Методическая разработка "Здоровьесберегающее технологии в коррекции речи дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Письменская Оксана Владимировна

Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. На занятиях я использую традиционные  методы: артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, различные виды развивающего массажа (самомассаж лица, кистей и пальцев рук, аурикулярный массаж),  мимические упражнения, физкультминутки, биоэнергопластика, фонетическая ритмика, динамические паузы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_zdorovesberezhenie.docx535.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Солнышко»

Районный фестиваль методических разработок педагогов ДОУ

 «Шаг к здоровью»

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников»

SDC10863

Подготовила: учитель-логопед

Письменская О.В.

Городовиковск 2018

Актуальность.

  Система логопедической оздоровительной работы предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий. На занятиях я использую традиционные  методы: артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, различные виды развивающего массажа (самомассаж лица, кистей и пальцев рук, аурикулярный массаж),  мимические упражнения, физкультминутки, биоэнергопластика, фонетическая ритмика, динамические паузы. Использование перечисленных методов, способствует более организованной и продуктивной работе не только над звукопроизношением, но и формированию мелкой моторики, координации движений, положительно влияют на развитие интеллекта.

Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Все  упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи.   Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой следующие задачи:

             1). Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

             2).Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого дошкольника.

             3).Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). 

             4).Развивать  точные, сложнокоординированные  движения руки .

             5).Развивать речь детей.

             6).Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.

              7).Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам.

В процессе коррекционно-оздоровительной работы опираюсь на следующие принципы и методы:

ПРИНЦИПЫ  РАБОТЫ:

  • Принцип комплексного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений.

  • Принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным.

  • Принцип личностно-ориентированного  подхода  к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально.

  • Принцип оздоровительной направленности.

МЕТОДЫ  РАБОТЫ:

  1. Наглядный метод работы – т. е непосредственная демонстрация упражнения логопедом.

  2. Словесный метод работы – проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики, массажа, артикуляционной гимнастики; заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок.

  3. Практический метод – использование различных речевых, артикуляционных игр.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Улучшение качества речи детей.

  2. Развитие мелкой моторики рук детей.

  3. Развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.

  4. Развитие эмоциональной сферы детей.

  5. Активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями. 

     Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов  и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем  социализироваться и адаптироваться в обществе.

Таким образом, работа с родителями предполагает решение следующих задач:

  1. Формировать и стимулировать  мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.

  2. Информировать  родителей о речевых нарушениях ребенка;

  3. Знакомить родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ;

  4. Создавать  единое  коррекционно-развивающее пространство как в ДОУ, так и в домашних условиях;

  5. Формировать  и совершенствовать  педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития своего ребенка.

Для формирования эффективного взаимодействия педагогов и родителей важно учитывать  психологические и индивидуальные особенности, жизненный опыт, собственное видение проблем и мотивов в обучении детей, руководствоваться принципами сотрудничества.

Такими принципами являются:

  1. Индивидуальный подход к каждой семье;

  2. Гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;

  3. Преемственность согласованных действий;

  4. Открытость отношений;

  5. Поэтапность  реализации задач сотрудничества;

  6. Эффективность выбранных форм сотрудничества;

  7. Обратная связь.

Сотрудничество – своеобразный этап в развитии взаимодействия между людьми. Оно предполагает возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его. В процессе сотрудничества важно не просто обучить какому-либо действию, а передать способы познания в какой-либо области.  Именно поэтому, содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными.

Формы работы логопеда  с родителями детей с нарушениями речи.

Индивидуальная и подгрупповая форма работы с родителями включают:

     - анкетирование;

     - консультирование;

     - рекомендации;

     - беседы;

     - практические занятия.

    - родительские собрания.

Данные формы работы используются логопедом в разнообразных видах сотрудничества с родителями.

Консультативно-рекомендательная форма работы:

-  предоставление диагностических данных: первичных, динамических;

- консультирование с ответами на вопросы родителей, касающихся оценки уровня развития ребенка на данном этапе, возможности коррекционной работы, рекомендации по организации условий успешного развития ребенка (индивидуальные, подгрупповые).

- информационные стенды, логопедические уголки.

Практическая форма работы:

-  практические занятия (посещение родителями индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий).

Детские праздники, развлечения:

-  утренники («Осенины», «Новогодний карнавал», «Выпускной бал» и др.). Форма организации: индивидуальная (сольное выступление), подгрупповая (совместное участие в инсценировке и т.п.).

При проведении работы по повышению педагогической  культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная), необходимо сделать акцент на обучении родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результата в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, понимание ими важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку.

