«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
использование мультфильмов в образовательнй деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 595.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина.
«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»
Одна из функций учителя-логопеда – это коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков речевого развития детей. В нашем детском саду функционируют 3 группы компенсирующей направленности. Уже со среднего возраста ведется коррекционная работа с детьми с ОВЗ, имеющие тяжёлые нарушения речи (ТНР). У большинства из них наблюдаются не только нарушения речи, но и недоразвитие психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), общей и мелкой моторики, пространственных представлений. Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Применение стандартных методов развития речи не всегда оказывается достаточным. Следовательно, для стимулирования речевой активности детей требуются дополнительные средства и методы.
В век информационного прогресса компьютерные технологии предоставляют нам такой универсальный и многогранный инструмент, как мультипликация. Данная технология позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с ТНР, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего и коррекционного обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс коррекции и обучения с удовольствием для дошкольников. В процессе просмотра мультипликационного фильма дети сопереживают, проживают события вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания. Для детей с нарушениями речи характерно снижение мотивации, скудный запас сведений об окружающем мире, отсутствие целенаправленности в деятельности, несформированность операционных компонентов мышления, сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, просодическую, лексико-грамматическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием.
В процессе работы с детьми с ТНР мной были подобраны мультфильмы для детей с учетом лексических тем.
«Птицы»: «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954), «Высокая горка» (1951), «Растрепанный воробей» (1967), «Гадкий утенок» (1956).
«Дикие животные»: «Лесные путешественники» (1951), «Крашеный лис» (1953), «Беги, ручеек!» (1974), «Хомяк-молчун» (1972), «Таeжная сказка» (1951), «В лесной чаще» (1954).
«Детеныши диких и домашних животных и птиц»: «Добрый лес» (1950), «Однажды утром» (1981), «Крошка Енот» (1974), «Как стать большим» (1967), «Крепыш» (1950), «Знаменитый утенок Тим» (1973), «Приезжайте в гости»
«Насекомые»: «Муха-Цокотуха» (1960), «Муравьишка-хвастунишка» (1961), «Первая скрипка» (1958), «Жила-была пчелка» (1978).сти» (1979).
Работа по развитию речи дошкольников на материале мультипликационных фильмов должна строиться с учетом следующих принципов:
реалистичность;
сознательность и активность;
взаимосвязь работы над различными сторонами речи;
мотивация речевой деятельности;
наглядность;
развитие;
систематичность и последовательность в обучении;
коммуникативно-деятельностный подход;
воспитывающий характер обучения;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и др.
Предварительная работа
просмотр мультфильма (осуществляется в домашних условиях);
подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинок с изображением героев мультфильма, опорных картинок);
раскадровка (подготовка картинок по сюжету мультфильма).
Подготовительная часть занятия
Задачи.
Формировать умения: развернуто отвечать на вопросы, самостоятельно задавать вопрос, строить предложения различной синтаксической структуры и употреблять их в речи, рассуждать, соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой, вести диалог.
Методы и приемы работы
Вступительное слово воспитателя (чтение стихотворения или загадки по теме мультфильма).
Беседа. Прямые вопросы, например: «Какие грибы жили в лесу?»; вопросы на установление причинно-следственных связей: «Как получилось, что барсучонок ничего не умел, а потом всему научился?», «Почему звери не смогли узнать лиса?»; вопросы на определение времени действия: «Ребята, как вы догадались, что это зима? Какие приметы зимы вы увидели в мультфильме?»; вопросы, побуждающие к сравнению: «Похожи ли по поведению бельчата друг на друга?».
Объяснение, например: «Вы поняли, что испечь пирог очень трудно: нужно сначала посеять пшеницу, вырастить и собрать урожай, перемолоть зерна в муку, замесить тесто, и только потом можно испечь пирог».
Основная часть
Задачи. Формировать умения: рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой. Учить составлять: простое описание предмета по плану-схеме, повествовательный рассказ по кадрам мультфильма, рассказ по теме с придумыванием конца рассказа, повествовательный рассказ по кадрам мультфильма.
