«Мультстудия – как средство развития и коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Коррекция речи детей с тяжёлыми нарушениями – это кропотливый и сложный процесс. Эту работу усугубляет в настоящее время сочетание нарушений: к речевым расстройствам добавляются расстройства эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, дефицит внимания, агрессивность, немотивированная обидчивость, упрямство), нарушения общей и мелкой моторики, пространственных представлений, снижение интереса к обучению. Для того чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Одной из таких технологий является создание мультфильма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГБУ «Гатчинский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Дарина»
«Мультстудия – как средство развития и коррекции речи детей
с тяжелыми нарушениями речи»
Выполнила
учитель-логопед
Васильева Т.В
«Мультстудия – как средство развития и коррекции речи детей
с тяжелыми нарушениями речи»
Вот уже три года в ЛОГБУ Центр «Дарина» разработана и успешно применяется практика активного взаимодействия с семьями воспитанников с целью совершенствования детско-родительских отношений, сплочения семьи. Инновационной формой данного взаимодействия является мультстудия.
Актуальность этой практики заключается в том, что коррекция речи детей с тяжёлыми нарушениями – это кропотливый и сложный процесс, преодолеть который возможно при непостредственном участии родителей. Для того чтобы заинтересовать детей и родителей нужны нестандартные подходы, новые технологии. Одной из таких технологий является мультипликация. Кроме этого, эта практика способствует построению личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия всех участников образовательных отношений, тем самым выстраивается уровень взаимодействия «педагог- ребенок-родитель». Данная технология позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с ТНР, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, а также развивает новые. Эта технология доступна и интересна детям с любым уровнем развития, состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Создание мультфильма – это инновационная форма, позволяющая логопеду решить множество коррекционных задач: обогащать, расширять пассивный и активный словарь, совершенствовать просодическую сторону речи в процессе озвучки; развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память), совершенствовать мелкую моторику ребёнка, что немаловажно для речевого развития.
Целью мультстудии является развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый и ребенок) может включаться в процесс коррекционной деятельности.
Участники: педагоги, дети 3-18 лет и их родители
1. Подготовительный этап.
- Определение темы мультфильма и техники его исполнения;
- Продумывание сюжета и персонажей мультфильма;
- Создание (Лепка, рисование, лего-конструирование, и т.д.) персонажей и других эскизов.
2. Основной этап.
- Покадровая фотосъемка мультфильма в соответствии с сюжетом;
- Озвучивание персонажей мультфильма;
- Монтаж видеоряда мультфильма и добавление подходящей музыки.
3. Заключительный этап.
- Демонстрация мультфильма родителям и детям, а также во время мероприятий в музыкальном зале, в группах социальной сети для педагогов и родителей и детей.
Для того чтобы создать иллюзию естественности движений героев в готовом мультфильме, дети передвигали (вырезанные из бумаги) персонажей буквально на миллиметры. Для наших детей с нарушениями моторной сферы, это колоссальный труд. Ведь такие дети вообще с трудом чувствуют свои пальцы: силу нажима, координацию. Движения их импульсивны, резки, проявляется неврологическая симптоматика. И, конечно, такая кропотливая работа, развивала у ребёнка, не только, ручную умелость, но и эмоционально-волевые качества (терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца), потому что огромный интерес к деятельности заставлял детей работать на результат. В озвучивании участвовали сами дети и их законные представители. Они с большим интересом, подходили к этой работе : родители показывали пример выразительности и интонационного разнообразия , а дети на примерах родителей тренировались в выразительном чтении стихотворений, в темпо-ритмической стороне речи, в вырабатывании четкого и ясного произношения каждого звука, а также слова и фразы в целом, то есть хорошей дикции, в умении регулировать громкость голоса и т.д. Прослушав свою звукозапись при озвучивании героев, дети вдохновлялись и с лёгкостью исправляли то, что не получалось.
Полученные и планируемые результаты:
В создании мультфильмов принимали участие дети с ограниченными возможностями здоровья группы Аленький цветочек и дети скраткосрочного прибывания. За время существования Мульстудии, мы создали 6 мультфильмов: «Сказка про веселый язычок», «Подарок маме», «Мишкин сон», «Зимние приключения», «Маленькая собачка Соня», «Лего-город». Мультфильмы выполнены в различных техниках: перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются), пластилиновая анимация (лепка из пластилина), плоская (как перекладка) и объемная (как кукольная анимация); предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, смешанные техники.
Выводы: применение такой инновационной технологии, как мультстудия позволило сделать вывод о том, что связная речь детей, участвующих в создании мультфильмов, стала более развернутой, увеличился словарный запас, улучшилась мелкая моторика, расширились представления об окружающем мире. А также привело к гармонизации детско-родительских отношений.
Итог
Применение мультстудии позволяет развить речь ребенка, сформировать креативные, творческие созидательные качества личности ребенка. А также способствуют активному приобщению родителей к коррекционному процессу, к воспитанию ребенка, к развитию его творческого потенциала и природных задатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование лексико-грамматических навыков — одна из задач коррекционного обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
laquo;Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения» направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».
Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...

«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих...
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, прини...