Технологическая карта логопедического занятия
методическая разработка по логопедии
Технологическая карта логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда: Маркова Наталья Александровна
Предмет: фронтальное логопедическое занятие
Класс: 3
Программа: «Коррекция и предупреждение нарушений речи (1-3 классы)»
Тип занятия: «Открытие нового знания»
Используемые технологии:
- технология на основе деятельностного подхода;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология поэтапного формирования умственных действий.
Тема занятия:
Логопедическая: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза на материале слов иностранного происхождения .
Лексическая: спортивная и географическая лексика.
Грамматическая: правописание слов иностранного происхождения.
Цель: формирование у младших школьников умений необходимых для выполнения сложного фонематического анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать навыки сложных форм звукового анализа и синтеза;
- закреплять правописание слов иностранного происхождения;
- закреплять навыки словообразования;
- учить детей работать со словарём,
Коррекционно-развивающие:
- обогащать словарный запас по теме «Спорт», «Виды спорта», «Города и страны»;
- обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;
- развивать умение грамотно, точно, четко выражать свои мысли.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование у учеников навыков самоконтроля;
- овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении;
Специальные:
- соблюдать санитарно-гигиенические требования специализированной школы.
Прогнозируемые результаты:
личностные:
- уметь работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности;
межпредметные:
- знать и сравнивать иностранные и русские слова схожего значения;
- уметь выделять существенную информацию из источника;
- планировать свои действия с опорой на алгоритм;
- уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ;
- осуществлять совместную деятельность;
предметные:
- делать фонетический разбор слов;
- правильно писать слова иностранные слова;
- уметь работать со словарем;
- учить применять полученные знания в практической деятельности.
Дидактические средства и оборудование:
- тематический толковый словарик “Спорт”;
- изображение олимпийских колец;
- карточки с описанием слов для игры “ Эрудит”;
- листы для игры “Эрудит”;
- мяч;
- карточки - телеграммы с предложениями для редактирования.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие:
регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).
познавательными УУД: 1) выполнять простой фонематический анализ; 2) правописание имен собственных и названий; 3) правописание слов иностранного происхождения; 4) владеть навыками словообразования.
коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в устной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда; 3) не всегда умеют слушать ответы других.
личностными УУД: радоваться своим успехам и успехам одноклассников; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия
Организационная структура логопедического занятия
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивационный этап | Словесное приветствие. Интерактивная игра «Поделись позитивом». | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Межпредметные: организация рабочего места, умение настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Создать позитивное настроение. |
Поисково-исследовательский этап | Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) | - Какие спортивные игры с мячом вы знаете? - Назовите общую часть этих слов. - По-английски «бол» — мяч. Таким образом, все названия спортивных игр с мячом заимствованы из английского языка. - Что за игра «футбол»? - «Баскет» по-английски означает «корзина». Что за игра « баскетбол»? - Что означает «волейбол»? «Волей» по-английски – «удар». - Что означает «бейсбол»? «Бэйс» - «база». - Обратимся к словарю и узнаем правильно ли мы поняли смысл игры по названию игры | Отвечают на вопросы: - Футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол. - БОЛ. - «Фут» по-английски — нога, значит, футбол — это игра в мяч ногой. - «Корзина» и «мяч» - это кидать мяч в корзину. - Волейбол — это ударять по мячу. - Бейсбол — это мяч должен прилететь на базу. Работают со словарями. (приложение № 1) | Личностные: самооценивание, определение уровень своих знаний, формирование стремления к познанию. Межпредметные: повторение значения английских слов, анализирование, сопоставление, выводы, постановка цели познавательной деятельности. Предметные: закрепление навыков словообразования, работа со словарем, выделение общей часть в словах. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Ориентировочный этап | Сообщение лексической темы (фронтально) | - Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? - Сегодня мы проведем небольшие Олимпийские игры, в ходе которых узнаем много новых слов, закрепим правописание слов иностранного происхождения, научимся образовывать новые слова. | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели занятия. | Личностные: формулирование свои мысли. Межпредметные: прослеживание логической цепочки. Предметные: определение темы занятия с помощью логопеда и самостоятельно. | Погрузить в тему занятия, сформировать интерес к теме. |
Практический этап | Работа с тематическим толковым словарём. (индивидуально) Развитие фонематического анализа и закрепление орфограмм. 1. Волшебные олимпийские кольца. (фронтально) 2. Игра «Эрудит» (индивидуально, можно с помощью педагога или товарища) 3. Физминутка «Мимика и понтамимика» 4. Развитие связной речи «Телеграммы» (фронтально) | - Запишите в тетради названные виды спорта, которые мы с вами назвали. - Начнем наши соревнования. Подберите синонимы к слову «соревнование». - Какое слово пришло к нам из английского языка? - Какое слово пришло к нам из французского языка? - Назовите стечение согласных в слове «матч». - Кто оценивает соревнования? - Подберите синонимы к слову «судья». - Найдите эти слова в словарике. Из какого языка они к нам пришли и что обозначают? - Назовите стечение согласных в слове «арбитр»? - Запишите в тетради новые слова. На доске выставлено изображение олимпийских колец. Каждое кольцо разделено на части, по количеству звуков в данных словах. - Как вы думаете, какими качествами должен обладать спортсмен? (ловкость- 7 звуков, быстрота-8, выносливость-11, сила -4, честность-7 ) -В каком слове есть парный звук, который нужно проверить? - В каком слове непроизносимый согласный? - Какие слова образованы при помощи суффикса –ость-? - Запишите в тетради эти слова. - Человека, который много знает, называют «эрудит». Поиграем в игру «Эрудит». Играя в нее, вы поймете, что вам известно множество иностранных слов. У вас карточки с описанием слова-загадки, зачитайте описание слова. Отгаданное слово запишите на «Эрудите» по типу кроссворда. - Какое название игры мы не использовали в нашей игре? - Но владеть только этими иностранными словами недостаточно, чтобы объясниться с иностранцем. Язык мимики и жестов приходит на помощь. 1. По выражению лица определить состояние человека. (Сердится, улыбается, плачет, смеется, грустит и т. д.) 2. Жест — самый выразительный и надежный помощник. Подберите слово — значение жеста. 3. Игра «Пантомима». (Примерное предложение: Мы учимся на пятерки.) - Сегодня мы получили много телеграмм с приглашениями. Прочитайте телеграммы. К сожалению, они переданы с ошибками. (Карточки — телеграммы в приложении № 3) — На соревнованиях мы познакомились со спортсменами разных стран. А теперь мы пригласим гостей из других стран в нашу школу. Чтобы заинтересовать наших друзей, мы напишем им письмо и расскажем в нем о нашем школе. | Дети пишут под диктовку. - Матч, турнир, состязание. Дети работают со словарем. - Матч. - Турнир. Дети отвечают. - Судья. - Арбитр, рефери. - Ответы детей. - Дети пишут под диктовку. - Высказывания детей. Подбираем подходящие слова по количеству звуков, и вставляем их в кольца. - Ловкость. - Честность - Ловкость, выносливость, честность. - Дети пишут под диктовку. - Дети зачитывают карточки (самостоятельно), отгадывают, записывают на «поле» игры. (Карточки находятся в приложении № 2). - Бейсбол. Один ребенок показывает эмоцию, другие определяют и все вместе под диктовку и опираясь на карточки записывают в тетрадь состояние человека. Дети демонстрируют. Ведущий передает значение задуманного предложения с помощью мимики и жестов. Игроки методами подбора находят искомые слова, составляя предложение. Дети читают телеграммы, исправляют ошибки, анализируют трудные по написанию слова и правильно записывают в тетради. Устное составление рассказа о