Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников
статья по логопедии
Информационные технологии в последние годы стали одним из эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Бурное развитие цифровой техники открывают новые варианты обучения, которые педагоги и дети принимают с увлечением и интересом, и это позволяет добиться более высоких результатов в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_korrektsii_rechevyh_narusheniy_u_doshkolnikov.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников
«Любить детей – это и курица
умеет. А вот уметь воспитывать
их – это великое государственное
дело, требующее таланта и
широкого знания жизни».
М.Горький
Мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем и открывать новые возможности для обучения и воспитания детей, применяя талант и широкие знания жизни.
А информационные технологии в последние годы стали одним из эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Бурное развитие современной электроники и телекоммуникаций открывают новые варианты обучения.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обеспечение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.
Для того чтобы образовательная работа проходила максимально полезно для детей, необходимо помнить, что нужно придерживаться определенных правил при проведении занятий с использованием ИКТ:
- Продолжительность занятий с использованием компьютера – для детей 5 лет – 10 минут, для детей 6-7 лет – 15 минут, из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером.
- После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
- Обязательно проветривание помещения до и после занятия.
- Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
- Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Все созданные мною мультимедийные продукты можно отнести к различным блокам:
-диагностический
-коррекция устной речи:
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– связная речь.
-тематический
-развитие высших психических функций
Представлю некоторые мультимедийные продукты.
Для диагностики фонематических процессов я подготовила презентацию на основе Логопедического альбома для обследования фонетико-фонематической системы речи - автор Смирнова И.А., художник — Каратай И.М. http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Фонематическое_обследование.ppt
По презентации можно проверить слуховую дифференциацию фонем по глухости-звонкости или обследовать состояние звуко-слоговой структуры слов разной звуковой наполняемости.
Для развития артикуляционной моторики и мимики создала презентацию «Пёс Барбос и весёлая гимнастика для язычка». http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Пёс_Барбос_и_весёлая.ppt
Детям нравится такая нестандартная форма артикуляционной гимнастики.
Самый сложный этап - автоматизация поставленных звуков - осуществляется сначала в словах, для этого я использую замечательные авторские презентации Молявко Юлии, составленные практически на все звуки, причём с голосовым сопровождением.
Для автоматизации поставленных звуков в предложениях и развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР подготовила игру «1, 2, 3, 4, 5». http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Игра_12345.ppt?tmpl=component
Таким образом можно отрабатывать и дифференциацию звуков.
Очень дети любят игру «День-ночь». Варианты могут быть разными. Например, назови слова, запомни, ночь-глазки закрыли, день-глазки открыли, чего не стало? http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Игра_День-ночь.ppt
Автоматизирую поставленные звуки в рассказах Ткаченко. Я взяла за основу её логопедический альбом «Фонетические рассказы в картинках» и составила презентации на все группы звуков. Мы работаем таким образом: читаю текст к картинке, затем ребёнок называет слова с автоматизируемым звуком, затем пересказывает текст.
Тематический блок представлен презентациями к занятиям. http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Подгрупповое_занятие_в_средней_группе.docx Например, «Первые весенние цветы» к занятию «Весна-красна», сначала идёт рассказ с показом слайдов о каждом цветке, а затем игра «Что лишнее?» Нашли лишнее, затем проговариваем: У меня есть ромашка, у меня нет ромашки и т.п. Ваша фантазия… Развивается и лексико-грамматический строй речи, и мыслительные процессы.
Блок развития высших психических функций. Одна из игр: «Что я вижу» (для развития пространственных представлений). http://ds17.divedu.ru/images/news/Специалисты/Логопед/Развитие_постранственных_представлений.ppt (Картинный материал взят из профессионального сообщества «Мир логопедии Натальи Китаевой»).
Я состою в различных профессиональных интернет-сообществах социальной сети «В контакте»:
- Дошкольник, логопед, педагог, дети, воспитатели
- Логопеды, психологи, педагоги
- Логопеды, дефектологи, педагоги, психологи
- ЛогоПрог
- Логопедический центр в Раменском
- Логопед Нижний Новгород
- Логопеды
- Логопедия: слоговая структура слова
- Мир логопедии Натальи Китаевой
- Логопедическая группа «Говорунишка»
- «Солнечный свет»/педагогический портал
- Речевая мастерская Ирины Лебедевой
- Слушаю-понимаю-думаю-говорю
- Подслушано. Логопеды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников. «Путешествие в сказочную страну»
Педагогический проект...
Использование логосказок и анимационных технологий, как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР
внедрение в коррекционную деятельность технологии мультерапии....
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Речевые нарушения способствуют затруднениям в формировании высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе....
Использование мнемотехники для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (мнемотаблицы)
Использование мнемотехникидля коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.v Бедность речи. Недостаточный словарный запас,v Односложная, состоящая ли...
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
Отчет по теме самообразования: «Использование ИКТ при коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Подготовил: учитель-логопед Чичваркина Л. Э.МБДОУ "Детский сад "Снежинка" г. Гагарин ...