Практический, многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными участниками коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в практической деятельности учителя-логопеда.

Самомассаж, точечный самомассаж.

Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения.

  Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций, имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему.

Гимнастика пальчиковая.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, большую роль в стимулировании  центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка.

       У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения.

Положительное эмоциональное общение - первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все вышеперечисленные моменты я учитываю при построении коррекционного процесса.

Ниткография - как средство развития зрительно-моторной координации.

Дети с нарушением речи гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет на настроение детей. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.

Я пришла к выводу о целесообразности проведения специальной работы по развитию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Мы рисуем с помощью обыкновенной верёвочки. Этот приём можно использовать как дома, так и на занятиях. Используя этот приём, я решаю следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь, используя данный приём на занятиях, я не только закрепляю навыки изобразительной деятельности, но и расширяю знания детей по основным лексическим темам.

Результатами данной работы являются: активность и самостоятельность детей, умение находить новые способы для художественной деятельности, умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности, чёткость изображения, расширение активного словаря детей. Рисование с помощью верёвочки - это творческий процесс, который располагает к развитию основных четырёх слагаемых: развитое художественно-эстетическое восприятие, способность представлять будущий рисунок, владение техническими, изобразительными навыками, опыт общения с миром искусства.

Су-джок терапия в коррекционной работе

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе  я успешно апробировала метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, колючими мячиками,а так же игры с цветными прищепками в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Игры с колючим мячом Су-Джок.

По тропинке, по дорожке

Топают к нам чьи-то ножки.

Это ёжик, посмотри

                                                К нам пробрался из глуши.                                               По столу всласть находился

И в ручей потом свалился.

                                                                                            

Уколоть он нас решил

Только понял – нету сил.

Он пофыркал, с пальцев слез

И ушёл обратно в лес

Использование ипликатора Кузнецова

 в коррекционно-логопедической работе.

Речевые процессы являются сложнейшей системой сенсомоторных координаций, имеющих специфическую организацию. Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляции, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализатор. Речевой процесс опирается на ряд совместно работающих зон мозговой коры, каждая из которых имеет своё специфическое значение для организации речевой деятельности в целом. Таким образом, речевая деятельность осуществляется по принципу объединения реагирующих центров и проводящих путей в единую функциональную систему. Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребёнка.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речедвигательный анализатор регулирует и координирует всю речевую деятельность. В процессе развития ребёнка видно, что постепенное усложнение двигательных навыков способствует и усложнению артикуляции. У детей с речевой патологией из-за недостаточности развития двигательно-моторной сферы нарушается артикуляционный процесс и дифференцированные движения руки. Двигательная активность ребёнка является в большинстве случаев проявлением его эмоционального поведения. Положительное эмоциональное общение - первейшая необходимость, которая способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Все вышеперечисленные моменты я учитываю при построении коррекционного процесса.

Принимая во внимание вышесказанное, процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, ипликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактические лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе). Ипликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. Занятия по предлагаемой методике провожу в игровой форме.

Мною собран и систематизирован лексический материал по всем изучаемым темам. Изложение лексического материала представлено в виде коротких стихотворных форм, которые оформлены в альбом. На моих занятиях иппикатор Кузнецова представлен как мощный мотивационный фактор, способствующий развитию познавательной деятельности ребёнка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение гласных звуков с движением и прожимами на ипликаторе Кузнецова пальцев обеих рук.

Руки не напряжены, расположены на ипликаторе. Кисти рук при этом располагаются как при игре на фортепиано. Они округлены и свободны. Началу каждого звука (слова, фразы) соответствует поочередное нажатие пальцев руки. Постепенно ввожу усложненный речевой материал. Хотелось бы отметить положительные результаты: улучшение интонационной стороны речи, расширение диапазона голоса, развитие модуляции голоса, закрепление нужных координаций голосового и дыхательного аппарата, процессы автоматизации и дифференциации звуков происходят у детей в более короткие сроки. Удачно сочетается коррекция звукопроизносительной стороны речи и работа над просодикой. В результате: голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети научились интонацией выделять отдельные слова или группы слов.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами. Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения. Гимнастика для глаз  благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Проводится ежедневно по 3-5 минут  в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки. При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Гимнастика дыхательная.

 Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

        Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов. Ее предназначение-совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и  подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке. У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Ее правильное и систематическое проведение в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии - усвоению слов сложной слоговой конструкции.  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.