школе. Уточнение звуковой структуры и написания сложных слов. Запись рассказа в тетради. | Личностные: умение контролировать процесс и результаты деятельности, развитие самооценки. Межпредметные: формирование интереса к спорту, закрепление ориентировки на плоскости, выражение и объяснение своих эмоций. Предметные: извлечение информации, ориентировка в своей системе знаний, умение добывать новые знания, развитие фонематического восприятия. Предметные: умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать. Предметные: чтение языка жестов. Предметные: чтение вслух и про себя, умение слушать, выступать. | Научить пользоваться словарем. Расширить словарный запас. Закрепить звуко-буквенный анализ, проверку непроизносимого согласного, понятие суффикс. Учить писать под диктовку. Читать и понимать инструкцию. Ориентироваться на клеточном поле. Закреплять буквенный анализ и правописание слов. Обеспечить применение знаний на практике. Развитие грамматического строя речи и связной речи. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму. |
Рефлексивно-оценочный этап | Словообразование «Отрази удар» (игра с мячом) Итоги занятия | Образование прилагательных от данных существительных. Как называется: - матч по футболу? - команда по волейболу? - свисток судьи? - зал для занятия гимнастикой? - турнир по шахматам? - дорожка для бега? - поединок боксеров? - Из букв, искорок олимпийского огня, составьте предложение. Что у вас получилось? | Ответы детей - футбольный матч. - волейбольная команда. - судейский свисток. - гимнастический зал. - шахматный турнир. - беговая дорожка. - боксерский поединок Дети выкладывают: «Мы-чемпионы!» | Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Межпредметные: планирование дальнейших действий для совершенствования результата. Предметные: умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений., умение слушать. | Учить оценивать результаты своей деятельности и планировать свои действия для совершенствования результата. |
Литература:
1. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В.
Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
3. pedsovet.su › Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления
4. kna-gimc.ucoz.ru/Sadreev/16-17/tekhnologicheskaja_karta_uroka.pdf
5. https://nsportal.ru/shkola/...tekhnologii/.../shablon-tehnologicheskoy-karty-uroka-po
Приложение 1.
Тематический толковый словарь «Спорт».
Акробатика - от древнегреческого слова(поднимающийся вверх)- вид гимнастики, включающий одиночные и групповые упражнения в виде прыжков, поддержек, пирамид и т.д.
Арбитр – французское слово – в спорте судья, следящий за соблюдением правил проведения игры, соревнований, оценивающий результаты и принимающий решения во всех спорных случаях.
Атлет – от древнегреческого слова- человек с сильно развитыми мышцами.
Атлетика – искусство развивать посредством физических упражнений силу, ловкость и др. Существует лёгкая и тяжёлая атлетика.
Тяжёлая атлетика – поднятие тяжестей – гирь, штанг и т.д.
Лёгкая атлетика – бег, ходьба. Прыжки, метание копья, диска, толкание ядра.
Бадминтон – английское слово (по названию г. Бадминтон) – иначе волан – спортивная игра (один на один или двое против двоих) с оперённым мячом (воланом и ракетками).
Баскетбол – английское (basket – корзина, ball - мяч) – командная спортивная игра с мячом, который забрасывают руками в «корзину» (кольцо с сеткой) соперника.
Бокс – английское (box – буквально «удар») – вид спорта - кулачный бой, проводимый по определённым правилам в специальных перчатках на ринге.
Велоспорт – (велосипедный) – первая часть слова – латинская- быстрый, скорый.
Волейбол – английское слово (volley- ball) – командная спортивная игра с мячом; игроки по определённым правилам, ударяя руками, стараются послать мяч через сетку и приземлить его на площадке соперника.
Гандбол – английское(hand-рука + ball - мяч) – ручной мяч – командная спортивная игра с мячом: игроки, передавая мяч друг другу, стараются забросить его в ворота соперника.
Гимнастика – древнегреческое – вид спорта, включающий сложные физические и некоторые другие упражнения. Спортивная гимнастика – упражнения на кольцах, перекладине, бревне, коне и т.д. Художественная гимнастика – упражнения с обручем, лентой, булавами, и мячом.
Дзюдо – японское – вид спортивной борьбы, национальная японская борьба.
