Консультация для педагогов "Организация и проведение речевых праздников народной тематики вгруппах для детей с речевыми нарушениями"
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Проведение праздников народной тематики с детьми, имеющими нарушения речи.
В.В. Кишова, учитель - логопед
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска
Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник - это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
Как правило, в дошкольных образовательных организациях, работающих с детьми, имеющими нарушения речи, учителями – логопедами проводятся речевые праздники – это досуговые мероприятия, организуемые с воспитанниками и их семьями, позволяющие детям, с одной стороны, в увлекательной форме закрепить речевые навыки, а с другой, приобщить родителей к совместной работе по преодолению речевых нарушений детей.
Исходя из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада (организация коррекционной помощи, нравственно-патриотическое, экологическое воспитание), мы сделали попытку сочетать содержание данных направлений при организации и проведении речевых праздников народной тематики с детьми с общим недоразвитием речи.
Организация такой формы совместной деятельности детей и взрослых способствует формированию у воспитанников познавательного интереса к русским народным календарным праздникам, обогащению представлений о русских народных традициях, народном творчестве (хороводы, песни, заклички, пословицы, считалки, игры, и т.п.) и, конечно же, направлена на развитие всех компонентов устной речи, коммуникативных навыков детей.
Целесообразность такого построения содержания коррекционно-развивающей работы обусловлена наличием в комплексном планировании таких тем как «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица». Некоторые из традиционных логопедических тем также вполне сопоставимы с календарём русских народных праздников: «Осень» - праздник «Осенины», «Перелётные птицы» - праздник «Жаворонки».
Народные праздники, песни, сказки, игры пословицы, поговорки издавна считаются средствами воспитания и развития детей. Учитывая особенности детей с нарушениями речи, при разработке сценариев речевых праздников народной тематики для нас важно было обеспечить коррекционную направленность различных видов устного народного творчества. Так, редкие и многозначные слова по тематике праздника обогащают словарь детей, а пословицы и поговорки способствуют пониманию переносного значения фраз и выражений. Считалки, речевки, запевки, хороводные игры, притопывания способствуют вырабатыванию чувства темпа и ритма, развивают у детей чувство рифмы. Чтение стихов, потешек, поговорок стимулирует развитие интонационной стороной речи. Русские народные песни, запевки, частушки являются удачным материалом для работы над силой, высотой, интонационной выразительностью голоса. Исполнение русских народных мелодий на музыкальных инструментах благотворно сказывается на развитии слухового восприятия детей, чувства ритма, темпа. Диалоги и монологи при исполнении ролей в инсценировках развивают связную речь. Русские народные игры, загадки оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, мышления.
Кроме того, речевые праздники народной тематики, включающие различные формы детской деятельности (игры, беседы, загадки, конкурсы, исполнение песен, музыкально-ритмических движений и пр.), способствуют не только речевому и познавательному развитию детей, но и социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, физическому развитию воспитанников.
В формировании у детей интереса к обычаям и традициям русского народа важную роль играет семья ребёнка, так как именно в семье закладываются основы нравственного развития личности ребёнка, формируются начальные представления о социокультурных ценностях, традициях русского народа.
Для того, что бы работа с семьями воспитанников была эффективной, в начале учебного года педагоги предложили родителям (20 человек) принять участие в анкетировании «Русские народные праздники: что мы о них знаем?». В результате анализа ответов педагоги выяснили, что преобладающее большинство родителей (90%) считают необходимым знакомить детей с народными традициями, однако только 65% участвующих в анкетировании родителей рассказывают своим детям о традициях и обычаях русского народа. При этом лишь 35% родителей отметили, что они хорошо знают русские народные традиции. Положительным фактором для дальнейшей совместной работы с семьями воспитанников была готовность практически всех родителей (95%) участвовать в совместных мероприятиях (праздниках, развлечениях) народной тематики.
После проведения анкетирования с родителями был проведен ряд консультаций: «Народные праздники: обряды, традиции, обычаи», «Роль народных праздников в становлении культуры нашей страны», «Отголоски прошлого сегодня», которые способствовали повышению уровня осведомленности родителей, стимулировали интерес к праздникам, желание принять участие в их проведении. Так же нами были выпущены памятки, посвященные праздникам: «Гори, гори ясно» («Масленица»), «Рождество», «Святки».
В дальнейшем при подготовке к праздникам родители принимали активное участие в изготовлении атрибутов, костюмов, декораций для мероприятий. С большим удовольствием взрослые совместно детьми исполняли роли, участвовали в хороводах, народных играх, конкурсах.
В конце учебного года для детей и родителей была организована итоговая викторина «По страницам народных праздников». Наиболее яркие моменты прошедших развлечений семьи наших воспитанников отразили в коллажах, фотогазетах. По наблюдению педагогов и родителей дети стали проявлять интерес к народному творчеству, обычаям, использовать пословицы, поговорки, загадки, организовывать народные игры.
Таким образом, речевые праздники народной тематики позволяют не только эффективно проводить работу по закреплению речевых навыков детей, но и способствуют развитию у них нравственных чувств, художественного мировоззрения, формируют эстетический вкус, а также способствуют приобщению воспитанников и их семей к русским народным традициям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями
Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...
Консультация для родителей о различных формах и моделях воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
В работе отражен материал, позволяющий дать предствление о важном этапе в развитиии ребенка - формирование речи, а также формах и методах работы, направленных на коррекцию речевых нарушений....
Единый речевой режим в разновозрастной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данный материал будет интересен логопедам как образец по заполнению документации по взаимодействию с воспиателями логопедической группы...
Развитие речевого, творческого и интеллектуального потенциала у детей с речевыми нарушениями, через театрализованную деятельность.
Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом...
Консультация для родителей о различных формах и моделях воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклоне...
Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонен...
Мониторинг основных показателей речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 7-го года жизни «Солнышко» за 2021– 2022 учебный год
Мониторинг основных показателей речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 7-го года жизни «Солнышко» за 2021– 2022 учебный год...