Методическая разработка: Картотека игр для коррекции речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Генералова Евгения Владимировна

Картотека игр для коррекции речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр для коррекции речи88.62 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр,

формирующих правильное звукопроизношение

(для детей дошкольного возраста)

http://xn---99-5cdtbf0hi.xn--p1ai/images/vospital.jpg

«ВО ДВОРЕ» 
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. 
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собакакорова
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки. 
Ку-ка-ре-ку! 
Кур стерегу. 
Кудах-тах-тах! 
Снеслась в кустах. 
Мур-мур-мур, 
Пугаю кур! 
Ам-ам! Кто – там? 
Кря-кря-кря! 
Завтра дождь с утра! 
Му-му-му! 
Молока кому? 
           (А. Барто) 
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

«КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА» 
Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве. 
Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей) 
Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). 
Вышла курочка гулять, 
Свежей травки пощипать, 
А за ней ребятки, 
Желтые цыплятки. 
Ко-ко-ко да ко-ко-ко, 
Не ходите далеко, 
Лапками гребите, 
Зернышки ищите! 
(Т. Волгина) 
Важно
 добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко».

«ЛОШАДКА» 
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и». 
Оборудование: Игрушечная лошадка. 
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и». 

«АВТОМОБИЛЬ» 
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве. 
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. 
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и». 

«БАРАБАН»
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса. 
Оборудование: Барабан. 
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо. 

«КАП – КАП – КАП» 
Цель: Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. 
Оборудование: Картинка с изображением дождя. 
Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку: 
Дождик, дождик, 
Кап-кап-кап! 
Мокрые дорожки. 
Нам нельзя идти гулять – 
Мы промочим ножки. 
(Русская народная песенка) 
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
 

«ТУК-ТУК» 
Цель: Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. 
Оборудование: Игрушечный молоточек. 
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком. 

 «Улитка»

Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] — комар, [ш] — змея, [ж] — жук, [р] — тигр. На игровое поле выкладывается определенный символ.

 Я даю образец выполнения задания. Ребенок

должен добраться до центра спирали улитки,

произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.

«Самолет»

Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета. Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук — [л-л].

Упражнение «Узоры»

Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]—[ж].  Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх — владения жука, низ — комара.

Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть — к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение —

Губу оближи,

Язычок покажи.

Картотека игр и упражнений

на коррекцию речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Картотека игр по формированию лексико-грамматического строя речи в логопедической группе (из опыта работы)"

Коррекция лексико-грамматического строя речи позволяет детям с ОНР сознательно использовать в активной речи точные определения существительных, прилагательных, глаголов. Работа по формиров...

Методическая разработка "Здоровьесберегающее технологии в коррекции речи дошкольников"

Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. ...

Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...

Методическая разработка по развитию и коррекции речи подготовительная группа

Конспект по развитию и коррекции  речи  на тему: «Перелетные птицы» в подготовительной группе.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить знания детей о перелётных ...

Методическая разработка " Картотека занятий по развитию речи"

Цель речевого развития дошкольного возраста-формирование не только правильной, но и хорошей устной речи.Задачи: 1. Развитие словаря. 2. Воспитание звуковой культуры речи. 3. Формирование грамматическо...