Комментатор – латинское – человек, который комментирует что-нибудь, например: спортивные соревнования.
Марафон – греческое – бег на самую длинную дистанцию (42км195м), в лыжном спорте – максимальная дистанция 50км.
Матч – английское – спортивное состязание между двумя или несколькими спортсменами, или командами.
Олимпиада – греческое – в современном олимпийском движении – крупнейшие международные комплексные соревнования, проводимые один раз в четыре года.
Плавание – передвижение по поверхности воды, в спорте – заплыв на определённые дистанции, синхронное (одновременное) плавание – выполнение гимнастических упражнений в воде.
Поло – английское – командная английская игра с мячом на лошадях или пловцов на воде (водное поло), в которой каждая из команд старается провести мяч в ворота соперника.
Приз – французское - награда, присуждаемая победителю в каком-либо состязании.
Призёр – участник состязания, получивший приз.
Регби – английское – спортивная игра с овальным мячом, который игроки, передавая друг другу (руками и ногами), стараются приземлить в зачётном поле у ворот соперника или забить его в ворота.
Рефери – английское – судья в спортивных состязаниях, например в боксе, теннисе и т.д.
Соперник – человек, который соперничает с кем-нибудь в чём-нибудь.
Соревнование – форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве.
Состязание – спортивное соревнование на первенство.
Спорт – английское – 1) составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений, имеющие целью развитие и укрепление организма человека.2) система организации проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по этим комплексам.
Судья – в спортивных играх, состязаниях, тот кто судит(даёт оценку, следит за правилами игры, соревнования).
Теннис – английское – 1) спортивная игра с мячом и ракетками на специальной площадке (корте): мяч посылается ударами ракеток на половину площадки соперника так, чтобы тот не смог его правильно отбить; 2) настольный теннис (пинг-понг).
Тренер – английское – специалист в каком-либо виде спорта, руководящий подготовкой спортсменов.
Турнир – французское – спортивное соревнование, состоящее из серии встреч, матчей.
Фехтование – немецкое - единоборство с помощью какого-либо холодного оружия, как вид спорта – с помощью спортивного холодного оружия: шпаги, рапиры, сабли.
Физкультура – физическая (греческое) культура (латинское) – часть общей культуры общества, одна из сфер его деятельности, направленное на укрепление здоровья, развития физических способностей человека.
Футбол – английское (foot - нога, ball - мяч) – спортивная командная игра: используя удары ногой и любой частью тела, кроме рук, игроки стараются забить мяч в ворота соперника.
Чемпион – английское – победитель соревнований по какому-либо виду спорта.
Чемпионат – соревнование на звание чемпиона в каком-либо виде спорта.
Шахматы – персидское – игра по определённым правилам тридцатью двумя специальными фигурами на квадратной доске, разделённой на шестьдесят четыре клетки; цель игры – объявить мат противнику.
Штангист – от немецкого слова «штанга» - спортсмен в тяжёлой атлетике, поднимающий спортивный снаряд, состоящий из металлического стержня и дисков.
Приложение № 2
Карточка – загадка описания слов для игры «Эрудит»
1. Отгадайте, в названии какой спортивной игры есть слово «корзина»?
Напишите или выложите это слово по вертикали на игровом поле используя имеющуюся букву С в слове «спорт».
2. В названии этой игры есть слово «нога».
Напишите это слово по горизонтали используя букву Т слова «баскетбол».
3. В названии этой игры есть слово «удар».
Напишите это слово по вертикали используя букву О слова «футбол».
Приложение №3
Карточки – телеграммы
1. «УЧАСТИЯ КОНКУРСЕ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРИЕЗЖАЙТЕ ГОРОД НЕАПОЛЬ».
2. «ПРИГЛАШАЕМ ЮНЫХ . . . РОССИИ В СТОЛИЦУ ИТАЛИИ . . . НА СОРЕВНОВАНИЕ НА КУБОК . . .».
3. «ФРАНЦИЯ ЖДЕТ УЧАСТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.
Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....
Технологическая карта логопедического занятия
Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....
Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....