Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Мультстудия - как средство развития и коррекции речи»
методическая разработка (подготовительная группа)

Сподина Виктория Андреевна

Семинар для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 48 «Одуванчик г. Светлоград

Семинар для педагогов ДОУ

Тема: «Мультстудия -  как средство развития и коррекции речи»

Подготовил воспитатель:

Сподина Виктория Андреевна

Дата: 10.11.2022 г.

г.Светлоград

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Мультстудия – как средство развития и коррекции речи дошкольников».

Актуальность темы. Чистая, грамотная речь – одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Но в настоящее время существует проблема в речевом развитии детей, дети не умеют формулировать свои мысли, последовательно выстраивать речь. Дети с речевыми нарушениями часто стесняются говорить, становятся неуверенными в себе, их речь  характеризуется низкой активностью, бедностью словаря. 

Для того чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Одной из таких технологий является совместное создание мультфильма воспитателем  и детьми. Данная технология позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего и коррекционного обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.

Цель: вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации. 
  • познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов. 
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • развитие всех компонентов речи (формирование у детей умение ясно формулировать и выражать собственные мысли и развивать умение строить монолог отдельного персонажа и диалог между персонажами мультфильма);
  • развитие интонации, силы и тембра голоса при озвучивании персонажей мультфильма;
  • развитие воображения, мышления, внимания и памяти;
  • развитие мелкой моторики при создании персонажей мультфильма (лепка, рисование, лего-конструирование);

Как правило, просмотр мультипликационных фильмов по телевидению пользуется у дошкольников большой популярностью, занимая определённое место в их досуге и оказывая значительное влияние на их воспитание и развитие. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, доступные дошкольникам сюжеты. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из эффективных наглядным материалом.

Следовательно, анимация (мультипликация) означает оживление персонажей или их одушевление. Во время создания мультфильма ребёнок сможет попробовать себя в качестве художника-мультипликатора, оператора, актёра, озвучивающего персонажа, познакомиться с разными видами творческой деятельности, профессиями.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением.

Работа над созданием мультфильма осуществляется в несколько этапов: На первом этапе с дошкольниками заучивается стихотворение или изветная всем сказка берется за основу. Также на этом этапе ведется беседа по содержанию, происходит объяснение значения непонятных для ребенка слов, обсуждаются герои. После того, как произведение  было заучено, осуществляется переход ко второму этапу, на котором дошкольники выбирают героя, которого они хотели бы создать. Обсуждается его характер и внешний вид.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

Техники, которые используются при содании мультфильма оказываю большое воздействие на формирование и коррекцию речи у детей дошкольного возраста. Одной из стаких техник является:

Перекладка – суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название – перекладка.

В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуются внимание и память. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Пластилиновая анимация (лепка из пластилина) . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;

Лего способствует обогащению словаря, называя цвет,форму деталей в процессе созданя картины.  Действия с конструктором поможет  обогатить словарь существительными, прилагательным, предлогами. Использовать lego-конструктор  можно при проведении занятий по звуковой культуре речи. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук”, использовали лего, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета — гласные звуки, синего — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие.С помощью лего можно закреплять предлоги,закреплять пространсвенную ориентацию вверх,вниз.

Сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) .Рисование песком приносит детям не только удовольствие, но и огромную пользу.Известно, что мелкая моторика и развитие речи прямо зависят друг от друга. Иными словами, чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше он будет говорить. А песочная анимация развивает не только мелкую моторику, но и пластику, общую координацию движения, а также фантазию, образное мышление, воображение и творческие способности ребенка. Рисование песочных узоров очень увлекает и, как следствие, развивает усидчивость и помогает сконцентрировать внимание.

На третьем этапе происходит анимирование героя, т.е. его оживление, которое осуществляется в технике перекладки. При работе с данной техникой достаточно нарисовать или вылепить фоны, создать персонажей, установить фотокамеру над фоном, и можно приступать к съемке мультфильма. Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще, так как, работая в этой технике при съёмке мультфильма можно ограничиться одной плоскостью.

Четвертый этап. Создание фона и декораций, их установка на площадке для съемки. В ходе этого процесса необходимо выслушать мнение детей по поводу организации места съемки, её проведении, попросить ребенка описать место проведения съемки, атрибуты, повествуя об этом другим детям, аргументируя свои предложения, отстаивая свою позицию, что является характерной чертой такого вида монолога, как рассуждение. Педагог также может наделить детей ролью, в соответствии с которой они могут действовать, а также предложить детям поразмышлять о том, кем они могут быть в данном процессе, например, режиссер, монтажер и т.д.

Пятый этап один из самых значительных – съемка мультфильма. Дети занимаются перестановкой персонажей и декораций в соответствии с сюжетом. На данном этапе прослеживается умение детей действовать в соответствии с сюжетом, сюжетная линия, развивается диалог и монолог детей, умение работать в команде. Этап является продолжением предыдущего, детям предлагаются роли, в соответствии с которыми они продолжают действовать, могут ими поменяться. Многократное повторение сюжета и речевого взаимодействия позволит дошкольникам выбрать наиболее подходящий для себя стиль рассказывания.

Последний этап – озвучивание ролей, различных звуков, и вставка их в смонтированный мультфильм. Данный этап очень важен для детей, ведь именно на нем  активизируется речь детей. На основе построения взаимодействия между детьми в предыдущих этапах речь дошкольников является полной, образной, не вызывает у них чувство дискомфорта. Монолог проявляется во всей своей развернутости: дети выстраивают свою речь в соответствии с ролью.

Посмотрите на экран, сейчас вам будет представлен короткометражный видеоролик,который мы с ребятами озвучили.

Таким образом, можно утверждать, что использование такой технологии как создание мультфильмов с детьми, имеющими проблемы, является действенным средством не только развития психических процессов, творческой активности, но и развития речи. У дошкольников формируется представление о создании мультфильма, проявляется интерес к познавательной деятельности и творчеству, повышается мотивация к исправлению своей речи, формируется желание выполнять необходимые задания воспитателя. Основываясь на этом интересе, возможно эффективное построение  работы по автоматизации звуков, активизации словаря и знакомства с новыми словами.

Библиографический список:

1. Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2010. – 41 с.

2. Тихонова Е. Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 59 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - сообщение для педагогов на тему: "Загадка как средство развития мышления и речи".

Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей....

Консультация для педагогов на тему: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...

"Мультстудия, как средство развития и коррекции речи дошкольников"

Современные технологии в помощь коррекционному педагогу...

Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...

Консультация для родителей на тему: "Мультстудия- как средство развития речи у старших дошкольников."

Консультация для родителей на тему: «Мультстудия – как средство развития речи у старших дошкольников»....