Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонениями в развитии многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Исправление или другими словами коррекция отклонений в развитии и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_office_word.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Новицкая Людмила Филипповна,
Учитедь-логопед,
МБДОУ «ДС № 335 г. Челябинска»
Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонениями в развитии многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Исправление или другими словами коррекция отклонений в развитии и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении МБДОУ ДС №335 г. Челябинска открыта одна группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, на базе разновозрастной и смешанной группах.
Успех коррекционно-воспитательной работы в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется строго продуманной моделью, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности воспитанников.
Логопедизации в образовательного процесса определяется взаимодействием учителя-логопеда и специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Педагоги комбинированных групп строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Модель совместной коррекционно-педагогической работы, намеченной специалистами, направлена на формирование и развитие двигательных и речевых сфер, по средствам интеграции образовательных областей. Содержание непосредственно образовательной деятельности, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной предметно – пространственной речевой среде.
Для создания модели взаимодействия специалистов нами была создана творческая группа, в которую вошли все специалисты учреждения и педагоги групп комбинированной направленности для детей с ТНР. Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной деятельности воспитанников ДОУ.
Так, учитель – логопед:
- обязательно выполняет требования адаптированной образовательной программы;
- способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, что требует взаимодействия в работе педагогических работников, законных представителей с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития;
- несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ОВЗ;
- организует и проводит непосредственно образовательную деятельность с детьми группы комбинированной направленности с ТНР;
- создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья воспитанников;
- консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Как правило, у детей с ТНР кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем, их работоспособность резко меняется.
Таким образом, деятельность педагога – психолога направлена на содержание психического здоровья каждого воспитанника логопедической группы:
-психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных планов развития воспитанника;
-проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации.
У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях групп комбинированной направленности для детей с ТНР представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
При этом каждый из специалистов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- участие учителя-логопеда в режимных моментах.
Музыкальный руководитель, развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Инструктор по физической культуре, развитие и формирование:
- слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
В задачу воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ТНР входит обязательное выполнение требований основной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей групп комбинированной направленности для детей с ТНР, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом коррелирует с деятельностью логопеда и педагога-психолога. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется первичное представление о названиях основных цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными.
Таким образом, вся коррекционно – развивающая деятельность строится на интеграции образовательных областей
Воспитатели групп комбинированной направленности для детей с ТНР:
- организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
- согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с ОВЗ с учителем-логопедом и педагогом-психологом;
-соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с ОВЗ;
- создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях и другой деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.
Все специалисты ДОУ предъявляют единые требования к проведению интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР, руководствуясь следующими принципами:
- Непосредственно образовательная деятельность строится на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Непосредственно образовательная деятельность проводится систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
-Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения предлагаемого материала.
Эффективность коррекционо - образовательной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре и воспитателя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Таким образом, успех коррекционно-образовательной работы в группах комбинированной направленности для детей с ТНР определяется последовательностью и систематичностью взаимосвязи всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Учитывая особенности речевого развития, а также развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников с особыми образовательными потребностями, в руках педагогов будущее дошкольников, поэтому необходимо создать наиболее оптимальные условия для преодоления всех имеющихся нарушений.
Список литературы.
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань», 2003.
2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.
3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002
4. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн. : «Аверсэв», 2005
5.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Единый речевой режим в разновозрастной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данный материал будет интересен логопедам как образец по заполнению документации по взаимодействию с воспиателями логопедической группы...
Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...
Конспект коррекционного занятия по познавательному развитию в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема:«Поздняя осень».Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.Задачи: Образовательные:-учить детей определя...
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Путешествие в Страну Знаний»
Тема: «Путешествие в Страну Знаний»Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт &raqu...
Конспект коррекционного занятия по развитию устной связной речи в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»
Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речиЗадачи:Коррекционно-образовательные– раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли...