Методическая разработка по развитию и коррекции речи подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект по развитию и коррекции речи на тему: «Перелетные птицы» в подготовительной группе.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепить знания детей о перелётных птицах;
активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные птицы»;
учить образовывать сложные прилагательные;
закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;
развивать навыки словоизменения и словообразования.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве;
учить координировать речь с движениями;
развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
стимулировать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать навыки наблюдательности;
формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи на тему: «Перелетные птицы» в подготовительной группе.
Толстых Татьяна Александровна
Учитель-логопед МБДОУ детский сад №7 «Радуга» с.Кулунда
Дошкольное образование
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы с ОНР
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепить знания детей о перелётных птицах;
активизировать словарь детей по лексической теме «Перелетные птицы»;
учить образовывать сложные прилагательные;
закрепить умение классифицировать птиц по общему признаку;
развивать навыки словоизменения и словообразования.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое внимание, память, тонкую и общую моторику, ориентацию в пространстве;
учить координировать речь с движениями;
развивать у детей умение составлять предложения и отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-воспитательные:
стимулировать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать навыки наблюдательности;
формировать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
беседы о перелетных птицах;
рассматривание картинок с изображением птиц;
прослушивание аудиозаписи пения птиц;
чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль»
Оборудование: презентация power point, аудиозаписи «Голоса сорок в лесу», «Голоса птиц в весеннем лесу», конверт с письмом
Образовательные технологии:
Игровые технологии: «Какой? Какая?», «Назови детеныша», «Чей? Чья? Чьё?», «Улетает – не улетает».
Здоровье сберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика «Живая цепочка», физминутка «Перелётные птицы», малоподвижная игра «Улетает – не улетает».
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. А теперь улыбнитесь нашим гостям и садитесь на стульчики.
Звучит запись «Голоса сорок в лесу».
Учитель-логопед: Ребята, послушайте, вы что-нибудь слышите? Что это за звуки
Действительно, это трещат сороки! Они принесли нам с вами письмо! Давайте его скорее прочитаем!
«Помогите! Помогите! В лесу беда! Злой Волшебник заколдовал перелетных птиц! В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Он не хочет, чтобы вернулись домой птицы, потому что они мешают ему своим пением. Спасите наш лес!»
На слайде представлены 5 картинок с птицами в клетках (скворец, журавль, грач, ласточка, цапля)
Учитель-логопед: Злой Волшебник приготовил для нас задания, которые мы должны с вами выполнить, чтобы спасти птиц. Мы поможем нашим лесным друзьям?
II. Основная часть.
Знакомство с темой занятия.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно, какие птицы заперты в клетках? Как мы можем их назвать? (перелетные птицы)
А кто же такие эти «перелетные птицы» и почему их так называют? Почему они улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, замерзают реки и озера, зимой нет насекомых)
Игра «Какой? Какая?»
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите внимательно на скворца. Давайте выполним первое задание и спасём его! А для этого ответьте на вопросы:
Какой у скворца хвост? (Короткий)
Значит, скворец какой? (Короткохвостый)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка - у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая)
Грач - у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый)
У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый)
Аист - у него красный клюв. Значит, аист (Красноклювый)
Цапля-у неё длинные ноги. Значит, цапля (Длинноногая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (Белокрылый)
У соловья звонкий голос. Значит соловей… (Звонкоголосый)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь наш скворец свободен.
Пальчиковая гимнастика Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почках, | Соединяют большие пальцы с мизинчиками и безымянными пальцами |
Живая в небе плывёт цепочка. | Соединяют большие пальцы со средними |
В рассветной сини курлычет стая, | Соединяют большие пальцы с указательный |
Весну и лето соединяя | Соединяют ладошки |
Учитель-логопед: Посмотрите на эту птичку. Как она называется? (журавль). Приготовьте пальчики, посчитаем до 5 и выпустим ее из клетки!
Один длинноногий журавль, два длинноногих журавля, …, пять длинноногих журавлей
Упражнение «Назови детеныша»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, которую мы будем спасать, называется… (грач)
А для того, чтобы его спасти, нам необходимо назвать его детенышей!
Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один- грачата
Скворец-скворчонок, скворчата;
Кукушка-кукушонок, кукушата;
Аист- аистёнок, аистята;
Стриж-стрижонок, стрижата;
Журавль-журавлёнок, журавлята;
Утка-утёнок, утята.
Учитель-логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием!
Игра ««Чей? Чья? Чьё?»
Учитель-логопед: Ребята, следующая птица, нуждающаяся в нашей помощи – ласточка! А для ее спасения нам необходимо быть очень внимательными. Посмотрите скорее на картинки. Стаи летят высоко, не всех птиц видно полностью.
Чей хвост вы видите? (хвост ласточки – ласточкин хвост)
Чье крыло вы видите? (крыло журавля – журавлиное крыло)
Чью голову вы видите? (голова лебедя — лебединая голова)
Чьи лапки вы видите? (лапки утки – утиные лапки)
Учитель-логопед: Поздравляю, теперь и ласточка на свободе! Ну, а мы с вами, немного отдохнем!
Физминутка «Перелетные птицы». Координация речи с движениями. Выполнение движений в соответствии с текстом.
Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. | Поднимают руки и покачивают ими |
Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. | Опускают руки, встряхивают кисти |
В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. | Разводят руки в стороны, машут руками |
Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | Складывают руки за спиной, приседают |
Малоподвижная игра «Улетает - не улетает».
Учитель-логопед: Ребята, нам осталось спасти последнюю птицу! Кого мы будем освобождать? (Длинноногую цаплю)
Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, опускаете руки. Будьте внимательны!
Лебедь, цапля, снегирь, ласточка, голубь, ворона, жаворонок
Учитель-логопед: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли птицам освободиться!
Звучит аудиозапись с голосами птиц
Послушайте как хорошо звучат их голоса!
III. Итог.
Учитель-логопед: Ребята каким птицам мы сегодня помогали? Какое задание вам понравилось больше? А какое задание показалось самым трудным? Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злого Волшебника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Здоровьесберегающее технологии в коррекции речи дошкольников"
Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....
Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...
Методическая разработка по развитию грамматического строя речи в старшей группе
В данной методической разработке содержится серия дидактических игр по развитию грамматического строя речи для детей старшой группы....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Юные знатоки» приоритетная ОО «Речевое развитие»
НОД по речевому развитию. Систематизирование знаний детей о диких животных, через словесные и дидактические игры....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...