МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dosuga.docx | 26.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Разработан и проведён
музыкальным руководителем
Чегиной Ириной Ивановной
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга.
ЗАДАЧИ:
- Развивающие
● Развитие творческих и познавательных способностей детей.
● Развитие мелкой моторики.
● Развитие умения работать в коллективе.
● Развитие слухового и зрительного внимания и ассоциативного
мышления.
● Расширение кругозора детей о русском фольклоре.
- Образовательные
● Развитие творческого воображения и фантазии, потребности к
самовыражению в различных видах творческой деятельности.
● Развитие способности к сопереживанию, ответственности.
● Развитие речи, движений, ориентировки в пространстве.
● Обучение приемам народного пения.
● Развитие темпа, ритма в движении и речи.
- Воспитательные
● Формирование основ коллективной творческой деятельности.
● Формирование коммуникативных навыков свободного общения детей друг с другом.
● Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
- Коррекционные
● Развитие фонематического восприятия.
● Обогащение словарного запаса по темам «Русская народная одежда», «Русские народные инструменты», «Русские народные традиции».
● Автоматизация поставленных звуков на материале малых
фольклорных форм, а также музыкальном фольклоре.
● Развитие координации речи с движением.
РЕПЕРТУАР:
● «Тропиночка – тропинка» (Сборник танцевально - игровых
Композиций для музыкального руководителя «Ку-ко-ша»)
● «Прялица» (обр. Т. Ломовой) (Сборник «Гармошечка – Говорушечка
№5)
● Песня – прибаутка «Скок – поскок»
● «Как у наших у ворот…» (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)
● «Долговязый журавль» (И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)
● «Самовар» (Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)
● «Угощаем, угощаем…» (Сборник «Колокольчик» №26 2007 г.)
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ:
● «Ваня – простота»
● «Дед Сысой»
● «Колокольчик»
● «Колечко»
● «Плетень»
Звучит русская народная музыка «Тропиночка – тропинка»
(Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша)
Дети змейкой проходят по залу, выполняют движения и садятся на скамейки.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались на осенние посиделки. В давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали они работы в поле, хлеб в закрома убирали – коротать долгие осенние вечера вместе на посиделках. А одеты они были почти также, как мы с вами сегодня. А во что мы с вами сегодня нарядились?
(Дети перечисляют, во что они одевались: сарафаны, кокошники, рубахи, штаны, онучи, картузы, лапти)
Вот мы сегодня оделись так, как одевались очень – очень давно наши прапрабабушки и прапрадедушки и собрались в моей горнице (самой светлой, нарядной комнате в доме) на посиделки.
Обратить внимание на оформление: на заднем плане – баннер с изображением горницы.
И как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Люди проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вытачивают. А чтобы скучно не было, то песню затянут, то шуткой перебросятся – вот работа у них и спорилась.
Дети:
- Под малиновым кусточком шелкова трава растёт.
Под рябиновым кусточком цветик розовый растёт.
Под калиновым кусточком наша Катя платье шьёт.
- Иголка, иголка, ты тонка и колка,
Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.
Хозяюшка: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
Хозяюшка: В низенькой светелке огонек горит. Молодая пряха под окном сидит.
Обратить внимание на прялку на баннере.
Хозяюшка: А что такое прялка? (Выслушиваются ответы детей)
Это предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Раньше прялка в доме имела важное значение, с её помощью можно было одевать всю семью.
Хозяюшка: Наши девочки тоже умеют прясть…
Песня – танец «Прялица»
(обр. Т. Ломовой) (Сборник «Гармошечка – Говорушечка» №5)
Хозяюшка: Любил русский народ потешки, шутки – прибаутки, пословицы и поговорки и сегодня мы с вами их ещё вспомним. А ещё скороговорки были желанными гостями на народных праздниках. Соберётся молодёжь, и устраиваются соревнования: кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.
А вы знаете скороговорки?
Дети:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку, а потом пришла домой села на индюшку.
- Кукушка кукушонку купила капюшон, кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Тары – бары, растабары, у Варвары куры стары.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
- Идут бобры в сыры боры.
Хозяюшка: А какие вы знаете потешки и прибаутки?
Песня – прибаутка «Скок-поскок»
После исполнения потешки девочки садятся, мальчики стоят в кругу, в середину которого выходит девочка. Двигаясь спокойным шагом по внутреннему кругу, она читает потешку.
Девочка: Ой, ду-ду, ой ду-ду! Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, пастушку отдала.
С последним словом девочка дотрагивается до одного из мальчиков. Тот выходит на середину круга и так же читает потешку.
Мальчик: Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют.
Хозяюшка: Издавна на Руси умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка, из дерева выточена, раскрашена, а если возьмёт её мастер в руки, то и заиграет она. А ну-ка подходи, весёлый народ! Вот вам ложки звонкие, поиграйте, нас порадуйте!
