Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Планирование на год. В планировании представлены варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной лексике, развитию мелкой и общей моторики на каждый пройденный звук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_tematicheskoe_planirovanie_-_podg._gr.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа 1747 ДО «Олененок»
Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
Учитель-логопед: Смекалина Наталья Сергеевна
Москва 2018г.
Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
Недели, | Темы (Звук и буква) Дата проведения | Развитие фонемати-ческого восприя-тия | Звуко-слоговой анализ | Грамматический строй | Лексика Активная | Развитие общей и мелкой мотори-ки | Работа над развитием дыхания и голоса | |||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||||
1-2 | Обследование речевого развития детей | |||||||||||||||
3 | Различаем речевые и неречевые звуки | |||||||||||||||
4 | Звук и буква У (-Акустическо-артикуляцион-ный образ звука; - связь звука и буквы; - Закрепление звука в слогах, словах, предл-ях, в тексте) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. Подбор картинок со звуком У вначале. | Выделение начального гласного. | Договаривание предложений по картинкам (И.п. и В.п. единственного числа существительных) | Утюг, удав, улитка, утенок, ухо, уход, паук, умывальник, буквы, удод, дуб, дудка, кухня | «Дует, дует ветер…» «Ветер по лесу гулял..» Печатаем букву. | Развитие диафрагмаль-ного дыхания, произнесение звука У громко-тихо | |||||||||
Звук и буква А (См.выше) | «Хлопай, не зевай» «Выдели звук» «Поймай звук | Анализ звукового ряда из двух гласных | Договаривание предложений (косвенные падежи ед. числа существительных) | Автомат, Альбион, айва, антенна, аллея, автомобиль, ателье, танк, мак, вата, ванна, панама, аптека | «Дует, дует ветер…» «Ветер по лесу гулял..» Печатаем букву. | Развитие диафрагмаль-ного дыхания, произнесение звука шепотом-громко-тихо-беззвучно | ||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||
1 | Звуки У-А (-Акустическо-артикуляци-онный образ звука; - связь звука и буквы; - Закрепление звука в слогах, словах, предложениях, в тексте) | Воспроизве-дение звуковых рядов из трех гласных звуков. Анализ звукового ряда из трех гласных | Род существительных (соотнесение с количественным числительным один, одна, одно) | утюг, удав, улитка, ухо, утенок, утка, альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник | «Листья осенние тихо кружатся..» «На березе, на осине… Печатаем букву. | Распев гласных звуков. Произнесение на твердая атаке голоса. | ||||||||||
звук и буква И (см. выше) | Отобрать и назвать картинки со звуком И в середине слова. Игра «Домик» | Анализ звукового ряда из трех гласных | Именительный падеж множественного числа существительных на -и, -а | Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней | «Ветер» Печатаем букву. | Развитие диафрагмаль-ного дыхания, голосовые упражнения | ||||||||||
2 | Звук и буква О (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. | Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного | Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений со словом много | Конь, кот, дом, ком, лимон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова | Печатаем букву. | Вдох и выдох через нос. Голосовые упр-я (на одном выдохе звуки ИО) | |||||||||
А, У, И, О | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов | Выделение первого и последнего звука в словах | Именительный падеж множественного числа существительных на –ы, -и, а. | См. выше | Изображение гл. букв с помощью поз, движений | Вдох ртом, выдох носом. Голосовые упр-я | ||||||||||
3 | Звук и буква М-Мь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима | Деформированная фраза. Большая буква (имена людей) | Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мойка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет | Печатаем букву. «Кошка» «Идет коза…» | Вдох ртом, выдох носом. Голосовые упр-я | |||||||||
звук и буква К-Кь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение слов со зв. К-Кь из текста. | Преобразова-ние обратных слогов в прямые. Воспроизве-дение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) | Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов | Конь, кот, коньки, книга, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук | «Дождик» Печатаем букву. | Развитие диафрагмаль-ного дыхания, голосовые упражнения (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков) | ||||||||||
