Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш
Цель: Создание условий для дифференцирования звуков С-Ш.
Задачи:
- Активизировать умение различать звуки С-Ш..
- Определять последовательность звуков в слове.
продолжать учить составлять предложения из отдельных слов. Совершенствовать звуковой анализ и синтез.
Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква..., насо..., ...анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...ова, ...ода, ...умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Фафа.
- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?
- Я не умею произносить только некоторые звуки.
- Но как мы узнаем твоё имя?
- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.
II. Сообщение темы занятия.
- Как зовут нашу гостью? Саша.
- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
- С и Ш.
- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.
- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.
- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.
Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
1. Артикуляция звуков.
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.
- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.
Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).
Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.
Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)
Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка
2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.
Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.
Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)
Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)
Какая разница в произношении звуков С и Ш?
3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:
Первая остановка «Чистоговоркино»
Повторяйте за мной.
Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.
са—ша—са шо—со—шо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.
Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.
Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
- Говорите, что вы видите.
5. Дидактическая игра «Измени слово»:
Следующая остановка «Заменяй-ка».
- Замените звук С на звук Ш.
Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.
са – ша
со - шо
су – шу
сы – ши
ста – шта
спа – шпа
сма – шма
сла – шла
сутки — шутки
миска — мишка
каска — кашка
касса — каша
маска — Машка
плюс - плюш
6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.
Остановка «Магазин. Покупай-ка».
Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).
Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).
- Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.
7. Подбор предметов к признакам.
Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:
Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказатьбольшой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.
Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки
А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.
Составьте с этими словами предложения.
Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.
Поехала дальше. Спустили пар.
8. Физкультминутка.
Машина
Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш |
| Размахивают руками вперёд, назад. |
С – С – С, С – С – С, | Машут руками над головой. | |
Би-би-би – гудит машина. | Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой. | |
Тук-тук-тук – мотор стучит. | Топают ногами. | |
«Едем, едем, едем, едем», - | «Рулят». | |
Он так громко говорит. | Хлопают. | |
Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш | Размахивают руками вперёд, назад. | |
С – С – С, С – С – С, | Машут руками над головой. | |
Шины трутся о дорогу. | Потирают ладонями рук друг о друга. | |
Шу-шу-шу – они шуршат. | Топают ногами. | |
Быстро крутятся колёса | Делают «вертушку» руками перед грудью. | |
Са-са-са – вперёд спешат. | Хлопают. |
9. Звуковой анализ слова Саша.
Остановка «Схемкино».
Саша: А что это за остановка?
Мы можем выложить схемой твоё имя.
- А как это?
- Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».
- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.
- Какой первый звук в слоге СА? Второй?
- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
- Какие звуки во втором слоге?
- Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.
11. Чтение слов с пропущенными буквами.
Саша-шутница, стёрла буквы в словах. Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.
...апка
...ипы
ква...
насо...
...анки
...ина
...уба
шала...
...утки
...ова
...ода
...умка
Прочитайте слова с буквой С (Ш).
- Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.
- Дети, повторите скороговорку.
III. Итог. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Р – Л"
дифференциация звуков Р - Л...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».
В ходе занятия дети знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х\'].
Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Согласные звуки [р,р\'],буквы Р,р.
конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"
На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....