Методы и приемы работы
Беседа. Вопросы, побуждающие детей рассуждать, подбирать нужные слова, выстраивать и давать полный ответ, например: «Скажите, как нужно вести себя на воде? Почему?» («Приключения на плоту», реж. Б. Бутаков)
Объяснение: «Обратите внимание на то, что в гостях нужно вести себя скромно и вежливо, уважать других. Я надеюсь, что вы будете соблюдать правила поведения в гостях» («Сладкая сказка», реж. В. Дегтярев). Рассматривание предметных и сюжетных картинок (слайдов): «Рассмотрите внимательно два рисунка: каким был Гадкий утенок в начале мультфильма? Каким он стал в конце?» («Гадкий утенок», реж. В. Дегтярев; рис. 1);
«Кто изображен на картинке? Что они делают?» («Пирожок», реж. П. Носов; рис. 2).
Поиск лишних слайдов («Пирожок», реж. П. Носов; рис.
3). Игры и упражнения.
Упражнение 1. «Лесные слова» (упражнения 1–4 – по м/ф «В лесной чаще»,
реж. А. Иванов, Л. Позднеев)
Цели. Формирование у детей способности образовывать от имен существительных имена прилагательные. Обогащение словарного запаса. Детям предлагается от существительного образовать прилагательное: дупло белки – беличье; нора барсука – барсучья; хвост волка – волчий; уши медведя – медвежьи; лапы зайца – заячьи; нора лисы – лисья.
Упражнение 2. «Путаница» Цели. Формирование умения конструировать простое предложение. Обучение употреблению предложно-падежных конструкций. Педагог сообщает детям, что зайчонок рассказывал папе и маме барсучонка об их приключениях, но что-то напутал. Предлагает детям найти ошибки и исправить их.
Волк убегал от зайца.
Родители убежали от барсучонка.
Барсучонок ужалил пчел.
Барсучонок напугал лису.
Волк спас барсучонка от медведя.
Упражнение 3. «Помоги барсучонку»
Цели. Формирование связной речи: умения отвечать на вопросы по содержанию мультфильма, строить предложения разных синтаксических конструкций. После просмотра кадров из мультфильма педагог задает детям вопросы (могут сопровождаться показом кадров из мультфильма): Кто потерялся в лесу? Почему барсучонок потерялся? Кого встретил ночью в лесу барсучонок? Кто помогал барсучонку найти маму и папу? Как помог заяц барсучонку? Кто хотел съесть барсучонка и зайца? Кто спас зайца и барсучонка от волка? Нашли ли родители пропавшего барсучонка? Чему они удивились, когда встретились с ним? Чему научился барсучонок?
Упражнение 4. «Угадай кто»
Цель. Закрепление навыков составления описания животного по плану. Педагог загадывает детям животное из просмотренного мультфильма по следующему плану: место обитания, внешний вид, чем питается. Дети должны угадать. Далее просит одного ребенка загадать по тому же плану другое животное, остальные отгадывают.
Это животное живет в норе. У него серый мех с белыми полосками. У него сильные лапы, которыми он роет себе нору. У него хороший нюх. Оно питается жуками. (Барсук.)
Это животное живет в берлоге. Оно бывает выше человека. У него бурый мех, короткая шерсть, острые когти, маленькие уши. Оно питается рыбой и ягодами. (Медведь.)
У этого животного серый или белый мех, длинные уши и короткий хвост. Оно питается корой, капустой, морковью, ягодами. (Заяц.)
Упражнение 5. «Кто лишний?» (упражнения 5–6 – по м/ф «Таежная сказка», реж. О. Ходатаева, Е. Райковский)
Цели. Активизация словаря детей, развитие зрительной памяти и внимания. Воспитатель показывает детям картинки с изображением росомахи, лисы, зайца, дятла; лисы, гуся, росомахи, дятла. Затем просит вспомнить героев сказки и сказать, кто лишний.