4 | Звук и буква Н-Нь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова сани | Предлоги на, с. Словообразование сложных слов | Сложные слова: снегопад, сенокос, садовод, вездеход, лесовод, атомо-ход, медонос, нефтебаза... | Запретное движение | Вдох через нос, выдох ртом.голос. упр. – работа над звонкос-тью голоса | |||||||||
Н-М | «Подумай и не торопись» | Учить диф-ть звуки М-Н в слогах, словах и предложениях | - развивать навыки словообразования | Кино, великан, сон, гиппопотам, молоко, штаны | «Ежик» | Вдох через нос, выдох ртом. голос. упр. – работа над звонкостью голоса | ||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||
1 | Звук и буква Ы (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. | Выделение ударного гласного после согласного | Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-. | Дым, дыня, тыкаа, ягоды, тюльпаны, панамы; существительные на -ы во множественном числе | Печатаем букву. «Опята» | Вдох ртом, выдох носом. Голосовые упр-я | |||||||||
2 | звук и буква П-Пь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение слов со зв. П и Пь из текста. | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа ап | Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными | Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья | «Урожай» «Овощи» Печатаем букву. | Развитие диафрагмаль-ного дыхания, голосовые упражнения (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков) | |||||||||
звук и буква Т-Ть (см. выше) | Воспроиз-ведение слогового ряда со сменой ударного слога | Звуковой анализ обратного слога типа ут. Воспроизве-дение слоговых рядов (обратные слоги) | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных | Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, Витя, Митя, Костя, телефон, телеграф, плеть, бежать, | «Компот» | Речевая ритмика , упр-я на длител-ть выдоха | ||||||||||
3 | П-Т-К | Воспрои-зведение слоговых рядов | Воспроизве-дение слоговых рядов типа па- та-ка. Звуковой анализ прямого слога | Притяжательные прилагательные на -ин-. Согласование количественных числительных 1,2,5 и существительных Предлоги на, под | См. выше | Печатаем буквы. «Божья Коровка» | «Петух» «На турнике» Голосовые упр-я | |||||||||
Звук и буква Х-Хь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога | Согласование количественных числительных 1, 2,5, 9 и существительных | Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха | «Птички» Печатаем букву. | Вдох и выдох через нос. Голосовые упр-я (на одном выдохе звуки ИУ) | ||||||||||
4 | К-Х | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов | Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот | Согласование количественных числительных и существительных | См. выше | Печатаем буквы. | Голосовые упр-я | |||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||
1 | Звук и буква С (см. выше) | Найди слова с заданным звуком. Определи место звука в слове | Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси, сам, сама. Деление слов на слоги, сами. | Множественное число существи-тельных. Словообра-зование относитель-ных прилагательных. Согласование прила-гательных с сущест-вительными. Уменьшительно-ласкательные суф-фиксы прилагательных. Притяжатель-ные прилагательные на-ин- | Прилагательные: осенний, весенний, сосновый, ясеневый... Сложные слова: самокат, садовод, листопад, снегопад, самолет, сенокос... Серия III пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Снежок» «Птички» | «Насос» Произносить на одном вы-дохе 3 гласных зв., увеличивая длительность произнесения | |||||||||
Звук Сь (см. выше) | ||||||||||||||||
2 | Звук и буква З- (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зиме, зонт, Зине. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные | Предлоги за, из-за. Согласование прилагательных с существительными (зеленый, -эя, -ое, зимний, -яя, -ее..). Сомнительные согласные в конце слова (таз, воз, нос) | Серия III пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Снежок» «Стул», «Стол» | «Подуй на язычок», произнесение нескольких гласных на одном выдохе. | |||||||||
Звук Зь (см. выше) | ||||||||||||||||
3 | Диф-я С-З | |||||||||||||||
Диф-я Сь-Зь | ||||||||||||||||
4 | Звук и буква Д-Дь | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук, дубы, дубок, домик, Тома, дымит. Звонкие и глухие согласные | Распространение предложений. Словообразование сущ-ных, обознч. лиц по их занятиям. Правописание сомнительных согласных в конце слова. | Дом, дым, дыня, ягоды, блюдо, дудка, звезды, фундук, сундук гнездо, бидон, посуда, дуб, | «Жираф», «Где обедал воробей» «Башмаки» «Моя семья» | Вдох через нос, выдох через рот. голосовые упраж-я «Вырасти большой» | |||||||||