Цель артикуляционной гимнастики -  выработка полноценных движений и определенных  положений  органов  артикуляционного  аппарата,  необходимых для правильного произншения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений  за 1 раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Таким образом, в результате  использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

 - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;

 - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; - развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом, а так же создает условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду.

Приложение

Самомассаж

                                 Самомассаж лица «Озорные мишки»

 Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

 

 Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

 

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом – круги по лбу, также, считая до 30 Делать по 1разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

 

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

 

 Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

 

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

 

 

Самомассаж лица  «Снежок»
Белый-белый мельник         Провести пальцами полбу от 
Сел на облака.                                         середины к вискам.

Из мешка посыпалась         Легко постукивать пальцами по
Белая мука.                                                            щекам.

Радуются дети,                         Указательными пальцами, сжатыми
Лепят колобки.                                 в кулак, растирать крылья носа.

Заплясали сани,                    Указательными пальцами массировать
Лыжи и коньки.                         углубления на верхней челюсти под
                                                                   ноздрями и за ушными раковинами.

Самомассаж «Игра с ушками»

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

 

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

 

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

Игра "Дарики-комарики"

Соединить большой и указательный пальчики на обеих руках,

вращать кисти рук(как фонарики).

Дарики, дарики,

дарики-комарики!

Вились, вились,

В носик впились!    На эти слова пощипываем соединенными

                                    пальчиками нос и говорим:

Кусь-кусь,

Кусь-кусь!              

                                     Затем опять вращаем кисти рук под слова:

Дарики, дарики,

Дарики-комарики!  

Вились, вились,

В щечки впились!      Пощипываем щечки.

И так  далее, пощипываем  ушки, шейку, волосики, ручки ,ножки, животик, все что угодно)))

В конце игры  "ловим" комара - хлопаем в ладоши.

Пальчиковая гимнастика

 Комплекс  1

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был? 
С этим братцем в лес ходил.
 
С этим братцем щи варил.
 
С этим братцем кашу ел.
 
С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца. 

 Комплекс  2

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки,
 
Лисичке-сестричке,
 
Воробью, синичке,
 
Мишке толстопятому,
 
Заиньке усатому.

 Комплекс  3

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка,
 
Этот пальчик - папочка,
 
Этот пальчик - мамочка,
 
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. 

 Комплекс  4

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик - прыг в кровать!
 
Этот пальчик прикорнул,
 
Этот пальчик уж заснул.
 
Тише, пальчик, не шуми,
 
Братиков не разбуди ...
 
Встали пальчики, ура!
 
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики. 

 Комплекс  5

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу! 
Покажи свою охоту.
 
Большому - дрова рубить.
 
Печи все - тебе топить.
 
А тебе - воду носить.
 
А тебе - обед варить.
 
А малышке - песни петь.
 
Песни петь, да плясать,
 
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Су-джок терапия

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках су-джок) 
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

« Шла большая черепаха 
   И кусала всех от страха,
  (дети катают су-джок между ладоней)
  Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)

Никого я не боюсь»
(дети катают су-джок между ладоней)
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, 
на клубочек ты похож. 
(дети катают су-джок между ладонями) 
На спине иголки 
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. 
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, 
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, 
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже 
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи. 

(дети катают су-джок между ладонями) 
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо су-джок на большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо су-джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец).

Гимнастика для глаз

 Комплекс 1

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 2

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

Комплекс 3

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Дыхательная гимнастика

«НАКАЧКА»

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И.П.- стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй ( 1 раз )

.

«ПЫЛЕСОС»

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И.П.- стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»

(На напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко, разморило - расслабиться.

         

«ПОТЯГПВАНИЕ»

(Энергетическая подзарядка клеток)

И.П.- стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела.

«МАШИНА»

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

«СОБАЧКА»

(Закаливание зева)

И.П.- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрее дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как этот делает собачка).

                                                       

«МЕДУЗА»

(Упражнение на релаксацию)

И.П.- стоя, глаза закрыты. Тело максимально расслабленно, до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.

«ТРЯСУЧКА»

(Стимулирует обменные процессы)

И.П.- стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз).

«ИГРА С ПЕСКОМ»

(На напряжение и расслабление мышц)

На вдохе - песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

       

«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ».

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания,

                                              носовое и кожное дыхания)

И.П.- стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

«СЕНЬОР ПОМИДОР»

                                 (Способствует улучшению микроциркуляции в ткани

                                             лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

И.П.- стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).                                

«ШАРИК»

Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

                   

«ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»

Летают бомбардировщики («В»), истребители («И»), бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В»), взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР»), идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

«ПЕТУШОК»

Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

«ЛЕВ»

Дети растопыривают пальцы (когти) и изображают рычание льва, готового к нападению.