Упражнение 6. «Скажи наоборот»
Цели. Формирование умения строить сложносочиненное предложение. Обогащение словаря детей. У росомахи шерсть длинная, а у лисы короткая.
У лисы мордочка узкая, а у росомахи широкая.
Лиса хитрая, а росомаха доверчивая.
Лиса злая, а росомаха добрая.
Дятел умный, а росомаха глупая.
Упражнение 7. «Покажи то, что я скажу» (рис. 4; по м/ф «Крашеный лис», реж. А. Иванов)
Цель. Закрепление простых предлогов в речи. Педагог просит ребенка показать на картинке: волк стоит около дерева рядом с лисом; ежик стоит на пеньке; лис сидит под лавкой. И т.д.
Упражнение 8. «Птичий двор» (по м/ф «Гадкий утенок», реж. В. Дегтярев). Цели. Активизация и обогащение словаря. Формирование умения употреблять существительные с предлогами. Дети должны вспомнить, опираясь на картинки, с кем Гадкий утенок встретился на птичьем дворе.
Задания Цель. Развитие связной речи.
Восстановление сюжета мультфильма в соответствии с логикой событий. Ребенка просят расположить слайды из мультфильма по порядку и рассказать о последовательности событий («Лесная история», реж. А. Иванов, Л. Позднеев).
Отбор слайдов, которые относятся к содержанию мультфильма («Впервые на арене», реж. В. Пекарь, В. Попов).
Беседа по содержанию и предположения о дальнейшем развитии событий (возможно, с опорой на слайды просмотренной части в том случае, если мультфильм просмотрен не до конца). После предположений мультфильм показывается целиком. Можно использовать игру «Восстанови сказку» (по м/ф «Крашеный лис», реж. А. Иванов; рис. 5).
Придумывание названия мультфильму.
Составление рассказа-описания по сюжетной картинке (одному слайду).
Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке (по одному слайду), серии сюжетных картинок (по нескольким слайдам).
Подбор картинок по заданным признакам (например: «Раздели картинки на две группы – веселые, радостные и грустные, печальные; по м/ф «Ель», реж. А. Солин).
Заключительная часть Задача. Формировать у детей самостоятельное связное речевое высказывание.
Методы и приемы работы
Дидактическое упражнение. Педагог выкладывает по порядку карточки с кадрами из одного мультфильма. Ребенок вспоминает мультфильм и рассказывает сюжет. После этого его просят закрыть глаза и меняют местами две любые карточки. Ребенок должен догадаться, что изменилось, и указать на ошибку.
Игра «Домино». «Любимые мультфильмы».
Драматизация сюжета мультфильма (части сюжета).
Пересказ мультфильма с добавлением последующих событий (по мультфильму «Храбрый олененок», реж. Л. Аристов, О. Ходатаева; рис.
6). Составление рассказа от лица героев мультфильма.
Воспроизведение поз и мимики персонажей мультфильма. Пересказ мультфильма с заменой (добавлением) действующих лиц.
Подводя итог хочется отметить, что мультипликация может носить не только развлекательный характер, но и образовательный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/22/picture-1065597-1700658488.jpg)
Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»
В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-485357-1411403287.jpg)
"Мультстудия, как средство развития и коррекции речи дошкольников"
Современные технологии в помощь коррекционному педагогу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-695217-1445704138.jpg)
Открытое занятие «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития и коррекции речи»
Игра- это ведущая деятельность ребенка. В игру вовлекаются все стороны личности, ребенок двигается, думает, говорит, воспринимает. В процессе игры развивается мышление, воображение, память. Созданию о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/28/picture-999184-1577540413.jpg)
Бизиборд - эффективное средство развития и коррекции речи ребёнка с ТНР
Данный материал познакомит родителей и педагогов с возможностями применения бизибордов в логопедической коррекции речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-884005-1485796677.jpg)
Презентация "Пальчиковые игры как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста"
quot;Пальчиковые игры"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1447973-1673275069.jpg)
«Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»
laquo;Мультипликация – как средство развития и коррекции речи дошкольников»...