Технологическая карта логопедического занятия
методическая разработка по логопедии

Маркова Наталья Александровна

Технологическая карта логопедического занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О. учителя-логопеда: Маркова Наталья Александровна

Предмет: фронтальное логопедическое занятие

Класс: 3

Программа: «Коррекция и предупреждение нарушений речи (1-3 классы)»

Тип занятия: «Открытие нового знания»

Используемые технологии:

- технология на основе деятельностного подхода;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология поэтапного формирования умственных действий.

Тема занятия: 

Логопедическая: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза на материале слов иностранного происхождения .

Лексическая: спортивная и географическая лексика.

Грамматическая: правописание слов иностранного происхождения.

Цель: формирование у младших  школьников умений необходимых для выполнения сложного фонематического анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- развивать навыки сложных форм звукового анализа и синтеза;

- закреплять правописание слов иностранного происхождения;

- закреплять навыки словообразования;

- учить детей работать со словарём,

Коррекционно-развивающие:

- обогащать словарный запас по теме «Спорт», «Виды спорта», «Города и страны»;

- обобщать полученные знания, проводить   сравнение, делать выводы;
-  развивать умение грамотно, точно, четко выражать свои мысли.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование у учеников навыков самоконтроля;
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;

Специальные:

- соблюдать санитарно-гигиенические требования специализированной школы.

Прогнозируемые результаты:

личностные:

- уметь работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

- проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности;

межпредметные:

- знать и сравнивать иностранные и русские слова схожего значения;

- уметь выделять существенную информацию из источника;

- планировать свои действия с опорой на алгоритм;

- уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ;

- осуществлять совместную деятельность;

предметные: 

- делать фонетический разбор слов;

- правильно писать слова иностранные слова;

- уметь работать со словарем;

- учить применять полученные знания в  практической деятельности.

Дидактические средства и оборудование:

- тематический толковый словарик “Спорт”;

- изображение олимпийских колец;

- карточки с описанием слов для игры “ Эрудит”;

- листы для игры “Эрудит”;

- мяч;

- карточки - телеграммы с предложениями для редактирования.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие:  

регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными  УУД: 1) выполнять простой фонематический анализ; 2) правописание имен собственных и названий; 3) правописание слов иностранного происхождения; 4) владеть навыками словообразования.  

коммуникативными УУД:  1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по  алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда;  3) не всегда  умеют слушать ответы других.

личностными УУД: радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение  друг к другу в процессе занятия

Организационная структура логопедического занятия

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

Словесное приветствие.

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Межпредметные:

организация рабочего места, умение настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Создать позитивное настроение.

Поисково-исследовательский этап

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

- Какие спортивные игры с мячом вы знаете?

 - Назовите общую часть этих слов. 

- По-английски «бол» — мяч. Таким образом, все названия спортивных игр с мячом заимствованы из английского языка.

- Что за игра «футбол»?

- «Баскет» по-английски означает «корзина». Что за игра

« баскетбол»?

- Что означает «волейбол»? «Волей» по-английски – «удар».

- Что означает «бейсбол»? «Бэйс» - «база».

- Обратимся к словарю и узнаем правильно ли мы поняли смысл игры по названию игры

Отвечают на вопросы:

- Футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол.

- БОЛ.

- «Фут» по-английски — нога, значит, футбол — это игра в мяч ногой.

- «Корзина» и «мяч» - это кидать мяч в корзину.

- Волейбол — это ударять по мячу.

- Бейсбол — это мяч должен прилететь на базу.

Работают со словарями. (приложение № 1)

Личностные:  самооценивание, определение уровень своих знаний, формирование стремления к познанию.

Межпредметные: повторение значения английских слов,  анализирование, сопоставление,  выводы, постановка цели познавательной деятельности.

Предметные: закрепление навыков словообразования,  работа со словарем, выделение общей часть в словах.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Ориентировочный этап

Сообщение  лексической темы

(фронтально)

 - Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?

- Сегодня мы проведем небольшие Олимпийские игры, в ходе которых узнаем много новых слов, закрепим правописание слов иностранного происхождения, научимся образовывать новые слова.