Звук и буква Т-Д | ||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||
1-2 | Каникулы | |||||||||||||||
3 | Звук Б-Бь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | Звукослоговой анализ, схемы слов бант, бинт. Ударение | Уменьш.-ласкат. Суфф-сы сущ. –ок, -ек-, ик. Работа с деформированной фразой. Предлоги под, из-под | Бант, губы, зубы, батон, ботинки, будильник, аль-бом, хобот, банан, автобус, буквы, соболь, бусы, аз-бука,бумага, бинт, беседка, бинокль, кубики, билет, бидон, павлин, панама,липа,пень, подкова, паук | «Ежик» | Вдох через нос, выдох ртом. голос. упр. | |||||||||
П-Б | ||||||||||||||||
4 | Звук и буква Г-Гь | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | Звуко-слоговой анализ. Схемы слов утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа | Косвенные падежи количественных числительных (1,2,5). Предлоги под, из-под, за, из-за. Правописание сомнительных согласных. | Гуси, вагон, губы, нога, ноги, бумага, ягоды, газета, магазин, гвоздь, попугай, кубики, конфета, кофейник, кегли, гамак, губка, гвоздика. | «Грабли» | «Свисток» | |||||||||
Дифф-я Г-К | ||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||
1 1 | Звук и буква В-Вь (см. выше) | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук, | Распространение предложений. Уменьшительно-ласкательные суф-фиксы существи-тельных. Словооб-разование существительных, обознача-ющих лиц по их занятиям. Право-писание сомнитель-ных согласных в конце слова | вата, ванна, ваза, вафли, василек, два, валенки, овод, умывальник, вагон, сова, ива, диван, тыква, квас, буквы, клюква, венок, весы. | «Елка» «Новый год» | «Дровосек» | |||||||||
Звук и буква Ф-Фь | «Хлопай-топай» | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Звонкие и глухие согл. | Слообр-е сущ. Муж. Р. (по их занятиям, по профессиям). Родств. Слова (учить, читать). Сложноподчиненные предлож-я. Большая буква. Сомнительные согл-е в конце слова. | Серия III - VII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Друж-ба» Общее расслаб., движение под текст. | «Ежик» повышение и понижение голоса при произнесении слогов. | ||||||||||
2 | В-Ф | Упражнения с разрезной(магнитной) азбукой. Чтение, печатание. | Слообр-е сущ. Муж. Р. (по их занятиям, по проф Сложноподчиненные предлож-я. Большая буква. Сомнительные согл-е в конце слова.ессиям). | Серия III - VII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | ||||||||||||
Звук и буква Э | Упражнения с разрезной(магнитной) азбукой. Чтение, печатание | Звуко-слоговой анализ слов это, эти, этот | Образование прилагательных. Согласование с существительными. Большая буква в начале предложения. | Экран, эхо, эму | «Акула» | «Ныряльщики» | ||||||||||
3 | Звук и буква Й | . Упражнения с магнитной азбукой. Чтение, печатание | Мягкие согласные Звуковой анализ и синтез обратного слога | Род существительных (соотнесение с местоимением мой, моя, мое) | Копейка, юбка, двойка, йод, йогурт, майка, кофейник, попугай | |||||||||||
4 | Звук и буква Е | Упражнения с магнитной азбукой. Чтение, печатание | Звуко-слоговой анализ слов ветка, дети. | Большая буква в начале предложения. | «Лошадки» | «Партизаны» | ||||||||||
Звук и буква Ю | Выделение звука из звукоряда | Твердые и мягкие согл. Упражнения с разрезной азбукой. | Большая буква. Сомнительные согл-е в конце слова. Спряжение по образцу. | Повышение и понижение голоса при произнесении сочетания из 2 звуков. | ||||||||||||
Март | ||||||||||||||||
1 | Звук и буква Я | Выделение звука из звукоряда | Твердые и мягкие согл. Упражнения с разрезной азбукой. | Большая буква. Сомнительные согл-е в конце слова. Спряжение по образцу. | Повышение и понижение голоса при произнесении сочетания из 2 звуков. | |||||||||||
Звук и буква Ш | Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов. «Домик» | Преобразование слов (мышка-мишка). Составление схем, чтение, печатание. | Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов наст. Времени по образцу. Правописание ШИ | |||||||||||||
2 | Дифф-я Ш-С | Придумай слова с заданным звуком | Схема предложе-ния. Чтение, печатании пред-ложений. Слова сложной слоговой структу-ры. Ударение. | Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова. Сомнит. согл. в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ | Серия III - IV пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Жук» | «Цветы» | |||||||||
Звук и буква Ж, | Игра «Чудо дерево» | Преобразование слогов и слов. Слова сложной слоговой-структуры | Приставочные глаголы. Предложения с однородными членамим. Родственные слова. Спряжение глагола бежать. Правописание ЖИ-ШИ | |||||||||||||
