Консультация для родителей о различных формах и моделях воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
консультация (младшая группа)

Ламакина Ольга Геннадьевна

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов.  Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._dlya_rodit-_rechevye_narusheniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей о различных формах и моделях воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.

Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе.

В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
        Речедвигательная ритмика – совокупность движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений (корпусом, головой, руками, ногами), оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Речедвигательная ритмика занимает определённое место в системе комплексного подхода в обучении детей, служит целью нормализации речи, путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно–мышечный аппарат детей, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений. Ритмика способствует формированию двигательных умений и навыков, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей, развитию ловкости, координации движений.

С использованием речедвигательной ритмики развиваются внимание и память, оптико-пространственное представление, темпоритмическая переключаемость и координация движений, а так же развитие и коррекция речи: воспитание ритма и темпа дыхания и речи.

Во всех формах организации занятий внимание воспитателя, физкультурного и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребёнка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи. Обращается внимание на овладение детьми двигательными навыками, на умение ориентировать в окружающем, на понимание смысла предлагаемых заданий, на способность активно преодолевать трудности, проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой, представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка (взрослого) собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

Средствами речедвигательной ритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс, вверх на голову и т.д.), туловища (вправо – влево, наклоны вперёд, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).

Большое место на наших занятиях с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

      Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной  форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка».

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, чёткость, быстрота реакций, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), малые (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжении с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лёжа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастической стенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска, скамейка), по подвижности (мостик – качалка), по расположению в пространстве (горизонтальная или наклонная доска или скамейка). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а так же остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Положительными особенностями применения физических упражнений является:

1) универсальность (в организации нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение).

2) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок).

3) возможность длительного применения, которое не имеет органического перехода из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

Уровень развития  речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка - пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики,  резиновые мячики, пищащие игрушки.

Особое место занимает прием рисование пальчиками краской. В процессе рисования развиваются ориентировочно-поисковые движения, ребенок учится фиксировать и удерживать объект в поле зрения. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подобраны к определенной теме занятий.  В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект, используя доступные ребенку речевые средства. Опускаем ладонь в краску и оставляем отпечаток на листе бумаги и малыш с удовольствием повторяет все, что ему показываем. Также  рисуем с помощью пробки, губки,  получаются рисунки- печати. Рисуем на подносе  - рассыпаем манную крупу или песок и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко,  дорожку,  травку,  снег.    

      На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге». Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Таким образом, неречевые движения прямо связаны с процессом формирования речи. Развивая мелкую моторику, чувство ритмики и т.д.,  работаем над постановкой правильного дыхания,  совершенствуется произношение, активизируется речевая деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...

Использование нетрадиционных техник рисования в корекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями.

Выступление на сименаре для воспитателей и учителей начальных классов. Презинтация детских работ дошкольной группы по использованию на занятиях изо деятельности нетрадиционных техник изображения....

Консультация для родителей о различных формах и моделях воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

В работе отражен материал, позволяющий дать предствление о важном этапе в развитиии ребенка - формирование речи, а также формах и методах работы, направленных на коррекцию речевых нарушений....

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность....

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Консультация для родителей "Ориентиры специалистов и семьи в воспитании и обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста".

Старший дошкольный возраст современными психологами понимается, прежде всего, как возраст становления произвольности, на которой и строится готовность ребенка к обучению, принятию на себя социальных р...