Размышляют.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели занятия.

Личностные: формулирование свои мысли.

Межпредметные: прослеживание логической цепочки.

Предметные:  определение темы занятия с помощью логопеда и самостоятельно.

Погрузить в тему занятия, сформировать интерес к теме.

Практический этап

Работа с тематическим толковым словарём.

(индивидуально)

Развитие фонематического анализа и закрепление орфограмм.

1. Волшебные олимпийские кольца.

(фронтально)

2. Игра «Эрудит» (индивидуально, можно с помощью педагога или товарища)

3. Физминутка «Мимика и понтамимика»

4. Развитие связной речи

«Телеграммы» (фронтально)

- Запишите в тетради названные виды спорта, которые мы с вами  назвали.

- Начнем наши соревнования. Подберите синонимы к слову «соревнование».

- Какое слово пришло к нам из английского языка?

- Какое слово пришло к нам из французского языка?

- Назовите стечение согласных в слове «матч».

- Кто оценивает соревнования?

- Подберите синонимы к слову «судья».

- Найдите эти слова в словарике. Из какого языка они к нам пришли и что обозначают?

- Назовите стечение согласных в слове «арбитр»?

- Запишите в тетради новые слова.

На доске выставлено изображение олимпийских колец. Каждое кольцо разделено на части, по количеству звуков в данных словах.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен?

(ловкость- 7 звуков, быстрота-8, выносливость-11, сила -4, честность-7 )

-В каком слове есть парный звук, который нужно проверить?

- В каком слове непроизносимый согласный?

- Какие слова образованы при помощи суффикса –ость-?

- Запишите в тетради эти слова.

- Человека, который много знает, называют «эрудит». Поиграем в игру «Эрудит». Играя в нее, вы поймете, что вам известно множество иностранных слов. У вас карточки с описанием слова-загадки, зачитайте описание слова. Отгаданное слово запишите на «Эрудите» по типу кроссворда.

- Какое название игры мы не использовали в нашей игре?

- Но владеть только этими иностранными словами недостаточно, чтобы объясниться с иностранцем. Язык мимики и жестов приходит на помощь.

1. По выражению лица определить состояние человека. (Сердится, улыбается, плачет, смеется, грустит и т. д.)

2. Жест — самый выразительный и надежный помощник. Подберите слово — значение жеста.

3. Игра «Пантомима».

(Примерное предложение: Мы учимся на пятерки.)

- Сегодня мы получили много телеграмм с приглашениями. Прочитайте телеграммы. К сожалению, они переданы с ошибками.

(Карточки — телеграммы в приложении № 3)

 — На соревнованиях мы познакомились со спортсменами разных стран. А теперь мы пригласим гостей из других стран в нашу школу. Чтобы заинтересовать наших друзей, мы напишем им письмо и расскажем в нем о нашем школе.

Дети пишут под диктовку.

- Матч, турнир, состязание.

Дети работают со словарем.

- Матч.

- Турнир.

Дети отвечают.

- Судья.

- Арбитр, рефери.

- Ответы детей.

- Дети пишут под диктовку.

- Высказывания детей.

 Подбираем подходящие слова по количеству звуков, и вставляем их в кольца.

- Ловкость.

- Честность

- Ловкость, выносливость, честность.

- Дети пишут под диктовку.

- Дети зачитывают карточки (самостоятельно), отгадывают, записывают на «поле» игры.

(Карточки находятся в приложении № 2).

- Бейсбол.

Один ребенок показывает эмоцию, другие определяют и все вместе под диктовку и опираясь на карточки записывают в тетрадь состояние человека.

Дети демонстрируют.

Ведущий передает значение задуманного предложения с помощью мимики и жестов. Игроки методами подбора находят искомые слова, составляя предложение.

Дети читают телеграммы, исправляют ошибки, анализируют трудные по написанию слова и правильно записывают в тетради.

Устное составление рассказа о школе. Уточнение звуковой структуры и написания сложных слов.

Запись рассказа в тетради.

Личностные: умение  контролировать процесс и результаты  деятельности, развитие самооценки.