«НЫРЯНИЕ»

И.П.- стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

«ВЬЮГА»

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Артикуляционная гимнастика

Статические упражнения
1. «Лопаточка»  
широкий язык высунуть,  расслабить,  положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. «Чашечка» 
рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3. «Иголочка» 
рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
4. «Горка» 
рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
5. «Трубочка» 
высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
                                               Динамические упражнения
1. «Часики» 
высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.
2. «Лошадка» 
присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку Проделать 10-15 раз.
3. «Грибок»
 раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
4. «Качели»  
высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.   Упражнение  проводиться  под счет логопеда 10-15 раз.
5. «Вкусное варенье»
высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
6. «Змейка» 
рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр»  
высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств у дошкольников с ФФН

Тема: «Овощи»

Цели. 

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

  • Формировать понимание и навык употребления в речи имён существительных единственного и множественного числа.
  • Развивать физиологическое  дыхание.
  • Развивать творческое воображение, конструктивный праксис.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Самомассаж с помощью массажных мячиков.

В огороде нашем                                      Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу.
Нет редиски краше
.
Как сочна, красна, кругла,                        
Дети катают мяч вперёд-назад.
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,                                   
Дети выполняют круговые  движения, катая мяч по ладоням.
Жёлтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,                              
Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавливают на него.
В ста одёжках старичок?

– Ребята, посмотрите, что привёз нам грузовик? (Овощи.)
– Откуда он их привёз?
– Где растут овощи?
– Сегодня мы будем рассматривать овощи и говорить о них.

2.  Уточнение и расширение словаря.

Достаю из грузовика овощи по одному, предлагаю детям потрогать их и рассмотреть, задаю вопросы.

– Что это? (Это морковка.)
– Какая она? 
(Она длинная, гладкая, красная.)
– Что это? 
(Помидор.)
– Какой он? 
(Он круглый, красный, мягкий.)
– Что это? 
(Это огурец.)
– Какой он? 
(Он зелёный, длинный, колючий.)

  1. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Капуста».

Дети кладут руки ниже рёбер, делают вдох и надувают живот как капуста (под счёт до «трёх»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку).

4. Физкультминутка

Координация речи с движением.

В огород пойдём,                             Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем                 
Выполняют наклоны с имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем                      
Выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой.
Срежем мы кочан капусты,             
Одной рукой, держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.
Круглый, сочный,                            
Рисуют в воздухе круг три раза.
очень вкусный.  
Щавеля нарвём немножко              
Приседают и выполняют имитирующие хватательные движения обеими руками.
И вернёмся по дорожке.                  
Идут по кругу, взявшись за руки. 

Пластические этюды.

Изобразите капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; солёные огурцы в банке.

5. Формирование понимания и навыка употребления имён существительных единственного и множественного числа.

Покажите, где помидор, помидоры и т.д.
Я покажу овощи, а вы их назовите.

Игра «Закончи предложение»

Вот один помидор, на тарелке – … (помидоры).
Вот один огурец, а в банке – … 
(огурцы).
Вот один кабачок, а на стуле лежат … 
(кабачки).
Вот одна тыква, а на полу лежат … 
(тыквы).

6. Развитие конструктивного праксиса

Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.
Теперь достаньте такие же, но разрезанные на части картинки. Возьмите их и попробуйте собрать, чтобы овощи стали целыми.

7. Итог занятия: Молодцы, ребята! Очень хорошо поработали! Давайте сейчас с вами подведем итог, и вспомним, что нового вы узнали  на сегодняшнем занятии.

Национально-региональный компонент в коррекционно-логопедической работе.

В своей коррекционно-логопедической работе особое место отвожу использованию национального компонента в виде калмыцких народных считалок, скороговорок.  Считалки, скороговорки  или «числовые загадки», применяемые в логопедической работе позволяют дошкольникам  познакомиться  калмыцким фольклором, традициями калмыцкого народа, лучше запомнить словесный материал. По своей форме считалки — это рифмованные двустишия и трехстишия, способствующие их запоминанию. Они учат   детей счету, повторяя число  троекратно. Например, «Негн, негн, негн» — «один, один, один»; или шел счет по три «негн, хойр, єурвн» — раз, два, три). Троекратное повторение  цифр способствовует  быстрому запоминанию. Кроме того, использование калмыцких народных считалок, потешек – способствует положительному формированию эмоциональной сферы, а так же  личности дошкольников в целом.