Песня «Как у наших у ворот…»
(И. Каплунова, Н. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)
(Дети садятся на скамейки)
Хозяюшка: Да, порадовали вы меня и наших гостей. Хорошо умеете петь и играть на ложках!
Хозяюшка: Осень в гости пришла, нам добра принесла: лён, конопель, рожь, пшеницу и ячмень!
Солнце поднимается, заря загорается, а наши жницы на поле идут, поют, заливаются…
Хозяюшка: Приглашаю вас на танец «Калинка»
Танец «Калинка»
(Т. Суворова Диск №1 «Танцевальная ритмика для детей)
Хозяюшка: Танцуете вы тоже очень хорошо. А какие знаете вы русские народные инструменты?
(Дети перечисляют: ложки, трещотки, колокольчики, балалайка, рубель…)
Хозяюшка: А я знаю, что вы и играть умеете на этих музыкальных инструментах.
Хозяйка раздает детям русские народные инструменты: ложки, ложку – веер, круговую трещотку, кастаньеты, рубель, трещотки.
Шуточная песня «Долговязый журавль»
(И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)
(в припеве дети играют на русских народных музыкальных инструментах)
(Дети садятся на места)
Хозяюшка: Русский народ сочинял ещё и заклички. Закличками люди звали весну, осень, лето, просили хорошей погоды и богатого урожая. А какие вы знаете заклички?
Дети:
- Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим!
С обильными хлебами, перелётным журавлём.
- Осень, осень, гости недель восемь!
С громами сильными, с дождями, ливнями,
Лейся, дождик с неба будет больше хлеба.
- Осень, осень, сноп последний носим,
Приходи к нам с ливнем, хлебом обильным,
Со льном высоким, с корнем глубоким.
Хозяюшка: Любил русский народ природу, уважал её! А самым любимым деревом была березка…Вот и слагал он песни про неё. Давайте споём песню «Во поле береза стояла…»
Песня «Во поле береза стояла…»
(И. Каплунова, И. Новоскольцева «Как у наших у ворот…»)
Хозяюшка: А дети, конечно же, больше всего любили играть! Вот и наши дети играют, Ваню потешают.
На середину зала выезжает мальчик верхом на лошадке (голова у лошадки на палке)
Девочка: Куда Ваня едешь, куда погоняешь?
Мальчик: Сено косить!
Девочка: На что тебе сено?
Мальчик: Коров кормить.
Девочка: На что тебе коровы?
Мальчик: Молоко доить, малых детушек поить!
Хозяюшка: А поиграй-ка с нами, Ваня!
Игра «Ваня – простота»
Хозяюшка: Много сложено пословиц и поговорок о труде, о трудолюбии. Не любил русский народ лентяев, смеялся над ними! Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Пословицы и поговорки:
● Поскорей подрастай да к работе поспевай!
● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
● Что посеешь, то и пожнешь.
● Мала пчела, да и та работает.
● Кто не работает, тот не ест.
● Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Выходит мальчик Тит с большой ложкой в руках, говорит: « Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону»
Девочка: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит!
Девочка: Тит, иди сено косить!
Тит: Спина болит!
Девочка: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети хором: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Хозяйка: Собирайся, детвора, жжет вас русская игра. Какие вы знаете народные игры? ( Дети перечисляют: «Дед Сысой», «Колокольцы – бубенцы», «Плетень», «Колечко», «Золотые ворота», «Кот и мыши», Гори, гори, ясно…)
Игры:
«Дед Сысой», «Колокольцы – бубенцы», «Плетень», «Колечко»
«Сапожник», «Золотые ворота»
Хозяюшка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!
Музыкально – ритмическая композиция «Самовар»
(Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)
Песня «Угощаем пирогами»
(Сборник «Колокольчик» №26 2007 г.)
Хозяюшка: Мы гостей всегда встречаем, круглым, пышным караваем (выносит пирог). Посиделки всегда были с чаем с пирогами, вот и мы тоже будем угощаться чаем, пирогами, сушками, баранками!
Хозяюшка: Что ж, мои дорогие, славно мы с вами повеселились! Делу время – потехе час! Жду вас на посиделки в другой раз!
Дети выходят из зала под русскую народную музыку
«Тропиночка- тропинка»
(Сборник танцевально – игровых композиций для музыкальных руководителей «Ку-ко-ша»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи
Профессиональная ориентация - это один из элементов культуры человека. Это сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении....
Тематическое планирование по развитию связной речи детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.
Темы разработаны в соответствии с возрастными особенностями развития....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Путешествие по Санкт –Петербургу»
Прогулка по самому красивому городу на свете, по нашему любимому Санкт-Петербургу....
Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность
Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...
Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.
Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...
БЕСЕДА По окружающему миру для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи на тему : «Осень »
Беседа на тему «Осень» в подготовительной группе еЦель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явленияхЗадачи:Обобщить и систем...
Сценарий тематического занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.
laquo;ОСЕНЬ в гости к нам пришла»На занятии с детьми проводились хороводы, игры,упражнения в соответствии с возрастными особенностями....