Межпредметные: формирование интереса к спорту, закрепление ориентировки на плоскости,  выражение и объяснение своих эмоций.

Предметные: извлечение информации, ориентировка в своей системе знаний,

умение добывать новые знания,

развитие фонематического восприятия.

Предметные: умение читать без ошибок,  различать буквы, грамотно писать.

Предметные: чтение языка жестов.

Предметные: чтение вслух и про себя, умение слушать, выступать.

Научить пользоваться словарем. Расширить словарный запас.

Закрепить звуко-буквенный анализ, проверку непроизносимого согласного, понятие суффикс.

Учить писать под диктовку.

Читать и понимать  инструкцию. Ориентироваться на клеточном поле.

Закреплять буквенный анализ и правописание слов.

Обеспечить применение знаний на практике.

Развитие грамматического строя речи и связной речи. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму.

Рефлексивно-оценочный этап

Словообразование  «Отрази удар»

(игра с мячом)

Итоги занятия

Образование прилагательных от данных существительных.

Как называется:

- матч по футболу?

- команда по волейболу?

- свисток судьи?

- зал для занятия гимнастикой?

- турнир по шахматам?

- дорожка для бега?

- поединок боксеров?

- Из букв, искорок олимпийского огня, составьте предложение. Что у вас получилось?

Ответы детей

- футбольный матч.

- волейбольная команда.

- судейский свисток.

- гимнастический зал.

- шахматный турнир.

- беговая дорожка.

- боксерский поединок

Дети выкладывают: «Мы-чемпионы!»

Личностные: контроль процесса и результатов  деятельности.

Межпредметные: планирование дальнейших действий для совершенствования результата.

Предметные: умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений., умение слушать.

Учить оценивать результаты своей деятельности и планировать свои действия для совершенствования результата.

Литература:

1. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В.

 Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.

2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

3. pedsovet.su › Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления

4. kna-gimc.ucoz.ru/Sadreev/16-17/tekhnologicheskaja_karta_uroka.pdf

5. https://nsportal.ru/shkola/...tekhnologii/.../shablon-tehnologicheskoy-karty-uroka-po

Приложение 1.

Тематический толковый словарь «Спорт».

Акробатика - от древнегреческого слова(поднимающийся вверх)- вид гимнастики, включающий одиночные и групповые упражнения в виде прыжков, поддержек, пирамид и т.д.    

Арбитр – французское слово – в спорте судья, следящий за соблюдением правил проведения игры, соревнований, оценивающий результаты и принимающий решения во всех спорных случаях.

Атлет – от древнегреческого слова- человек с сильно развитыми мышцами.

Атлетика – искусство развивать посредством физических упражнений силу, ловкость и др. Существует лёгкая и тяжёлая атлетика.

Тяжёлая атлетика – поднятие тяжестей – гирь, штанг и т.д.

Лёгкая атлетика – бег, ходьба. Прыжки, метание копья, диска, толкание ядра.

Бадминтон – английское слово (по названию г. Бадминтон) – иначе волан – спортивная игра (один на один или двое против двоих) с оперённым мячом (воланом и ракетками).

Баскетбол – английское (basket – корзина, ball - мяч) –  командная спортивная игра с мячом, который забрасывают руками в «корзину» (кольцо с сеткой) соперника.

Бокс – английское (box – буквально «удар») – вид спорта - кулачный бой, проводимый по определённым правилам в специальных перчатках на ринге.

Велоспорт – (велосипедный) – первая часть слова – латинская- быстрый, скорый.

Волейбол – английское слово (volley- ball) – командная спортивная игра с мячом; игроки по определённым правилам, ударяя руками, стараются послать мяч через сетку и приземлить его на площадке соперника.

Гандбол – английское(hand-рука + ball - мяч) – ручной мяч – командная спортивная игра с мячом: игроки, передавая мяч друг другу, стараются забросить его в ворота соперника.

Гимнастика –  древнегреческое  – вид спорта, включающий сложные физические и некоторые другие упражнения. Спортивная гимнастика – упражнения на кольцах, перекладине, бревне, коне и т.д. Художественная гимнастика – упражнения с обручем, лентой, булавами, и мячом.