Хочется привести пример образца считалки, составленный из наименования птицы или животного. В конце пересчета произносится  междометие «гекс», которое указывает  на водящего или на выбывание. Оставшийся игрок становился водящим.

Кен   хііхмб:                                                                              

Кермн, Ялмн,

Ноhала, Девяля,

Начн, Зорхн

Кекяля, hокала.

Гекс! 

Кто ищет: 

Белка или тушканчик,

зайчик, родившийся летом,

зайчик, родившийся осенью,

сокол или барсук,

кукушечка или гагара.

Знакомство с « пальчиками» на калмыцком языке

Большой палец — эркя,

Указательный палец — хумха,

Средний палец — дунд хурєн,

Безымянный — нерн уга,

Мизинец — чигчя (чигчхі) 

Калмыцкая считалочка (Развитее моторики пальцев рук)

Апчин, Чипчин,

Келмн, Зелмн,

Харда,Барда,

Чикн,Таш.

(Проговаривание считалочки, с последовательным загибанием пальцев)

 

Развитие общей координации.

Упражнение «Заяц»

Дети стоят полукругом. Логопед считает:

Зайчик, зайчик, это ты

Ускакал из Элисты?

Ускакал из Элисты,

Доскакал до Башанты?

Доскакал до Башанты,

Съел капусту и в кусты?

Ты или не ты?

Ребята располагаются вокруг выбранного по считалке водящего, водящий напевает, приплясывает, показывает жестами, как заяц прыгает, садится на задние лапы, умывается. Кто подражает лучше всех, того водящий выбирает на свое место.

«Я- страшный жук»

На одной стороне площадки чертится линия, за нею дома детей. Остальное пространство- степь. В степи отчерчивается место жука.

Дети идут в степь собирать кизяки (имитируют, наклоняняясь вниз и выпрямляюсь), расходятся в рассыпную по всей площадке. Вдруг выбегает «страшный жук», летит, произнося слова:

Я страшный жук,

У меня длинный ус,

У меня большой нож,

Бойтесь меня!!!

Дети убегают от жука в свои дома за линию. Тех, кто успеет поймать, он слегка щекочет усами.

Конспект  логопедического занятия: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе логопеда »

Цель:

применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • обучить детей приёмам сохранения здоровья:
  • восстановления сил,
  • развития переключаемости,
  • снятия напряжения,
  • стимуляции работоспособности и мышления.

Ход занятия.

Вы пришли на логопедическое занятие после уроков и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»

(Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, 
на руках – запястья, локти, 
Темя, шея, плечи, грудь 
И животик не забудь! 
Бёдра, пятки, двое стоп, 
Голень и голеностоп. 
Есть колени и спина, 
Но она всего одна! 
Есть у нас на голове 
уха два и мочки две. 
Брови, скулы и виски, 
И глаза, что так близки. 
Щёки, нос и две ноздри, 
Губы, зубы – посмотри! 
Подбородок под губой 
Вот что знаем мы с тобой!

3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Сделаем упражнение «Очищающее дыхание». – ( Под спокойную  музыку –– музыкотерапия).  Давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный  эффект).

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).

4. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз.

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

5. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево … 
Смотрит вправо... 
А потом опять вперед — 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на».

6. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. 
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны 
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам, 
растяну я, как лягушка 
потяну – перестану, и нисколько не устану! 
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.)

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. 
Губы чуть приоткрываются…. 
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы! 
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! 
Он на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! 
Я растаять ей велю – напряженье не люблю! 
Язык на место возвращается 
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

7. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

8. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу»

- в баночках разная крупа (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

9. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 
Ладошки вниз, 
А теперь их на бочок 
И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки 
Ни минутки не сидят 
Ловко прыгают подружки, 
Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем, 
А другую разжимаем 
А потом их поменяем 
И лезгинку начинаем.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем 
И кольцо мы получаем: 
1/2 1/3 1/4 1/5 
Поздоровались пальцы опять! 
1/5 1/4 1/3 1/2 
Закрепили кольца-слова!

Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к учебным упражнениям.

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии .
  2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.
  3. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012г.
  4. Панфёрова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г.
  5. Кудинова М.А. здоровье сберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников

Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

                    Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а зн...

Методический аспект развития и коррекции речи дошкольников посредством изобразительной деятельности

Методический аспект развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.Значение изобразительной деятельности в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи....

Педагогический проект "Здоровьесберегающие технологии в коррекции речи дошкольников"

Применение здоровьесберегающих технологий, таких ткак: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, биоэнергопластика, кинезиотерапия, Су-Джок терапия, массаж и самомасс...