3 | Дифф-я Ж-З | Придумай слова с заданным звуком | Схема предложе-ния. Чтение, печатании пред-ложений. Слова сложной слоговой структу-ры. Ударение. | Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова. Сомнит. согл. в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ | Серия III - IV пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | |||||||||||
Диф-я Ш-Ж | Придумай слова с заданным звуком | Схема предложе-ния. Чтение, печатании пред-ложений. Слова сложной слоговой структу-ры. Ударение. | Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова. Сомнит. согл. в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ | Серия III - IV пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Жук» | «Цветы» | ||||||||||
4 | Звук и буква Р | Определи правильно ли произненесено слово | Самостоятельное составление схем слов. Упражнение с разрезной азбукой, чтение, печатание слов. | Составление предложений по картинкам, деление на слова. Родств. Слова (ворона, воробей, рак, тигр) Образование отглагольних прилаг. | Жарить, варить, парить, морозить, тушить, солить, мариновать, сушить, печь, вялить, коптить, консервировать. | «Маляры» «Шофер» | Выполнение дыхания с движением. | |||||||||
Звук Рь | ||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||
1 | дифф-я Р-Л | «Угадай-ка» (по первым буквам получаем новое слово) | Преобразование слогов и слов. Слова сложной слоговой-структуры | Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами. Родственные слова. Спряжение глагола бежать. Правописание ЖИ-ШИ | Серия V пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «ремонт в доме» | «Укачивание» | |||||||||
дифф-я Рь-Ль | ||||||||||||||||
2 | Звук и буква Щ | Лото | У Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения | Слообр-е сущ. муж и жен. Р. С суффикса-ми –щик, -щиц (профессии). Увеличительно-пренебрежительный суф. –ищ-. Правописание ЩА-ЩУ | Серия VII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | Общее расслабление, движение под текст. | ||||||||||
2 | Звук и буква Ч | «Найди звук» | Составление схем слов со стеч. согл. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений | Уменьш.-ласкат. суфф. сущ. Приставочные глаголы (от мчаться) Словообразование сущ. (профессии, отчества муж. р.). Слообр-е притяж. прилаг. Правописание ЧА-ЧУ | Серия VIII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Гусени-ца» | Распевать гласные звуки | |||||||||
3 | дифф-я Ч -Ть | |||||||||||||||
Звук и буква Ц | Выделение звука из звуко- и слогорядов. | Составление схем слов со стечением согл. Чтение и печатание слов и предложений. | Словообразование сущ. ср. рода с уменьш.-ласк. Суф. –уц-, -иц-, -ц-. Составление предложением с данным словом. Слообраз-е сущ. ж.р. с суф. –иц-, -ниц. | Серия III пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой | «Фиалка» «вырос высокий цветок» | Спеть песенку в лесу родилась елочка» со зв. А | ||||||||||
4 | дифф-я Ц-С | |||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||
1 | Дифференциация Твердые-мягкие | Придумай слово | Работа над техникой чтения. | Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения | Дидактические игры | |||||||||||
2 | Дифференциация Звонкие - глухие | Придумай слово | Работа над техникой чтения. | Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения | Дидактические игры | |||||||||||
3 | Диагностика | |||||||||||||||
4 | Диагностика |
Список используемой литературы:
- В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко (3 периода) "Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН" Гном, 2014 г.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет, конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в подготовительной к школе логогруппе, " Гном,, 2009.
- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) . –– М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР
Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...
Перспективный тематический план занятий по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР (старшая логопедическая группа)
Перспективный тематический план занятийпо развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР(старшая логопедическая группа)...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Перспективный план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР в подготовительной к школе группе
Календарное планирование по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группаТематическое планирование по развитию фонетико - фонематической стороны речи. Подготовительная...