Дзюдо – японское – вид спортивной борьбы, национальная японская борьба.

Комментатор – латинское – человек, который комментирует что-нибудь, например: спортивные соревнования.

Марафон – греческое – бег на самую длинную дистанцию (42км195м), в лыжном спорте – максимальная дистанция 50км.

Матч – английское – спортивное состязание между двумя или несколькими спортсменами, или командами.

Олимпиада – греческое – в современном олимпийском движении – крупнейшие международные комплексные соревнования, проводимые один раз в четыре года.

Плавание – передвижение по поверхности воды, в спорте – заплыв на определённые дистанции, синхронное (одновременное) плавание – выполнение гимнастических упражнений в воде.

Поло – английское – командная английская игра с мячом на лошадях или пловцов на воде (водное поло), в которой каждая из команд старается провести мяч в ворота соперника.

Приз – французское  - награда, присуждаемая победителю в каком-либо состязании.

Призёр – участник состязания, получивший приз.

Регби – английское – спортивная игра с овальным мячом, который игроки, передавая друг другу (руками и ногами), стараются приземлить в зачётном поле у ворот соперника или забить его в ворота.

Рефери – английское – судья в спортивных состязаниях, например в боксе, теннисе и т.д.

Соперник – человек, который соперничает с кем-нибудь в чём-нибудь.

Соревнование – форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве.

Состязание – спортивное соревнование на первенство.

Спорт – английское – 1) составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений, имеющие целью развитие и укрепление организма человека.2) система организации проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по этим комплексам.

Судья – в спортивных играх, состязаниях, тот кто судит(даёт оценку, следит за правилами игры, соревнования).

Теннис –  английское – 1) спортивная игра с мячом и ракетками на специальной площадке (корте): мяч посылается ударами ракеток на половину площадки соперника так, чтобы тот не смог его правильно отбить; 2) настольный теннис (пинг-понг).

Тренер – английское – специалист в каком-либо виде спорта, руководящий подготовкой спортсменов.

Турнир – французское – спортивное соревнование, состоящее из серии встреч, матчей.

Фехтование – немецкое - единоборство с помощью какого-либо холодного оружия, как вид спорта – с помощью спортивного холодного оружия: шпаги, рапиры, сабли.

Физкультура – физическая (греческое) культура (латинское) – часть общей культуры общества, одна из сфер его деятельности, направленное на укрепление здоровья, развития физических способностей человека.

Футбол – английское (foot - нога, ball - мяч) –  спортивная командная игра: используя удары ногой и любой частью тела, кроме рук, игроки стараются забить мяч в ворота соперника.

Чемпион – английское – победитель соревнований по какому-либо виду спорта.

Чемпионат – соревнование на звание чемпиона в каком-либо виде спорта.

Шахматы – персидское – игра по определённым правилам тридцатью двумя специальными фигурами на квадратной доске, разделённой на шестьдесят четыре клетки; цель игры – объявить мат противнику.

Штангист –  от немецкого слова «штанга» - спортсмен в тяжёлой атлетике, поднимающий спортивный снаряд, состоящий из металлического стержня и  дисков.  

Приложение № 2

Карточка – загадка описания слов для игры «Эрудит»

 1. Отгадайте, в названии какой спортивной игры есть слово «корзина»?  

Напишите или выложите это слово по вертикали на игровом поле используя имеющуюся букву С в слове «спорт».

2. В названии этой игры есть слово «нога».

Напишите это слово по горизонтали используя букву Т слова «баскетбол».

 

3. В названии этой игры есть слово «удар».

Напишите это слово по вертикали  используя букву О слова «футбол».

Приложение №3

Карточки – телеграммы

1.  «УЧАСТИЯ КОНКУРСЕ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРИЕЗЖАЙТЕ      ГОРОД     НЕАПОЛЬ».

 2. «ПРИГЛАШАЕМ ЮНЫХ . . . РОССИИ В СТОЛИЦУ  ИТАЛИИ  . . .  НА  СОРЕВНОВАНИЕ     НА      КУБОК      . . .».

 3.  «ФРАНЦИЯ    ЖДЕТ    УЧАСТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ      САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....