"Мультстудия, как средство развития и коррекции речи дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Павлюк Елена Викторовна

Современные технологии в помощь коррекционному педагогу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мультстудия – как средство развития и коррекции речи дошкольников»

       

     Одна из функций учителя-логопеда – это коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей. Наш детский сад посещают дети с ОВЗ, имеющие тяжёлые нарушения речи (ТНР). У большинства из них наблюдаются не только нарушения речи, но и недоразвитие психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), общей и мелкой моторики, пространственных представлений, снижение интереса к обучению. Для того чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Одной из таких технологий является совместное создание мультфильма учителем-логопедом и детьми. Данная технология позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с ТНР, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

      Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего и коррекционного обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс коррекции и обучения удовольствием для дошкольников. 

     Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и режиссером этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.

     Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его и даже самостоятельно придумать сюжет-историю для мультфильма.

      Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Съемочный процесс включает:

  • придумывание и обсуждение сюжета;
  • создание персонажей и декораций;
  • съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);
  • монтаж.

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

  1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея — сценарий
  2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
  3. Подготовка декораций и фона
  4. Установка декораций на площадке для съемки.
  5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):
  6. чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
  7. во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
  8. не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось);
  9. в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
  10. чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.
  11. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются):
  12. чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
  13. совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
  14. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
  15. при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
  16. во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов);
  17. можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя…).
  18. Музыкальное сопровождение, титры.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

  • перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);
  • предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
  • сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
  • пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Техники могут быть смешанными.

      При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

      Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая логопеду решить множество коррекционных целей и задач:

  1. Способствовать коррекции речевых нарушений у детей:
  • обогащать, расширять пассивный и активный словарь (кадр, сцена, план, фон, перекладка; существительные, обозначающие названия профессий);
  • автоматизировать звуки на материале лексики, употребляемой при создании анимационного фильма;
  • совершенствовать просодическую сторону речи в процессе озвучки;
  • развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память).
  1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
  1. Развивать творческую активность, повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью.
  1. Формировать умение работать в команде, строить партнёрские взаимоотношения (создать в группе отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимного уважения, принятия, научить слушать другого, развивать коммуникативные навыки, умение договариваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...

Открытое занятие «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития и коррекции речи»

Игра- это ведущая деятельность ребенка. В игру вовлекаются все стороны личности, ребенок двигается, думает, говорит, воспринимает. В процессе игры развивается мышление, воображение, память. Созданию о...

Бизиборд - эффективное средство развития и коррекции речи ребёнка с ТНР

Данный материал познакомит родителей и педагогов с возможностями применения бизибордов в логопедической коррекции речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями...

«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»

laquo;Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»...

«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»

использование мультфильмов в образовательнй деятельности...