |
Динами-ческая пауза | 1 | Предлагаю пойти на палас и немного размяться. Сейчас мы постараемся изобразить еще одно животное жарких стран. Физминутка. «Мартышки» Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. И друг другу даже Язычки покажем! Молодцы, присаживайтесь на стулья. | Дети выполняют все то, о чем говорится в стихотворении. |
Закрепле-ние изучен-ного | 5 | Ребята, пока мы делали разминку, животные разбежались. Найти их нам помогут маленькие словечки. Давайте их назовем. Логопед показывает схемы предлогов –В-, -ПОД-, -НА-
Посмотрите внимательно. Мы узнаем, где спрятался бегемот, если вы правильно назовете картинки. Показ трех изображений: бегемот, в, вода.
Логопед показывает картинку с правильным ответом. Хорошо. Кто еще убежал? Обезьяна, на, ветка (дерево). Логопед показывает картинку с правильным ответом. Молодцы. Смотрим дальше. Слоны, под, зонт. Логопед показывает картинку с правильным ответом. Где же тигр? Тигр, на, скала. Логопед показывает картинку с правильным ответом. Где зебра? Зебра, в, трава. Логопед показывает картинку с правильным ответом. Ребята, взрослых животных мы нашли. А детеныши тоже пропали. Игра «Собери картинку» (картинки: слоненок, тигренок, кенгуренок, львенок). Ребята, соберите разрезные картинки. Мы посмотрим, какого детеныша вы отыскали. Давид, у тебя кто получился? Слон это взрослое животное, а мы собираем детенышей. Кто у тебя? Денис, помоги нам. Как называется детеныш слона? Давид, кто у тебя? Скажи полной фразой. Ева, кто у тебя? Вася, кто у тебя? Ваня, а у тебя? Ребята, помогите Ване. Как называется детеныш кенгуру? Замечательно, ребята! | В. Под. На. Бегемот в воде. Обезьяна на ветке. Слоны под зонтом. Тигр на камне. Зебра в траве. Дети собирают картинки. Слон. Слоник. Слоненок. У меня слоненок. У меня тигренок. У меня львенок. Ребенок молчит. Кенгуренок. |
Итог занятия | 2 | Ребята, все малыши любят играть в прятки. Поиграем с ними? Игра «Кто спрятался» Посмотрите на детенышей внимательно. Сейчас вы закроете глаза, а кто-то из детенышей спрячется. Вам надо будет назвать, кто спрятался. Логопед помещает на доске кенгуренка, слоненка, тигренка, львенка. Затем прячет одного детёныша.
Ребята, мы с вами отыскали всех детенышей. О каких животных мы говорили? Что нового вы узнали? Чему мы сегодня учились? Обращение к картинкам. Как называют детеныша слона? Как называют детеныша кенгуру? Кто это? А это? Как мы назовем их, одним словом? Молодцы, ребята. Наше занятие окончено, отдыхайте. | Дети называют, того, кто спрятался. Спрятался тигренок и т.д. Мы говорили о животных жарких стран. У животных есть детеныши. Мы учились называть детенышей. Слоненок. Кенгуренок. Тигренок. Львенок. Детеныши. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"
Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Приложение к презентации открытого занятия, посвящённого Всероссийскому открытому уроку чтения...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"
Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...